Кризис оздоровил ассортимент российского ритейла
Дмитрий Груданов, директор Волго-Вятского филиала X5 Retail Group На мой взгляд, рынок ритейла в Нижегородской области еще пока полностью не восстановился после кризиса. Большинство объектов было
Дмитрий Груданов, директор Волго-Вятского филиала X5 Retail Group
На мой взгляд, рынок ритейла в Нижегородской области еще пока полностью не восстановился после кризиса. Большинство объектов было заморожено, стоимость аренды помещений снизилась на треть. Открытие крупных торговых центров было перенесено на 2010 год. Но за эти 8 месяцев 2010 года многие торговые центры так и не смогли открыться вообще или открылись с большим «натягом». Из-за проблем со сдачей торговых площадей, а также недостаточного финансирования, в аренду тогда было сдано чуть более трети всех площадей. Только сейчас проявляются первые признаки оживления девелоперов. Если говорить в целом, то по сравнению с 2009 годом мы наблюдаем рост предложений на аренду торговых площадей и повышение их качества. Если же рассматривать этот вопрос по форматам, то, например, проблема поиска нужных нам площадей остается. То есть, как и прежде, наблюдается дефицит качественной торговой недвижимости, особенно площадью 200–1000 кв. м. Я думаю, что процесс насыщения рынка торговыми центрами и объектами розничной торговли всех форматов будет продолжаться, поскольку сейчас рынок сетевой торговли в Волго-Вятском регионе по сравнению с Европой развит слабо. У него есть огромный потенциал и возможности для роста и развития.
Большие изменения в ритейле произошли и в связи с вступлением в силу закона о торговле. Главный пункт закона— регулирование цен на жизненно важные продовольственные товары. Теперь государство вправе установить допустимые розничные цены на определенный перечень товаров. Но при условии, что цены на них поднялись на 30%. Кроме того, любым торговым сетям, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, с 1 февраля запрещено расширяться и открывать новые магазины.
До сих пор, несмотря на то, что наша страна стала постепенно выходить из кризиса, мы еще наблюдаем смещение спроса в пользу «базовых» продуктов: хлеба, кисло-молочной продукции, мяса, рыбы. Таким образом, покупатели стараются сократить свои расходы. Сохраняющийся еще достаточно высокий уровень безработицы и снижение покупательской способности населения не дает возможности пока повысить магазинам средний чек. Особенно это заметно в регионах, где местная экономика полностью зависит от одного крупного предприятия, которое сократило объемы производства и персонал. Даже сейчас покупатели предпочитают ходить в магазины эконом-класса.
Что касается ассортимента, то кризис оздоровил российский продовольственный ритейл с точки зрения ассортимента. Уже сейчас количество брендов одной товарной категории, представленной в магазине, сокращается, при этом исчезают именно те марки, которые не пользуются спросом. Поэтому ассортимент постепенно будет сокращаться, по некоторым позициям— в разы. Кроме того, стали активно развиваться частные торговые марки— СТМ (собственная торговая марка), цена которых в среднем на 10–20% дешевле представленных аналогов. Учитывая этот факт, я полагаю, что сегодня для privat label открываются большие перспективы. Важно понимать, что владелец СТМ не несет маркетинговых и рекламных расходов, что позволяет существенно снизить себестоимость товара. В сотрудничестве в области СТМ я вижу интересные возможности для региональных производителей.
В настоящее время мы отмечаем актуальность различных бонусных программ лояльности для покупателей. Именно сейчас приверженность покупателя конкретному магазину подвергается проверке на прочность. Понижение уровня дохода ряда клиентов, неуверенность в завтрашнем дне, культивируемая в средствах массовой информации, заставляет покупателя пересматривать свои потребительские привычки. Поэтому не только в России, но и во всем мире среди дальновидных успешных компаний сейчас наблюдается рост интереса к программам удержания потребителей.
Колонка написана специально для «Делового квартала»