Креативный бизнес по-нижегородски: "Нужно много общаться и быть в тусовке"

В четвертый раз "ДК" проводит форум «Будущее города». Одной из тем, которую обсудят эксперты, станет креативный бизнес. Накануне форума "ДК" узнал, как построить "бизнес с другими мозгами".

Креативное предпринимательство в России пока не очень популярно, но стремительно развивается в Европе и Америке. Креативный предприниматель – это человек, который объединяет творческих людей и деньги в одном месте и заставляет капитал «плясать под дудку таланта».

В Нижнем Новгороде представители нового направления тоже стали появляться. Причины в том, что, во-первых, ниша практически никем не занята. А во-вторых, сами историко-культурные особенности города располагают к тому, чтобы создавать арт-пространства, способные дать толчок бизнесу с креативной составляющей.

Директор Приволжского филиала Государственного музея современного искусства Анна Гор отмечает, что дать однозначный ответ, какие факторы все-таки влияют на развитие этого бизнеса, невозможно.

«Это серьезная тема, которая связана и с особенностями инвестирования, и с городской недвижимостью, и с культурными стратегиями. В том числе, межпредметными связями, которые в нашем городе очень слабо развиты. У нас принято считать, что если это культура, то это соответствующие учреждения, если бизнес, то это деньги. А весь смысл креативного бизнеса в том, что креативный сектор и бизнес договариваются о каких-то выгодах», - уточняет она.

При этом г-жа Гор замечает заинтересованность промышленников региона в создании креативных проектов:

«Перспективы у этого бизнеса в регионе есть. Еще вчера я встречалась с собственником одного из заводов, которого интересует этот тренд, и он готов им заниматься».

В богатом историей городе-миллионнике найти подходящее пространство для креативного проекта не так-то просто. Так, для проекта «Свободное пространство «Циферблат» самыми сложными вопросами оказались трафик и цена аренды.

Рассказывает управляющая нижегородским «Циферблатом» Татьяна Лебедева: «Циферблат» - это нетрадиционное кафе. Здесь не продают напитки. Здесь важно время, которое и покупает посетитель. Девять «Циферблатов» в России, а также в Киеве, Нью-Йорке и Лондоне. Это попытка сделать некую социальную сеть в режиме реального времени».

В Нижнем Новгороде высокие арендные ставки на недвижимость, и при этом очень маленький выбор походящего помещения. Г-жа Лебедева уточняет: при выборе места рассматривалась центральная часть города, пешеходные улицы. Помещение на улице Ковалихинской, где сейчас находится «Циферблат», показалось с точки зрения конфигурации интересным:

«Мы должны быть близко к людям, рядом с пешеходными улицами, при этом близ удобной транспортной развязки».

Удачное место нашли и для регионального проекта Музей занимательных наук Кварки. Директор музея Максим Жарков рассказывает, что идея создания родилась неслучайно:

«Если не заостряться на личных предпочтениях и интересах, то скажу, что мы уловили рост потребности в интеллектуально загруженном досуге. Изучили опыт подобных проектов в России и за рубежом, поняли, что музей занимательных наук станет достойным нижегородским примером».

Для «Музея» рассматривали различные площадки, остановились на Нижегородской Ярмарке: «Для нас очень удачный вариант. Это и памятник архитектуры, и историческое место, которое также добавляет нам уникальности».

Хотя Максим Жарков уточняет, что проблемы при поиске подходящего помещения все же возникали, причем они связаны были с непониманием формата «Музея занимательных наук». Сейчас этот вопрос закрыт.

Директор «Музея» рассуждает, что часто подобные проекты (нижегородский «Солнечный город») располагаются в новых торговых центрах.  А также бывших промышленных зданиях - московский «Экспериментаниум» яркий тому пример. Непростым вопросом для «Кварки» сейчас являются сами экспонаты, точнее, сложность и время изготовления.

«Наши экспонаты в своем большинстве индивидуального исполнения. А это увеличивает сроки и стоимость изготовления. Плюс порой непредсказуемые затраты на их ремонт», - добавляет г-н Жарков.

Fabrika Hostel&Gallery – арт-площадка и мини-гостиница по доступной цене в центре Москвы. Коренной москвич Роман Альберти решил «повторить» этот проект в Нижнем Новгороде по франшизе. Свой выбор он объясняет личными убеждениями:

«Сам я из Москвы и давно вынашивал идею уехать из столицы в какой-нибудь город-миллионник и набраться опыта. В Нижнем я часто бывал, появились друзья и знакомые. Так что не совсем в никуда уехал». При этом замечает, что если рассматривать бизнес-показатели, то на тот момент, когда начинал свой бизнес, в Нижнем Новгороде было не так много хостелов, «а хороших - еще меньше».

С площадкой для креативного проекта проблем не возникло.

«Место нашлось довольно быстро, и противодействия со стороны городских властей я не встречал. Наоборот, мой арендодатель – компания Элады Нагорной - всячески мне содействует», - продолжает Роман Альберти.

Как и любой стартап, креативный бизнес требует вложений. Причем, серьезных - если ты хочешь создать действительно интересное пространство. Татьяна Лебедева отмечает, что проект не состоялся бы, если бы не вложения инвестора.

«Циферблатов» сейчас 11. Несколько – в России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород. И за рубежом - Лондон, Нью-Йорк, Киев. Выбор Нижнего Новгорода был связан с тем, что он, во-первых, близок к Москве, во-вторых, это город-миллионник. А в-третьих, нашелся инвестор, готовый потратить 600 тыс. руб. на открытие», - уточняет она.

Владельцы нижегородских «Музея занимательных наук «Кварки» и «Фабрики хостел-галери» предпочли не называть размер инвестиций в проекты, ограничившись замечанием, что сумма исчисляется миллионами.

Но инвестиции тут – не самое главное. В креативном бизнесе нужен особый подход, заниматься им – значит, следовать особому стилю жизни.

«Мне хотелось быть постоянно в тусовке, поэтому я и открыл этот бизнес. Концепция нашего хостела - это пространство, где проходят мероприятия и вечеринки, а не только место, где можно жить», - подтверждает Роман Альберти.

Однако он утверждает, что, как и в любом стартапе, нужно много работать.

«А в креативном бизнесе нужно еще и много общаться. Потому что сейчас приходит в бизнес молодое поколение - это дети бизнесменов 90-х, и это отражается на парадигмах бизнеса. Большинство людей, с которыми я общаюсь, открывают сейчас неординарные проекты», - заключает г-н Альберти.

Директор приволжского филиала Государственного музея современного искусства Анна Гор отмечает, что в креативном бизнесе не стоит рассчитывать на быструю окупаемость:

«Это бизнес с долгим шагом».

Креативные проекты не только интересны сами по себе, но и работают на имидж города, привлекая большое количество туристов.

«За полгода работы наш музей посетили не только многие жители Нижнего Новгорода и области, но и туристы из Владимира, Иваново, Ярославля, Чебоксар, Ижевска, Самары, Казани, Москвы, Питера. И это ответ другим городам: «нет, лучше вы к нам», - рассказывает Максим Жарков.

Креативный бизнес может поспособствовать развитию туризма в регионе, считает Анна Гор.

«У нас размытое понимание туризма в городе, Нижний пока что – не туристический центр, но в нем есть потенциал. Туристов не нужно возить группами. Человек, приехавший в командировку, уже становится туристом. И вокруг креативного кластера определенные потоки туристов могут оставаться», - говорит она, уточняя, что результаты развития креативного бизнеса можно уже увидеть, например, через год. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.