Креативный бизнес по-нижегородски: "Нужно много общаться и быть в тусовке"
В четвертый раз "ДК" проводит форум «Будущее города». Одной из тем, которую обсудят эксперты, станет креативный бизнес. Накануне форума "ДК" узнал, как построить "бизнес с другими мозгами".
Креативное предпринимательство в России пока не очень популярно, но стремительно развивается в Европе и Америке. Креативный предприниматель – это человек, который объединяет творческих людей и деньги в одном месте и заставляет капитал «плясать под дудку таланта».
В Нижнем Новгороде представители нового направления тоже стали появляться. Причины в том, что, во-первых, ниша практически никем не занята. А во-вторых, сами историко-культурные особенности города располагают к тому, чтобы создавать арт-пространства, способные дать толчок бизнесу с креативной составляющей.
Директор Приволжского филиала Государственного музея современного искусства Анна Гор отмечает, что дать однозначный ответ, какие факторы все-таки влияют на развитие этого бизнеса, невозможно.
«Это серьезная тема, которая связана и с особенностями инвестирования, и с городской недвижимостью, и с культурными стратегиями. В том числе, межпредметными связями, которые в нашем городе очень слабо развиты. У нас принято считать, что если это культура, то это соответствующие учреждения, если бизнес, то это деньги. А весь смысл креативного бизнеса в том, что креативный сектор и бизнес договариваются о каких-то выгодах», - уточняет она.
При этом г-жа Гор замечает заинтересованность промышленников региона в создании креативных проектов:
«Перспективы у этого бизнеса в регионе есть. Еще вчера я встречалась с собственником одного из заводов, которого интересует этот тренд, и он готов им заниматься».
В богатом историей городе-миллионнике найти подходящее пространство для креативного проекта не так-то просто. Так, для проекта «Свободное пространство «Циферблат» самыми сложными вопросами оказались трафик и цена аренды.
Рассказывает управляющая нижегородским «Циферблатом» Татьяна Лебедева: «Циферблат» - это нетрадиционное кафе. Здесь не продают напитки. Здесь важно время, которое и покупает посетитель. Девять «Циферблатов» в России, а также в Киеве, Нью-Йорке и Лондоне. Это попытка сделать некую социальную сеть в режиме реального времени».
В Нижнем Новгороде высокие арендные ставки на недвижимость, и при этом очень маленький выбор походящего помещения. Г-жа Лебедева уточняет: при выборе места рассматривалась центральная часть города, пешеходные улицы. Помещение на улице Ковалихинской, где сейчас находится «Циферблат», показалось с точки зрения конфигурации интересным:
«Мы должны быть близко к людям, рядом с пешеходными улицами, при этом близ удобной транспортной развязки».
Удачное место нашли и для регионального проекта Музей занимательных наук Кварки. Директор музея Максим Жарков рассказывает, что идея создания родилась неслучайно:
«Если не заостряться на личных предпочтениях и интересах, то скажу, что мы уловили рост потребности в интеллектуально загруженном досуге. Изучили опыт подобных проектов в России и за рубежом, поняли, что музей занимательных наук станет достойным нижегородским примером».
Для «Музея» рассматривали различные площадки, остановились на Нижегородской Ярмарке: «Для нас очень удачный вариант. Это и памятник архитектуры, и историческое место, которое также добавляет нам уникальности».
Хотя Максим Жарков уточняет, что проблемы при поиске подходящего помещения все же возникали, причем они связаны были с непониманием формата «Музея занимательных наук». Сейчас этот вопрос закрыт.
Директор «Музея» рассуждает, что часто подобные проекты (нижегородский «Солнечный город») располагаются в новых торговых центрах. А также бывших промышленных зданиях - московский «Экспериментаниум» яркий тому пример. Непростым вопросом для «Кварки» сейчас являются сами экспонаты, точнее, сложность и время изготовления.
«Наши экспонаты в своем большинстве индивидуального исполнения. А это увеличивает сроки и стоимость изготовления. Плюс порой непредсказуемые затраты на их ремонт», - добавляет г-н Жарков.
Fabrika Hostel&Gallery – арт-площадка и мини-гостиница по доступной цене в центре Москвы. Коренной москвич Роман Альберти решил «повторить» этот проект в Нижнем Новгороде по франшизе. Свой выбор он объясняет личными убеждениями:
«Сам я из Москвы и давно вынашивал идею уехать из столицы в какой-нибудь город-миллионник и набраться опыта. В Нижнем я часто бывал, появились друзья и знакомые. Так что не совсем в никуда уехал». При этом замечает, что если рассматривать бизнес-показатели, то на тот момент, когда начинал свой бизнес, в Нижнем Новгороде было не так много хостелов, «а хороших - еще меньше».
С площадкой для креативного проекта проблем не возникло.
«Место нашлось довольно быстро, и противодействия со стороны городских властей я не встречал. Наоборот, мой арендодатель – компания Элады Нагорной - всячески мне содействует», - продолжает Роман Альберти.
Как и любой стартап, креативный бизнес требует вложений. Причем, серьезных - если ты хочешь создать действительно интересное пространство. Татьяна Лебедева отмечает, что проект не состоялся бы, если бы не вложения инвестора.
«Циферблатов» сейчас 11. Несколько – в России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород. И за рубежом - Лондон, Нью-Йорк, Киев. Выбор Нижнего Новгорода был связан с тем, что он, во-первых, близок к Москве, во-вторых, это город-миллионник. А в-третьих, нашелся инвестор, готовый потратить 600 тыс. руб. на открытие», - уточняет она.
Владельцы нижегородских «Музея занимательных наук «Кварки» и «Фабрики хостел-галери» предпочли не называть размер инвестиций в проекты, ограничившись замечанием, что сумма исчисляется миллионами.
Но инвестиции тут – не самое главное. В креативном бизнесе нужен особый подход, заниматься им – значит, следовать особому стилю жизни.
«Мне хотелось быть постоянно в тусовке, поэтому я и открыл этот бизнес. Концепция нашего хостела - это пространство, где проходят мероприятия и вечеринки, а не только место, где можно жить», - подтверждает Роман Альберти.
Однако он утверждает, что, как и в любом стартапе, нужно много работать.
«А в креативном бизнесе нужно еще и много общаться. Потому что сейчас приходит в бизнес молодое поколение - это дети бизнесменов 90-х, и это отражается на парадигмах бизнеса. Большинство людей, с которыми я общаюсь, открывают сейчас неординарные проекты», - заключает г-н Альберти.
Директор приволжского филиала Государственного музея современного искусства Анна Гор отмечает, что в креативном бизнесе не стоит рассчитывать на быструю окупаемость:
«Это бизнес с долгим шагом».
Креативные проекты не только интересны сами по себе, но и работают на имидж города, привлекая большое количество туристов.
«За полгода работы наш музей посетили не только многие жители Нижнего Новгорода и области, но и туристы из Владимира, Иваново, Ярославля, Чебоксар, Ижевска, Самары, Казани, Москвы, Питера. И это ответ другим городам: «нет, лучше вы к нам», - рассказывает Максим Жарков.
Креативный бизнес может поспособствовать развитию туризма в регионе, считает Анна Гор.
«У нас размытое понимание туризма в городе, Нижний пока что – не туристический центр, но в нем есть потенциал. Туристов не нужно возить группами. Человек, приехавший в командировку, уже становится туристом. И вокруг креативного кластера определенные потоки туристов могут оставаться», - говорит она, уточняя, что результаты развития креативного бизнеса можно уже увидеть, например, через год.