Краснодеревщик госсовета

досье Дмитрий Бирман Родился 18 апреля 1961 г. в г. Горьком. Образование: В 1983 г. окончил Горьковский инженерно-строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Заседание Государственного совета в Нижнем Новгороде в 2006 г. проходило за столом, изготовленным на фабрике Дмитрия Бирмана. Он был одним из первых, кто открыл в Нижнем Новгороде мебельный салон — с тех пор его имя у нижегородского бомонда ассоциируется с мебелью премиум-класса. Президент производственно-торгового холдинга «Карина» г-н Бирман по-хорошему завидует итальянским мебельщикам, мечтает существенно расширить возможности производства, но при этом запрещает себе видеть в бизнесе собственное детище.

досье
Дмитрий Бирман
Родился 18 апреля 1961 г. в г. Горьком.
Образование: В 1983 г. окончил Горьковский инженерно-строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
В 2001 г. — ННГУ им. Лобачевского, экономический факультет.
Кандидат экономических наук.
Карьера: После окончания института работал мастером, прорабом СМУ-7 треста № 8 «Горькийнечерноземстрой».
1989 г. — начало предпринимательской деятельности, организация одного из первых производственных кооперативов.
1996 г. — восстановление старого особняка в исторической части города, открытие мебельного салона «Камея».
1999 г. — открытие мебельной фабрики.
С 1999 г. года по настоящее время — президент производственно-торгового холдинга «Карина».
В 2000 г. избран депутатом городской думы Нижнего Новгорода. Председатель Нижегородского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».
Автор двух поэтических сборников: «Две роли» (2000 г.), «ИМХО» (2007 г.).

Начало без предоплаты

Свою предпринимательскую деятельность во время становления кооперативного движения в России Дмитрий Бирман сравнивает с путем в темноте: первый опыт собственного производства спортивных тренажеров, кризис неплатежей и неожиданно поступившее предложение поторговать финской мебелью. Партию мебели отдали на реализацию, без какой-либо предоплаты — это и определило дальнейшую судьбу бизнеса г-на Бирмана.

Говорят, что хороший вкус на мебель у вас в крови. Ваш бизнес — это семейное дело?

— Мой дедушка, действительно, был хорошим столяром-краснодеревщиком, делал своими руками замечательные вещи из дерева. Но бизнес, которым я занимаюсь, не является семейным в классическом понимании. Он мне в наслед­ство не доставался, и я его пока никому не собираюсь передавать. Мой отец всю жизнь проработал на стройке. Потом он ушел на пенсию — в 1987 г. во времена становления кооперативного движении. Вот тогда он, его товарищ, я и мой друг организовали кооператив при объединении «Горьков­вторресурс» по производ­ству спортивных тренажеров. Тогда еще только начинали появляться в подвалах первые тренажерные залы, и мы решили заняться этим делом. Производили тренажеры, в том числе для детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата. В то время такие вещи были в большом дефиците. Мы делали эти простые по конструкции тренажеры из отходов алюминиевой трубы. Кстати, первые пять–шесть тренажеров поставили в магазин «Динамо» на Большой Покровской, а уже через полгода отгружали свой товар контейнерами по всей стране.

По чьей технологии вы изготавливали тренажеры?

— По собственной. Конечно, тогда, на заре сертификации, не было жестких стандартов. Однако все, что мы использовали для производства, не могло не соответ­ствовать стандартам качества — мы закупали комплектующие у государственных предприятий, где существовали жесткие регламенты. Тогда все давалось непросто. Четко помню свои ощущения: мы приезжаем на склад, чтобы получить, допустим, ящик шурупов, а кладовщица смотрит на нас с ненавистью: вот, дескать, приехали эти сволочи кооперативщики. У людей был серьезный психологический барьер, негативное отношение к тем, кто развивал частную предпринимательскую инициативу. Пусть со мной многие и не согласятся, но сегодня значительно проще начинать бизнес. Есть, например, бизнес-инкубатор, где можно получить необходимую консультацию, есть возможность познакомиться с законодательной базой. Теперь начинающий предприниматель может даже уточнить, что именно на данный момент востребовано на потребительском рынке, потому что есть интернет и море самой разной информации о том, какие тенденции возникают в бизнесе, что появляется нового. Мы же брели в темноте.

Как из темноты тренажерного кооператива вы выбрели на мебельный бизнес?

— Совершенно случайно. Делая тренажеры, мы стали испытывать огромные трудности — именно в этот период разразился так называемый кризис неплатежей. Действовала такая система: ты изготовил продукцию, выставил инкассовые требования, получатель автоматически снимал с расчетного счета деньги и перечислял нам. Но система работала, если деньги на расчетном счете были, а это было редкостью. Если нет, ты оказывался в большой очереди, приходилось долго ждать. Для производства это смерть. Где взять оборотные деньги? Кредит можно было получить, но только под совершенно нереальные проценты.

Как раз в это время к нам в город приехал мой товарищ из Таллина и предложил мне здесь, в Нижнем Новгороде, продавать финскую мебель. Я сначала отказывался. Он сказал волшебное слово: «Первую партию ты получишь на реализацию, т.е. без предоплаты», и я согласился. Удивительно, как в жизни все складывается — сейчас этот приятель из Таллина переехал в Нижний: он получает здесь вид на жительство, и теперь я ему помогаю. Мы начали продавать финскую мебель в 1992 г., а через год на нас вышли итальянцы.

Итальянцы в красном уголке

Поначалу итальянскую мебель нижегородцы с трудом воспринимали. После типовых гарнитуров советского производства она казалась дорогой и помпезной. Наверное, кому-то она и сейчас кажется такой — на фоне интерьеров в стиле хай-тэк, например. Дмитрий Бирман убежден, что мебельная классика вечна, а потому всегда будет в моде.

Итальянцы на вас сами вышли?

— Не поверите — через таксиста! В Нижний Новгород приехал представитель итальянской компании и спросил у водителя такси, какой самый известный мебельный салон в городе. Тот ответил: «Камея» — и привез его к нам, в бывший красный уголок строительного треста, где я когда-то работал.

Продавая в Нижнем Новгороде европейскую мебель, выстраивая отношения с итальянскими компаниями, знакомясь с историей этих предприятий, я всегда понимал: если хочешь добиться процветания, необходимо развивать производство. И мы занялись его созданием — примерно через пять лет, когда появилась финансовая стабильность.

Что сегодня входит в структуру производственно-торгового холдинга «Карина»?

— Собственно фабрика, которая в среднем ежегодно выпускает продукцию на сумму порядка 100–150 млн руб. В основном изготавливаем спальни, детские комнаты, офисную мебель, а сейчас, шаг за шагом, осваиваем производство медицинской мебели. Кроме того, существует коммерческая служба — она занимается продажами — и отдельная структура, которая обслуживает корпоративных клиентов — чаще всего иногородние компании. Мы предлагаем им готовое решение для работы и жизни, т.е. полный комплекс услуг по насыщению как офисных, так и жилых помещений.

Ваш холдинг будет когда-нибудь продавать только собственную мебель?

— Производство мебели — с одной стороны, несложное дело. Но я ведь осознаю, что у нас оно пока слишком простое. Создание производства более высокого уровня подразумевает внедрение самых последних технологий, больших финансовых вложений. И я отдаю себе отчет, что такого уровня мы в обозримом будущем не достигнем. Итальянцы, в отличие от нас, после войны не пережили столько катаклизмов и успешно развивали базовую отрасль — разработку и выпуск средств производства. Сегодня на итальянском оборудовании работают и немцы, и голландцы, и французы. На российском — никто, потому что его нет, отрасль утрачена как таковая.

Как нижегородский рынок воспринял первую итальянскую мебель в городе?

— Я помню, что людям она казалась очень дорогой после наших дров. Ведь вспомните, что предлагалось тогда? Стенка «Нижегородец» производства авиационного завода, где был мебельный цех; кухни «Комфорт», «Комфорт 1» и «Комфорт 2» ныне почившей Кстовской мебельной фабрики и продукция Борского предприятия. Сегодня есть свои сложности: часто приходится объяснять людям специфику итальянской мебели. Вы представляете, сколько в Италии мебельных фабрик? 100? 200? 1000?.. Их уже порядка 25 тысяч, если мы говорим о производстве мебели и комплектующих для нее.

Вы планируете расширять собственное производство?

— Чтобы расширять производство и сделать качественный скачок, необходим серьезный шаг — строительство новой фабрики. Адаптация существующих помещений под мебельное производство — тяжелый и неблагодарный процесс. Изначально любое здание должно строиться под технологию, а не наоборот. Нужны серьезные инвестиции.

Сейчас «Карина Пром» активно занимается техническим перевооружением. Мы ведем переговоры с разными инвесторами — не могу сказать, что процесс проходит легко. Отчасти потому, что во всем мире мебельная отрасль переживает не лучшие времена — можно даже назвать это кризисом. Для итальянцев закрылся китайский рынок, европейский и американский стали даваться им тяжелее. При этом европейские производители не горят желанием ставить здесь, в России, мебельные фабрики, не хотят кормить наших рабочих, а намерены просто продавать у нас мебель и приносить деньги в бюджеты своих стран. У российских же инвесторов пока основной интерес вызывают девелоперские проекты, а не проекты, связанные с производством, особенно рисковым.

Риски состоят в необходимости угадать спрос и изменения во вкусах потребителей, конкурировать с огромным количеством производителей некачественной мебели, которые базируются в неприспособленных помещениях, не платят налоги, выдают «серую» зарплату. Кроме того, для российских мебельщиков большие риски несет вступление России в ВТО. Сегодня весь материал для производителя, который предлагается в Германии, стоит дешевле, чем в России. Разница довольно приличная — например, хорошая ламинированная плита в Германии стоит 4 евро, а у нас — 5,5 евро. Судите сами...

Ваша компания не так давно ввела круглосуточный режим работы мебельных салонов. Прижилось ли это нововведение?

— Это был опыт — один из наших салонов, действительно, работал круглосуточно. Но сейчас мы это отменили — круглосуточная работа салона не слишком востребована. Предпринимательство всегда состоит из системы проб и ошибок, и всегда хочется воспользоваться передовым опытом. Но есть поправка на менталитет, в данном случае нижегородский. Ведь бизнес в нашем городе отличается от бизнеса в Самаре, например, или в Казани. Вот предложили нам как-то 60 комплектов мягкой мебели по очень привлекательной цене, но она вся была из зеленой кожи. В Нижнем Новгороде эта партия не пошла, отвезли в Казань, и там ее раскупили моментально. Это я к тому, что любое нововведение должно быть уместно, в том числе и круглосуточный режим работы.

Не исключаю, что когда-нибудь, по мере развития нижегородского рынка, мы снова вернемся к этой идее. Ведь это новая степень свободы для потребителей в любой сфере — люди понимают, что им не нужно теперь бежать сломя голову, чтобы успеть до закрытия магазина. Думаю, уже скоро жизнь в нашем городе не будет замирать после 20 часов — у многих занятых людей в это время рабочий день только заканчивается.

В последнее время Европа тяготеет к минимализму в плане обстановки. Как обстоит с этим дело в России, не падает ли спрос на мебель?

— Мы страна сложная — немного Азия, немного Европа, поэтому о тенденциях говорить непросто. Сначала преобладала любовь к классике, потом люди стали уставать от нее. Сегодня классика и хай-тек продаются примерно в соотношении 50 на 50. Приведет ли к увлечению минимализмом снижение интереса к классической мебели, сказать сложно. Но, например, сегодня хуже продаются шкафы: люди используют гардеробы — это достаточно четкая тенденция. Бывает и так, что клиенты обставляют городскую квартиру в стиле минимализма, а загородный дом — в «махровой классике», или наоборот. Один из элементов свободы — это свобода выбора. Сейчас наши клиенты экспериментируют, и наша задача — слушать, что хотят люди, и предоставлять им желаемое.

Учитываете ли вы мебельную моду при формировании ассортимента салона? Какой стиль выбираете для себя?

— Классика вечна и всегда будет в моде. Хотя я бы рекомендовал эклектику — смешение стилей. Если подойти к ней разумно, получается интересно. Вот, например, мой кабинет: в нем есть темная зона (переговорная) и светлая (рабочая), потому что мне комфортнее находиться за светлым столом. У стеклянного стола в современном стиле стоят классические часы. И все это выглядит органично.

Вообще, взгляды на мебельную моду за последнее время сильно изменились, люди не боятся экспериментировать. Я помню, как у нас впервые заказали мягкую мебель из красной кожи. Мне тогда это показалось революционным шагом. Теперь такой подход — когда в нейтральном интерьере появляются яркие цветовые пятна — в порядке вещей.

Нельзя воспринимать бизнес как детище

По мнению Дмитрия Бирмана, род­ственников и друзей лучше не привлекать к делу. Это правило — результат личного опыта, когда приходилось «все делить и расходиться». Будучи уверенным в будущем своего мебельного бизнеса (посмотрите, сколько жилья в Нижнем строится), он убежден, что не стоит бояться новизны и экспериментирует с бутиками женской одежды. «Интересная получилась тема», — заявил бизнесмен, открыв для себя это красивое дело.

Кроме революционно красного, какие заказы вам еще запомнились?

— За три дня до того, как Владимир Путин должен был провести Госсовет в Нижнем Новгороде, нам позвонили из управления делами областного правительства и сказали, что срочно нужен стол для проведения заседания. Причина срочности состояла в том, что компания, которая брала на себя обязательства выполнить заказ, не справилась с задачей. За два дня мы на своей фабрике сумели изготовить стол, причем процесс его производства проходил под неусыпным контролем ФСО. Стол, кстати, и сейчас стоит в зале для приема иностранных делегаций. Это предмет нашей гордости — ведь мы един­ственные смогли его сделать так быстро и в полном соответствии с весьма высокими требованиями.

Был случай, который запомнился из-за долгого спора с заказчиком. Клиентка заказала спальню, изготовленную из массива дерева, но окрашенную в белый цвет. Мы ей пытались объяснить, что в этом нет смысла — это же очень дорого, а после покраски уже не будет понятно, массив это или не массив. Дама просто отказывалась слушать наши аргументы. «Главное, — сказала она, — об этом буду знать я!»

Один известный нижегородец рассказывал мне, что у него гостил владелец «Альфа-групп» Михаил Фридман. Посмотрел он на квартиру хозяина и отметил, что она неплохо обставлена. Спрашивает: «А где мебель покупал? Небось, в Москве?» Тот отвечает: «Да нет — здесь, в Нижнем Новгороде». — «Не может быть!» — «Да здесь, у Дмитрия Бирмана», — отвечает хозяин. «А, ну, если Бирман — то может», — согласился Фридман.

Вообще, историй интересных много — мы ведь с людьми работаем. Мебельный бизнес сложен именно по степени влияния на конечный результат человеческого фактора. В цепочке «производство — доставка — продажа — сборка» постоянно участвует человек, и порой его действия далеки от ожидаемых. Вот в реализации одежды, например, все гораздо проще — сейчас я уже могу сравнивать.

Откуда такие познания?

— Чуть больше года тому назад один знакомый предложил мне открыть салон одежды. Мы выяснили, что есть группа неохваченных клиентов — женщины от 30 лет, не обладающие модельной фигурой — оказалось, что таковых у нас 97%. Ну а если более серьезно, в Нижнем Новгороде сегодня мало представлено французских брендов вообще. Мы попытались это исправить, открыв на Большой Покровской монобрендовый бутик Devernois. Представленная в нем одежда рассчитана на женщин, которые имеют свой взгляд на жизнь. Они не жены крупных предпринимателей, например, а руководят отделом в банке или работают топ-менеджерами в компаниях. Они могут прийти и выбрать вещи, которые можно одеть и на работу, и в гости. Интересная получилась тема, думаю, что буду развивать это направление.

Это только диверсификация бизнеса, или вы планируете оставить мебельный рынок?

— Пока не планирую, но даже если бы такое и случилось, не нужно бояться новизны. Надо смотреть на бизнес как на продукт, нельзя воспринимать его как детище. Сегодня этот продукт востребован, завтра — нет, в этом случае надо развивать новый проект. Другое дело, что у каждого человека есть определенные пристрастия. Мой бизнес пока востребован и идет неплохо — после некоторого застоя есть ежегодные прибавления в объемах продаж.

Если говорить о диверсификации бизнеса, то важно избавиться от фактора привычки и не бояться начать новое — то, что более востребовано рынком. Если ты боишься перемен, не можешь трезво оценить экономическую ситуацию в твоем бизнесе, это заканчивается печально. Знаете, почему люди становятся нездоровыми игроками в казино? Приходит человек в казино, и ему начинает везти. Сегодня выиграл, завтра, послезавт­ра. Получил приличные деньги, ходит гордый — и вдруг начинает проигрывать. Проигрывает, проигрывает... — проиграл все, что выиграл; потом все, что заработал. А почему он продолжает играть? Да потому, что в нем живы яркие воспоминания о выигрыше, он ждет их повторения и не хочет взглянуть правде в глаза. Я много раз наблюдал за такой же ситуацией в бизнесе: у людей зачастую остаются яркие впечатления о том, как все удачно складывалось. Но потом появились конкуренты, ситуация изменилась а человек все еще играет.

Если провести аналогию с бизнесом, то в какой стадии ваша игра?

— Нам, конечно, далеко до воспоминаний — я пока еще выигрываю. Посмотрите только, какими темпами развивается городское строительство, как растут новые микрорайоны, сколько проектов коттеджной застройки заявлено. А новое жилье — это значит новая мебель.


Дмитрий Петрович, какую проблему за всю историю холдинга вам было действительно тяжело решить?

— Самое сложное до сих пор — это взаимоотношения с партнерами. Сначала нас было пятеро, потом осталось четверо, трое... Каждый раз, когда кто-то уходил, это воспринималось болезненно. И далеко не просто с точки зрения развития компании. Каждый из бывших партнеров, покидая бизнес, имеет право что-то забрать. И если мы хотим спокойно спать и не бояться темных улиц, то надо отдавать. Как правило, мне везло в этом смысле — расставались мирно.

То есть темных улиц не боитесь?

— Нет, тьфу, тьфу, тьфу. Я предпочитаю мирно решать вопросы — перешагнуть через что-то, отдать и идти дальше. Борьба за кусок всегда отвлекает время, здоровье, силы. Пока ты борешься, все ушли вперед. Эти процессы в бизнесе тяжелы, особенно, если проработал с людьми долго, и вы стали почти родственниками. Тяжело, но, наверное, неизбежно. В такой ситуации главное не вгонять себя в депрессивное состояние. Зато, когда такие моменты преодолеваешь, получаешь огромное удовольствие, потому что гордишься собственной силой и результатами, которых добился.

цитата
При диверсификации бизнеса важно избавиться от фактора привычки и не бояться начать новое — то, что более востребовано рынком.

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.