«Клиенты все требовательнее, а конкуренция — жестче». Чем запомнился бизнесу этот год?
«Честно, никогда не думал, что влияет на мой бизнес, кроме меня самого. Все, что с ним происходит, — это моя ответственность. Конкуренты, государство или менеджеры — все зависит от моих действий».
NN.DK.RU узнал у нижегородских предпринимателей, какие события отразились сильнее всего на их бизнесе в 2019 г.
Основатель компании «Бизнес-Мудрость», Михаил Михайлов:
Напрямую государственные изменения мы не чувствуем, но по клиентам видно. Ощущаются кризис и спад. Новые законы бьют по карману людям, они жалуются, что их зажимают. Это сказывается на их бизнесе и платежеспособности.
Мы же наоборот, растем, выстраиваем правильную политику с клиентами и партнерами, а также развиваем сарафанное радио. В 2019 г. мы переехали в Москву. Если говорить о Нижнем Новгороде, тут помогло развитие партнерской сети. Коллеги в разных сферах деятельности приносят клиентов нам, а мы им, автоматически расширяемся за счет друг друга. В среднем за год выросли в 1.5 раза: и чистая прибыль, и оборот.
Основатель PinscherCRM, Егор Ливадин:
В 2019 г. клиенты стали требовательнее, рынок больше осознает необходимость внедрения СРМ-систем. Кроме того, конкуренция ужесточилась во всех направлениях: клиент уверенно пользуется интернетом и сравнивает цены, не обращая внимание на качеств. Но для нас это хорошо. Сейчас наша компания занимает 5-е место в официальном рейтинге amoCRM из 10 000, а в начале годы были 8-9. Первые четыре места неизменны уже третий год, остальных мы подвинули. И нас сравнивают уже не с мелкими фрилансерами, а с крупными компаниями. В результате оборот вырос на 80%, команда выросла в 2 раза.
Также ужесточение требований рынка к нашим услугам заставило открыть отдел понимания, т.е. маркетинга. Мы говорим о том маркетинге, который упаковывает смыслы компании и переводит их на язык понятный клиенту. Уже появилось более 10 новых презентаций, которые подходят под разные целевые аудитории и ситуации клиента, а также под новые продукты.
Государство на нас если и влияло в этом году, то только тем, что не мешало бизнесу развиваться. Мы платим все налоги, их величина полностью укладывается в бизнес-модель.
Честно, никогда не думал, что повлияло на мой бизнес, кроме самого меня. Все, что с ним происходит, — это моя ответственность. Конкуренты, государство или менеджеры — все зависит от результатов моих действий.
Финансовый директор «ННДК», Ольга Назарова
С 1 июля все застройщики перешли на эскроу-счета, поэтому год прошел под лозунгом «остаться в живых». Но на нас это законодательное введение оказало меньшее влияние, чем на многих других участников рынка. Скажу больше: жесткая норма стала нашим конкурентным преимуществом. Так как компания начала осуществлять проектное финансирование до реформы и одной из первых в регионе получила кредит по новой схеме.
Также в этом году мы посетили несколько профильных мероприятий и выставок в России, которые нас сильно вдохновили. Хочется, чтобы Нижний Новгород ни в чем не уступал другим городам, мог похвастаться красивой квартальной застройкой. И мы постараемся свое вдохновение реализовать в новом жилом комплекс в верхней части города.
Ресторатор, совладелец пабов «Эль Капоне» «Шустрый Шмэль» и «Эрик Рыжий» Денис Алексеев
На текущий и планируемый бизнесы наибольшее влияние оказал проект закона об ограничении продажи алкогольной продукции в жилых домах. Пока не произошло ужесточение, в одном из заведений оформили лицензию на крепкий алкоголь. Это впервые в моей практике. Посмотрим, оправдается ли это решение.
Также я отказался от нескольких помещений для новых проектов из-за опасности неожиданного изменения законодательства