Кейс: «На чужой территории»

  досье «Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина

Генеральный директор «Любо-Дорого & Ко» намерен отказаться от дилерских продаж ТОВУСа и работать через филиалы. Совладелец бизнеса Равшан Нигматуллин предупреждает его, что компания не сможет закрепиться на чужой территории без административного ресурса.
 
досье

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
 
Решение предыдущей серии

Сходняку понравилась идея контрактного производства в Китае. Руководство «Любо-Дорого & Ко» собирается в командировку по азиатским заводам, чтобы изучить их возможности, цены и условия размещения поставок. Однако собственное производство ТОВУСа бизнесмены намерены развивать и дальше, постепенно превратив его в площадку для оттачивания технологий по новым продуктам. А гипотетический импорт — дело ближайших двух лет.
 
действующие лица
Равшан Нигматуллин
совладелец бизнеса
Николай Сходняк
генеральный директор
Алексей Носырев
коммерческий директор
Евгений Банько
директор магазина

Равшан Нигматуллин заехал к Николаю Сходняку в 19.15 — без предварительного звонка (чего с ним раньше не случалось) и как будто без особого повода. Была суббота. Генеральный директор «Любо-Дорого & Ко» писал акварельную копию «Игроков в карты» Сезанна (в натуральную величину — 65,4 х 81,9). Бросив взгляд на мольберт, Равшан издал звук, который можно было принять за одобрение.

— Оригинал висит в Метрополитен-музее, — осторожно пояснил Сходняк (слово Metropolitan он произнес с нью-йоркским акцентом). — Это один из вариантов. Всего художник создал пять картин с разным числом персонажей.

Нигматуллин кивнул. Повисла пауза.

В тишине Николай Сходняк провел мокрой кисточкой по бумаге, тонированной пастельным мелком, отметив, что при вечернем освещении кобальтовая синь выглядит грязно-фиолетовой. И поспешил зажечь лампу.

— Носырев сказал, вы собираетесь открывать филиал в Челябинске, — произнес вдруг Нигматуллин, переводя взгляд на хозяина дома. — Это окончательное решение?

Не зная, какие мысли бродят в голове у партнера, Николай Сходняк ответил уклончиво:

— Мы не совсем довольны сотрудничеством с дилерами — есть сложности.

Немигающий взгляд Нигматуллина требовал дополнительной информации.

— Есть несколько пунктов, по которым мы расходимся с товарищами из Челябинска, — добавил Сходняк, вспоминая тезисы своего доклада «Контроль за работой дилеров. Как его организовать?». Отложив кисточку, он принялся загибать пальцы: — Нам не нравится, как они продвигают ТОВУС: продажи не растут, хотя из нас регулярно выбивают скидки, бонусы, деньги на рекламу. Собственные косяки эти ребята представляют клиентам как проколы «Любо-Дорого & Ко». Получается, мы портим имидж фирмы за свои же деньги. Почему бы не примерить другие схемы? Мы с Носыревым рассудили, что филиальная сеть надежнее. Посадим своих людей, которые будут исполнять приказы.

— Вы хотите открыть филиал на базе дилера или создать с нуля? — уточнил Равшан.

— Эти вопросы обсуждаются, — Сходняк вновь взял кисточку, поболтал в стакане с водой и макнул в краску. — Пока мы склоняемся к тому, что лучше все делать самим. Осталось найти энергичного сотрудника, который хочет много заработать. Вложим ему в голову наши корпоративные стандарты. Внедрим регулярный аудит. И приступим, помолившись.

Мысленно Сходняк уже писал объявление: «Производственная фирма ищет кандидата на должность директора филиала — мужчину до 35 лет, с высшим экономическим образованием и двухлетним опытом работы в должности начальника отдела продаж».

— Преимущества филиалов — зеркальное отражение недостатков дилер­ской схемы. И наоборот, — Нигматуллин издал протяжный вздох, похожий на шипение скороварки. — В отличие от управляющего филиалом «Любо-Дорого & Ко», который после обучения может открыть свой бизнес, дилер никуда не денется. Он кровно заинтересован в прибыли. Знает свою территорию. С ним работает команда — не надо тратиться на подбор кадров. — И, помолчав, уточнил: — Не то чтобы я хотел вас переубедить, но, боюсь, филиал в Челябинске будет черной дырой, засасывающей деньги.

Сходняк ответил не сразу. Набрав краску, он с полминуты прицеливался, не решаясь нанести мазок, затем медленным, но твердым движением руки провел тонкую красную линию и попятился, чтобы оценить результат.

— Раскрутка филиала влетит в копеечку, — согласился он. — И времени на освоение территории понадобится больше. Зато, когда филиал встанет на ноги, его рентабельность намного превысит рентабельность по дилерскому контракту. Мы будем контролировать продажи крупным заказчикам. И есть еще одно обстоятельство — создавая филиалы, мы оповещаем рынок о том, что фирма растет и крепнет.

— А знаешь, чего вы с Носыревым не учли? — поинтересовался вдруг Нигматуллин.

Пальцы генерального директора дрогнули, и по лицу одного из игроков расплылось синее пятно, будто его поймали на шулерстве и набили морду.

— Если мы работаем через дилеров, нам нет дела до администрации Челябинска, Уфы, Перми, Тюмени, Сургута и других городов. Но как только надумаем открыть филиал, придется выстраивать отношения с чиновниками, а договариваться с ними ты не умеешь. Это хорошо получается у наших пермских конкурентов. «ТОВ Технолоджи» раструбила в СМИ, что товар у «Любо-Дорого & Ко» дерьмовый (мы едва не лишились контракта с немцами), открыла торговую точку рядом с магазином Банько (мы потеряли часть покупателей), украла нашу клиентскую базу и натравила налоговую. Про поджог цеха я уже не говорю. Если бы у пермяков не было «крыши» в Екатеринбурге, они бы вели себя скромнее. А мы только и делали, что оборонялись.

— Я бы с удовольствием пристрелил директора «ТОВ Технолоджи», — признался Сходняк, собирая пастельные мелки в коробочку. — Но, боюсь, это не наш стиль.

— Надо было сделать две вещи, — терпеливо объяснил Нигматуллин. — Первое — вычислить, кто крышует пермяков. Второе — найти чиновника, который сможет оказать противодействие, что достаточно сложно, ибо чиновник — существо неблагодарное, добра не помнит. Ты его кормишь, а в критический момент, когда нужно прикрытие, он делает оловянные глаза и сваливает — или в отпуск, или в больницу. И так в 80% случаев. Если, конечно, у него нет доли в бизнесе, но это особая тема. И поскольку ты бездействовал, искать поддержку пришлось мне.

— Нашел? — глупо спросил Сходняк.

— Ты же видишь — конкуренты спрятались в нору, — Равшан обошел вокруг мольберта. — В принципе управу можно найти на чиновника любого ранга. Всегда есть человек, который может испортить ему жизнь: председатель городского суда, начальник Госпожнадзора, главврач городской СЭС. Такие люди понадобятся вам, когда будете раскидывать филиальную сеть. Могу поделиться опытом. Два года назад я открывал механическое производство в районном центре. В небольших городках своя специфика — там все друг друга знают и каждый приходится кому-то родственником. Поэтому мы взяли в службу безопасности бывшего начальника уголовного розыска, а третьим помощником кочегара — сына начальника налоговой инспекции (он ничего не делал, только приходил за деньгами). Милиционер свел нас с заместителем мэра по экономике. Мы предложили ему извлечь политические дивиденды из того факта, что в городе появится новое предприятие — 120 рабочих мест. Чиновник приезжал перерезать ленточку — об этом написала местная пресса. Все остались довольны. А с бандюгами, если они появлялись на горизонте, общался начальник уголовного розыска.

— Ты все усложняешь, — сказал Сходняк, выписывая белым цветом стол, за которым сидели игроки. — Мои знакомые сто раз открывали филиалы в других городах — просто приходили и начинали работать. А твои системы сдержек и противовесов — какие-то шпионские игры. Лично я смотрю на жизнь проще.

— Твои друзья говорят неправду, — Нигматуллин посмотрел на часы, снова издал непонятный звук и направился к двери. — В России привыкли к коррупции, мы знаем, кто берет, сколько берет и через кого нужно передать, — сказал он, уже стоя на пороге. — Это административный ландшафт. Умный в гору не пойдет — он будет искать обход. Надо размышлять над рисками, соответствующими нашему статусу. Спокойной ночи!

Когда партнер ушел, Николай Сходняк осмотрел рисунок и не нашел ни одного изъяна. Еще пять-шесть часов работы, подумал он, и можно будет заказывать рамку.

Нужно ли компании «Любо-Дорого & Ко» искать поддержки у чиновников?
Можно ли настроить работу филиала, игнорируя административный ресурс?

 
Николай Терещенко
начальник отдела по продвижению банковских продуктов и связям с общественностью НБД-Банка
 Взаимовыгодные, партнерские отношения с властью нужно стараться выстраивать всегда. И не обязательно теми способами, которые предлагает Нигматуллин. Хотя, должен отметить, его метод — весьма действенный. Как директор по маркетингу с большим стажем могу сказать, что сегодня на первом месте в бизнесе стоят: маркетинг отношений — с клиентами, партнерами, поставщиками, собственными сотрудниками и, естественно, с административными органами — и маркетинг впечатлений. Важно с самого начала произвести благоприятное впечатление на свою целевую аудиторию. Истории со скандалами и поджогами не лучший способ выделиться. С другой стороны, выстраивание отношений с административными органами не должно быть самоцелью — действовать нужно осторожно. Особенно в подборе кадров. Ведь не секрет, что, к примеру, начальник службы безопасности, проработав какое-то время и почувствовав собственную незаменимость, может сильно испортить жизнь руководства филиала и головной компании в целом.
Настроить работу филиала, игнорируя административный ресурс, можно. В этом случае предприятие не должно быть социально значимым. На небольшое ателье вряд ли кто-то обратит внимание, а вот на завод со 120 работниками — уже да. Тут без административной поддержки не обойтись.

Александр Иудин
директор группы компаний «Деловая Тактика»
Необходимые условия успешного продвижения ТОВУСа в другом городе — во-первых, его востребованность на этом рынке и, во-вторых, достаточно внятные конкурентные преимущества. Если этих условий нет, самые прекрасные отношения с чиновниками не помогут.
Существуют и дополнительные условия успешного развития продаж: позитивный образ ТОВУСа и самой компании в новом регионе, грамотное позиционирование и продвижение. Для решения этих задач необходимо рассматривать отношения с властью как один из ресурсов, который при грамотном подходе может быть эффективно использован.
Что касается формата развития в регионе, нацеленность на создание собственного филиала считаю правильной. Только у руководства явно неполная информация о дилере. Если для последнего работа с ТОВУСом — основной вид деятельности, имеет смысл провести переговоры с целью дружественного поглощения дилера и его трансформации в полноценный филиал. Так можно не только сэкономить время и средства, но и снизить риски. Если дилер окажется несговорчивым, вполне реально найти профессиональных специалистов, близких по духу корпоративным ценностям компании «Любо-Дорого & Ко», которые справятся с задачей открытия и успешного развития филиала.

Александр Мокеев
директор нижегородского филиала TNT Express
 Многое зависит от рынка, на котором работает компания. Ключевой вопрос — какой вариант «общения» с государственными и муниципальными образованиями выбрать компании в контексте ее работы на региональном рынке. Первый вариант должен вписываться в продуктово-рыночную матрицу компании, и работа с этим сегментом должна строиться по принятой в компании технологии продаж. В этом есть положительный момент: чиновники станут для бизнеса не только лицами, принимающим решения о закупке ваших продуктов или услуг, но и проводниками, ключиками, которые могут открыть для вас двери на другие государственные рынки.
Второй вариант лучше сначала проработать от обратного, оценив риски ущерба, который компания может получить, игнорируя принятые нормы поведения, правила и законы государственных организаций. Для этого достаточно собрать и проанализировать возможные негативные послед­ствия от взаимодействия с региональными государственными образованиями. Каждое последствие получает статус риска с набором проактивных действий по его локализации. Настроить работу филиала, игнорируя административный ресурс, возможно в том случае, если ваша компания понимает и имеет набор действий, страхующих ее от возможных претензий со стороны региональных государственных органов. 

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.