Каждый четвертый стакан России производят в Нижегородской области

В настоящее время иностранные инвесторы с осторожностью приходят в Россию. Однако турецкая компания Sisecam в нижегородском регионе уже 11 лет. И каждый четвертый стакан в стране производится здесь.

Турецкая компания «Шишеджам» искала площадку в России, чтобы развивать одно из четырех своих направлений — производство стеклянной посуды. Тогда же, в 2003 г., решалась судьба нижегородского предприятия, работающего в аналогичной сфере. Речь идет о дочерней компании российско‑бельгийского «AGC «Борский стекольный завод». В то время бельгийцы уже сконцентрировались на выпуске архитектурного и автомобильного стекла, а посудный бизнес, так называемый 60‑й цех, стал для него непрофильным: его нужно было либо закрывать, либо продавать.

Генеральный директор уже современного предприятия «Посуда» Ахмет Эрэн вспоминает: «Решающим аргументом для приобретения борского завода были налаженное производство с выстроенной инфраструктурой и сформированный штат работников. Теперь на «Посуде» производится каждый четвертый стеклянный стакан в России».

С Босфора к Волге

Каждый четвертый стакан России производят в Нижегородской области 1Бизнес турецкого стекольного холдинга «Шишеджам» представлен в 10 странах мира. Работа идет в четырех сегментах — производство посуды, бутылочного стекла, автомобильного листового стекла и вспомогательное направление — производство химических веществ для стекольной промышленности. Ближайший завод холдинга, на котором выпускают стеклянные бутылки, находится в городе Гороховец Владимирской области. В этом году запущена производственная площадка листового стекла в татарстанской Елабуге. Но посуда производится только в Нижегородской области.

Чтобы освоиться на российском рынке, говорит Ахмет Эрэн, пришлось около года изучать условия ведения посудного бизнеса. Параллельно шла модернизация приобретенного завода:

«На момент покупки на этой площадке работала всего одна стекловаренная печь и одна французская производственная линия, выпущенная аж в 1960‑х гг. В августе 2004 г. мы привезли из Турции современное оборудование, установили новую печь и четыре производственные линии. С таким оснащением проработали до лета 2008 г. И если в 2004 г. стекловаренная печь выдавала до 90 т стекломассы в сутки, то через четыре года мы получали уже 120 т».

В 2009 г. производственных линий стало десять, появились и новые направления.

«Параллельно с увеличением производственных мощностей мы осваивали новые возможности — например, декорирование. И расширяли ассортимент: наряду со стаканами и кружками стали выпускать кувшины и тарелки. Постепенно начали внедрять производство закаленной посуды, которая очень популярна в общепите, так как в случае боя осколки образуются ровные и с безопасными краями», — рассказывает г‑н Эрэн. 

Объем инвестиций в модернизацию составил порядка $66 млн. Но рынок требовал новой продукции. К тому времени стало понятно, что посуду класса «люкс» — бокалы, фужеры, рюмки — мало кто производил в России. Борское предприятие заняло эту нишу, однако производственные мощности не могли удовлетворить реальный спрос.

Во вторую очередь

Каждый четвертый стакан России производят в Нижегородской области 2

В 2007 г. руководство компании всерьез задумалось о строительстве производственной площадки второй очереди. Тем более, из‑за ограниченности территории остро стоял вопрос специализированных складских помещений. Из‑за близости к «Борскому стекольному заводу» подъездные пути не могли пропускать необходимый поток большегрузных автомобилей.

«Сначала мы арендовали склады, которые не только не подходили для хранения посуды, но и были разбросаны по всему Борскому району. Самый дальний находился в 50 км от основного предприятия — в поселке Памятник Парижской коммуны. Бизнес в таких условиях развиваться не мог, поэтому приступили к активному поиску новой площадки», — вспоминает г‑н Эрэн.

По рекомендации администрации Борского района в 2008 гг. был приобретен участок 22 га в Неклюдово. Это была территория завода‑долгостроя «Двигатель революции». Имеющиеся постройки к тому времени уже не были пригодны для использования, и инвесторам из Турции пришлось их снести.

«Изначально здесь мы построили несколько современных складских комплексов, высота наших стеллажей, например, достигает 11 м. Но возник другой вопрос: от складов до головного производства расстояние около 11 км, что создавало множество неудобств в плане транспортировки. И в 2012 г. совет директоров предприятия принял решение строить новое производство в Неклюдово», — продолжает г‑н Эрэн.

Строительство второй очереди продолжалось 14 месяцев, и этот инвестпроект правительство Нижегородской области признало приоритетным. Это позволило не только получить в перспективе льготы по налогу на прибыль и имущество, но и в кратчайшие сроки подключиться к энергосетям. Кроме того, удалось сократить сроки переговоров и подписания соглашения с ОАО «РЖД» по транспортировке продукции.

Новый комплекс оснащен семью производственными линиями и современной стекловаренной печью, которая по производительности в два раза мощнее существующей на борской площадке. В июне 2014 г. производство было запущено. У компании появилась возможность производить уже 210 тонн стекломассы или около 400 тыс. стаканов в сутки. Что касается продукции класса «люкс», то, если ранее предприятию удавалось выдавать всего 20 тыс. штук бокалов и рюмок в день, то с вводом новых мощностей эта цифра выросла до 60 тыс. Инвестпортфель проекта в Неклюдово составил около $85 млн.

Попасть в рынок

Каждый четвертый стакан России производят в Нижегородской области 3Ахмет Эрэн считает, что Россия — огромный рынок с большими возможностями, и, если ты производишь качественную продукцию, то реализовать ее можно:

«В России хорошо отлажена система логистики, несмотря на достаточно суровый климат. В подобных условиях Европу просто парализовывает. У нас же ни разу не было сбоев с доставкой ни автомобильным, ни железнодорожным транспортом. Сюда же можно отнести стабильные поставки электроэнергии и природного газа. В Турции, к сожалению, мы сталкиваем с периодическими перебоями подачи энергоресурсов, что создает большие проблемы. За все время работы в России мы только один раз столкнулись с подобной проблемой. Плюс важно, что стоимость энергоресурсов в России значительно ниже, чем в странах Европы».

Завершения строительства борского моста‑дублера компания все же ждет с нетерпением. Связано это с тем, что, во‑первых, это разрядит транспортную напряженность на дорогах. А, во‑вторых для многих нижегородцев упростит путь на работу. Именно транспортный вопрос становится основным в ситуации с очень высокой текучкой кадров.

«Главная сложность для нас сегодня — это отсутствие трудовых ресурсов. Поскольку безработица в нижегородском регионе практически на нулевом уровне, то при подборе персонала приходится конкурировать с другими предприятиями, что, наверное, не очень хорошо — их приходится отбирать друг у друга. За 25 лет работы в компании я впервые столкнулся с острой необходимостью квалифицированных рабочих кадров. Многие процессы, в том числе контроль качества произведенной продукции, выполняется на предприятии вручную», — констатирует генеральный директор «Посуды».

Под звон бокалов

Около 75‑80% продукции «Посуды» реализуется в России. Большая часть экспорта приходится на страны СНГ, в том числе и на Украину (до последних событий), страны Восточной Европы: самые крупные покупатели из них — Польша и Чехия. Кроме того, поставки осуществляются в Германию, Англию. В последнее время набирают обороты новые рынки — Иран и Италия с продукцией класса «люкс». Однажды «Посуда» отправляла свою продукцию даже в Китай.

На мировом рынке у «Посуды» есть серьезный конкурент, правда, его продукция рассчитана на массовый сектор. Это опытный стекольный завод в городе Гусь‑Хрустальный, который в свое время приобрела французская компания Arc International. Она занимает первую позицию в Европе в своем сегменте, «Шишеджам» — вторую. В целом же, сектор стеклянной посуды представлен в мире примерно 10 компаниями.

«Сейчас серьезно о себе заявляют китайские производители. Причем, если ранее у них была продукция более низкого качества, то в последнее время она значительно улучшилась. Конечно, потребуется время, чтобы китайские производители вышли на соответствующий уровень качества в высоком сегменте, плюс логистика не в их пользу: чтобы доставить к нам китайский товар, требуется 45 дней морского пути. Но этого игрока мы не игнорируем, ведь надо понимать, что производственные мощности в Китае намного выше, и то, что мы производим за год, они могут сделать за несколько недель», — рассуждает г‑н Эрэн.

Каждый четвертый стакан России производят в Нижегородской области 4Сегодняшняя непростая ситуация в мире корректирует работу российско‑турецкого предприятия. Главный ресурс для производства стекла — песок — ранее поставлялся с Украины, причем месторождения находятся в непосредственной близости от военных действий. Отношения пришлось разорвать.

Неустойчивый курс валют опять же отражается на финансовой стороне предприятия, в частности нужно выплачивать кредит, который компания взяла за покупку оборудования для производственной площадки второй очереди. Ахмет Эрэн говорит, что кризисы помогают извлекать полезные уроки в плане кредитной истории. Так, в 2008 г. компания привлекла $40 млн на запуск новой стекловаренной печи на Бору. Курс доллара тогда был 28 руб. за доллар. В течение полугода курс вырос в полтора раза, компания получила огромные убытки.

«Получив такой опыт, на строительство второй очереди завода «Посуда» мы брали уже не валютный, а рублевый кредит в лондонском филиале банка HPC», — иллюстрирует он.

Многие производители посуды в последние годы переходят на пластик. Для турецкой компании это неприемлемо.

«Я, возможно, покажусь консервативным, но альтернативы стеклу по его качеству и даже характерному звуку, нет. И каким бы пластик ни казался экологичным, в природе он не разлагается. И я более чем уверен, что в кругу своих близких такое эстетическое ощущение от застолья пластмасса вам не доставит», — говорит Ахмет Эрэн. 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.