Какая вещь должна быть в себе, знает Мария Богданова
Сделать выставочную деятельность бизнесом Марии Богдановой определенно удалось. Правда,не все партнеры бизнесвумен смогли ее поддержать в период становления этого арт-проекта.
Портал DK.RU – это все о бизнесе и для бизнеса. И в своих спецпроектах он рассказывает о тех, кто стал лидером отрасли или рынка или смог показать, как построить бизнес с креативной составляющей. Подобные примеры формируют имидж Нижнего Новгорода и создают особую атмосферу для общения, развития и бизнес-отношений. Именно об этом рассказывает спецпроект «Культовые места Нижнего Новгорода».
Участниками спецпроекта уже стали Наталья Пестова, которая одела нижегородские ивент-агентства в карнавальные костюмы, Татьяна Горбуна, которая рассказала, с какими трудностями пришлось столкнуться известному во всем мире анти-кафе «Циферблат» и Максим Жарков, открывший «занимательный» музей и привлекший туристов со всей центральной России. А также Денис Алексеев и его паб «Эль Капоне», ставший настоящими клубом любителей пенного напитка, оригинальной кухни и музыки.
В этом сюжете DK.RU расскажет о проекте галереи искусств «Вещь в себе» и ее основательнице Марии Богдановой, которая смогла привлечь в свой проект авторов Европы и Азии.
Почему решили создать именно такой проект?
- Проект галереи искусств «Вещь в Себе» вырос из международной выставочной деятельности, которой я занималась в проектах «Фонда Русское искусство» и Представительства МИД РФ в Нижнем Новгороде. Мы организовывали площадку, на которой люди, небезразличные к искусству, которые хотят окружать себя живописью и использовать произведения искусства в формах общения, смогли найти свое, то самое, единственное. С другой стороны, мы понимаем, что городу нужна была площадка, где художники, скульпторы, керамисты могли бы находить свою аудиторию и клиентов.
Кто стал для вас примером, источником вдохновения? На чей опыт вы опирались?
- Сегодня люди редко чему удивляются. А без удивления грустно жить и трудно работать. Для нас самих стало сюрпризом, насколько наша аудитория была готова и хотела приобретать предметы искусства. Можно сказать, что мы заполнили культурный вакуум. Конкретных примеров, на которые хотелось бы ориентироваться, перед глазами на тот момент не было. Идеи создания атмосферы искали в небольших европейских галереях, во многом отталкивались от уже сложившейся в Нижнем Новгороде художественной среды. Большую часть вещей создавали по принципу «от противного», учились на ошибках коллег.
Как выстраивался проект? Какие этапы вы можете назвать ключевыми?
- Зарождение идеи, становление, работа – все это было и у нас, как и в любом другом проекте. Мы очень долго искали свой правильный формат и ритм работы. Хотя поначалу поддались искушению иметь свой большой выставочный зал, потом поняли, что с нашим графиком выставок на других площадках - это просто финансовая «черная дыра», а не необходимость. В итоге мы пришли к камерному пространству в центре города с постоянной экспозицией, выстроили активную выставочную деятельность на площадках нашего города, в Москве и за рубежом. Серьезным этапом стало «расставание» с партнерами, с которыми открывали галерею как совместный проект. Но при первых трудностях партнеры предпочли уйти, что с одной стороны было для нас серьезным испытанием, а с другой – позволило свободно идти дальше и развиваться.
Чем он принципиально отличается от арт-проектов региона и, возможно, России?
- От галерей региона мы отличаемся тем, что работаем с широким списком авторов – от известных до начинающих. Но в тоже время, кроме чистых продаж ведем активную просветительскую деятельность, делаем некоммерческие выставки, выпускаем каталоги, проводим мастер-классы. Из частных галерей мы единственные привозим выставки зарубежных авторов, например, из Франции, Германии, Италии, Китая, Кореи. Большая часть нашей работы – это, по-прежнему, совместные выставочные проекты с Представительством МИД.
Галерейное дело нельзя безоговорочно назвать бизнесом. Бизнес – это четкий возобновляемый и прогнозируемый процесс. В искусстве мало предсказуемого: сегодня хорошо продается один автор, завтра другой, послезавтра у художника нет настроения и продавать нечего. Это очень грубый пример, но он дает понять, в каком постоянном напряжении мы находимся. Для меня невероятно интересно пытаться «нормализовать» бизнес-процессы на таком нестабильном «материале». Что-то удается, где-то ищем новые формы.
Сколько пришлось вложить в проект галереи?
- Общие вложения собственника – несколько млн руб., Это как собственные , так и заемные средства. Гранты на деятельность галереи на не выделяют. В лучшем случае, можно получить что-то на отдельный некоммерческий выставочный проект.
Окупился ли проект галереи «Вещь в себе»?
- По первичному бизнес-плану сроки окупаемости назывались в 6-7 лет. Сейчас нам почти пять лет, и мы стабильно вышли на нулевой баланс, и с оптимизмом смотрим на появляющуюся прибыль.
С какими сложностями пришлось столкнуться при реализации проекта такого концептуального проекта?
- Самые большие трудности в проекте – это люди. В Нижнем Новгороде нет специалистов в этой области: здесь нужно быть и организатором, и психологом, и искусствоведом и неплохим продавцом. Каждого человека нашей команды приходилось искать, учить, бороться со стереотипами.
Перспективы развития проекта. Каким вы видите его в ближайшие 2-3 года?
- В будущем панируем сегментировать нашу деятельность: вывести выставки в отдельный блок и основать свой фонд поддержки позитивного искусства. А самой «бизнесовой» составляющей остается gift management: подбор и создание особенных подарков. Среди наших клиентов уже много крупных компаний.
Как вы оцениваете успешность данного проекта?
- Самая большая гордость – это наши клиенты. Те, кто приходит к нам в поисках неординарного бизнес-подарка, начинают глубже интересоваться искусством, некоторые становятся коллекционерами, вместе мы придумываем проекты, создаем что-то новое.
Нам нравится работать с материалом на стыке нескольких видов искусств. Например, выставка живописи и фотографий Анны Рябчевской и Ивана Шешокина «Вишневый сад» собрала уникальные отзывы во время европейских гастролей. И это тоже предмет особой гордости.