Как заставить иностранцев есть ваши продукты: ОПЫТ

Каким должен быть русский продукт, чтобы его «распробовали» покупатели за рубежом? Гендиректор НМЖК Станислав Рожнов рассказал об этом DK.RU в рамках проекта «Время экспорта».

Группа компаний НМЖК — третья в списке крупнейших нижегородских экспортеров (после ВМЗ и компании «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»). В сентябре она получила премию «Лучший экспортер — 2017».

Основной продукт, который НМЖК отправляет на экспорт — вовсе не майонезы или соусы, которые известны всем нижегородцам, а подсолнечное масло.

Причем того же масла в бутылках производства НМЖК на полках магазинов в России нет.

Как заставить иностранцев есть ваши продукты: ОПЫТ 1По словам генерального директора Нижегородского масложирового комбината (АО «НМЖК») Станислава Рожнова, именно на экспорт, целыми танкерами емкостью по 60 тысяч тонн, сейчас уходит около 70% масла, которое производится на заводах группы компаний. Лишь 30% идет на дальнейшую переработку — на маргарин, спреды и прочие продукты.

— Почему экспорт для вас предпочтительнее продажи масла на внутреннем рынке?

— На самом деле, выход на «бутылочный» рынок мы рассматривали. И даже продавали «Хозяюшку», если вы помните, в 900-граммовых бутылках. Но выпускалась она на не самом современном оборудовании, с малой производительностью. Это, что называется, игрушки.

Производство должно выдавать как минимум 10 тысяч бутылок в минуту, а лучше — 25 тысяч.

Вот такой «пулемет». Чтобы добиться таких конкурентных объемов, необходимы очень серьезные инвестиции. Пока у нас другие приоритеты, отвлекать большие ресурсы на это нецелесообразно.

— Какая страна — главный потребитель вашего подсолнечного масла?

— Китай. Больше половины экспортируемого масла отправляется именно туда. Наш рынок, например, почти не потребляет высокоолеиновое подсолнечное масло (аналог оливковому по свойствам, но пригодный для жарки). А они его фасуют в пятилитровые бутылки, чтобы продавать, и потом жарят на нем.

— А остальная продукция экспортируется куда-нибудь?

— Главный потребитель продуктов глубокой переработки — это маргарины, спреды, майонезы, соусы и многое другое — внутренний рынок. Но есть и страны, куда мы отправляем их на экспорт, их около двух десятков. В том числе это СНГ, США, Израиль.

В целом мы экспортируем около 20 тысяч тонн майонезно-соусной продукции — это очень небольшие объемы. Потому что наши покупатели в основном русские, которые живут за рубежом.

— Иностранцы совсем не едят наши продукты? Почему?

— У российского майонеза другой вкусовой профиль. Мы были в Германии: там майонезы жирнее наших, более 80% жирность, а у наших майонезов в основном 67%. Немецкие майонезы более кислые. Такой продукт русские есть не будут. Но и наш майонез немцам покажется пресноватым.

А в США главный майонез — Hellmann's. На него приходится 90% всех продаж. Вот вы, наверное, покупаете «Рябу», «Сдобри», какие-нибудь еще продукты наших конкурентов. И называете это одним словом — «майонез». А в Америке это — «Хеллманнс». Как «памперсы». Чем намазать бутерброд? Хеллманнсом.

«Переучить» вкус населения какой-то страны очень сложно. Нам для этого надо создавать отдельную линейку продуктов. И если это будет экспортный майонез «Ряба», то это будет не простая «Ряба», а «Ряба со вкусом Хеллманнса».

Вкусы потребителей отличаются даже в пределах одной страны, по городам. В Москве любят более кисленький майонез. «Московский провансаль» — то, что там едят. Наша целевая аудитория в столице — это приезжие. У нас был специальный проект «Москва», мы подняли там свое присутствие с 3% до 8%, и для этого были задействованы колоссальные ресурсы.

— Как узнать, понравится ли продукт иностранному покупателю?

— Нельзя «спрогнозировать хит». Бывало, что для внутреннего рынка разрабатывался интересный продукт, а покупатели его не приняли. Бывало и наоборот: придумали мы «сметанный» майонез, запустили в производство, и он взорвал рынок! Теперь у всех конкурентов такой майонез есть.

С экспортом еще сложнее. Допустим, есть у нас спред. В одной стране предпочтут, чтобы он был белого цвета. В другой — желтого. Нельзя завезти туда свой продукт в надежде, что он и тут выстрелит. В каждой стране придется искать свой подход к потребителю.

* * *

Выводы:

  1. У любого рынка есть своя специфика. Продукт, популярный на одном рынке, может не «сыграть» на другом.
  2. Прежде чем вывести продукт на нового потребителя, поставьте себя на его место: готов ли он будет, в силу привычек, покупать ваш продукт не только «на пробу», но постоянно?
  3. Чтобы понимать рынок, надо жить в нем. Или хотя бы иметь на руках актуальные маркетинговые исследования.

Проведение маркетинговых исследований могут себе позволить крупные компании, но для небольших производителей они обойдутся довольно дорого. Впрочем, у нижегородских предприятий есть возможность серьезно на них сэкономить благодаря программам поддержки экспортеров.

В Нижегородской области работает Центр развития экспорта (учредитель — региональное министерство промышленности, торговли и предпринимательства).

Задача этой организации — открывать зарубежные рынки для нижегородских предприятий.

По запросу потенциального экспортера Центр проводит маркетинговые исследования о том, насколько конкурентоспособной и востребованной будет его продукция за рубежом. А затем предлагает возможные варианты развития продаж и организует контакты с зарубежными партнерами.

Также Центр регулярно проводит обучающие семинары для представителей малого и среднего бизнеса, пока не имеющих необходимых компетенций и навыков в внешнеэкономической деятельности. Темы — «Правовые аспекты экспорта», «Эффективная деловая коммуникация для экспортеров» и многое другое.

Контакты Центра развития экспорта:

г. Нижний Новгород, ул. академика Сахарова, 4, оф. 522, 525.

Тел. 435-18-48, e-mail: info@export-nn.ruwww.export-nn.ru.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.