Как заработать на стартапах
Рынок интернет стартапов в России находится на стадии формирования. Для талантливых программистов — это время «золотой лихорадки», когда можно заработать миллионы на сайте, сделанном «на коленке».
Рынок интернет стартапов в России находится на стадии формирования. Для талантливых программистов — это время «золотой лихорадки», когда можно заработать миллионы на сайте, сделанном «на коленке» вчерашним студентом. Однако крупные мировые игроки, такие как Google, Facebook или Яндекс задали высокую планку качества работы интернет сервисов, поэтому привлечь инвестора в «сырой» проект становится все сложнее.
Как правило, создание стартапа — это высокорискованное занятие, впрочем, если он «выстрелит», то может окупиться в десятки или сотни раз. Например, инвесторы вложившие в Skype $2 млн, в итоге продали свою долю за $200 млн.
Нижегородский рынок стартапов, конечно, о таких инвестициях и не грезит. Громких проектов, о которых знают за пределами города, очень мало. Связано это в первую очередь с тем, что найти инвестора среди местных бизнесменов практически невозможно. Кроме того, лучших разработчиков и программистов «съедают» такие крупные игроки ИТ рынка, как MERA, Intel и Teleca, представительства которых находятся в городе.
По словам директора компании ОК — ooook.info Алексея Костина, как только нижегородский стартап выходит на стадию окупаемости, его разработчики сразу перебираются в Москву, поближе к деньгам или стараются нарастить аудиторию портала в короткие сроки, чтобы удачно продать проект.
До сих пор удалось это сделать выгодно только создателю городского портала NN.RU Михаилу Иосилевичу. В феврале он продал портал медиамагнату Виктору Шкулеву и занял у него должность советника по интернет проектам. Сумму сделки г н Иосилевич не обозначил.
Нижегородскими проектами, которые в будущем смогут заинтересовать крупного инвестора, игроки рынка называют пользовательский сервис подписки на сериалы и сиквелы akogda.com, студию Anix LLC, которая развивает направление по разработке мобильных приложений для iPhone и iPad. Также компанию Sly Lamb, также создающую мобильные приложения, и сервис Alloka — счетчик звонков от клиентов, ideipodarkov.net — тематический поисковик подарков и Doroga.TV.
В поисках инвестора
По словам основателя ООО «Передовые информационные банковские технологии» Сергея Киселева, вход на рынок интернет проектов сейчас в зависимости от сферы стоит от $150 тыс. Однако, как утверждает создатель и руководитель ideipodarkov.net Виктор Замараев, при наличии времени и экспертизы проект можно начать реализовывать с нуля самостоятельно, не вкладывая денег. По мере же появления прибыли реинвестировать ее в бизнес.
Например, блог для продажи контекстной рекламы, по словам Алексея Костина, можно сделать в свободное время, и начать получать прибыль с него через несколько месяцев. «Первоначальные средства нужны на зарплату сотрудникам и аренду офиса. Мы начали получать прибыль через 1,5 года», — рассказывает он.
По его словам, заработать сейчас в интернет в первую очередь может инвестор. Специалисты же получают только долю в проекте и достойную оплату труда. «Поэтому не редко инвесторами выступают группа специалистов с хорошей материальной основой, достаточной на несколько лет разработки и на продвижение», — утверждает он.
По словам директора Anix LLC Павла Кузьмина, в Нижнем Новгороде в качестве инвесторов чаще всего выступают частные предприниматели, причем не всегда крупные: «Это люди, которые хотят инвестировать свои деньги, чтобы получить процент выше банковского».
Основатель студии разработки веб- и мобильных приложений Drivepixels Studio и исполнительный директор компании DorogaTV Евгений Макаров в свою очередь считает, что успешные инвестиции в ИТ совершают люди, которые погружены в тематику. У непрофильного инвестора без хорошего консультанта шансы сделать успешные инвестиции в этой сфере близки к нулю.
Нижегородские инвесторы, по мнению экспертов, очень сложно вкладываются в интернет стартапы, так как не хотят лишний раз рисковать. Поэтому им важно определить те проекты, которые «стоят свеч». Евгений Макаров советует инвесторам вкладывать в проекты, которые уже доказали свою прибыльность и находятся не на ранней стадии производства, в стартапы, доказавшие на Западе свою бизнес модель (например, социальные сети), а также в работающие прототипы, которые создаются для быстрорастущих рынков.
По мнению технического директора ideipodarkov.com и основателя akogda.com Дмитрия Шестернина, инвестор также должен обращать внимание на рост клиентской базы, средний чек, операционные расходы и затраты. «В ближайшие три четыре года сфера интернет торговли будет расти минимум на 20 30 % в год. Интересными также считаются стартапы в области медицины и образования», — комментирует г н Шестернин.
В целом, интернет — это сфера длинных инвестиций, быстро их не вернуть, но если получится, то прибыль будет многократная. Например, avito.ru создали четыре разработчика и за три года довели стоимость компании до 14 млрд руб.
Инкубатор для стартапа
Кроме инвестиционной поддержки стартапов, их создатели прибегают к помощи российского новшества ИТ парков и бизнес инкубаторов. После того, как премьер РФ Дмитрий Медведев взял курс на инновации, по одному наукоцентру появилось почти в каждом городе страны. Однако не везде они работают эффективно. К сожалению, нижегородский технопарк «Анкудиновка» пока не оправдал возложенных на него надежд. По мнению экспертов, он больше напоминает бизнес центр, где уже обосновался Сбербанк России и открывается новая клиника.
Резидентами парка являются и инновационные компании, но до сих пор от них не было слышно об ошеломляющих открытиях. Кроме того, при строительстве технопарка не смогли освоить в 2012 г. почти 100 млн руб., которые будут возвращены в программу «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» для использования по целевому назначению.
Безусловно, есть и удачные примеры инвестирования в инновации. «В Санкт Петербурге есть технопарк «Ингрия» — компании, которые становятся его резидентами, получают юридическую, менторскую и финансовую поддержку — более дешевые офисы и т.п. Внутри технопарка компании имеют возможность обмениваться опытом с людьми, работающими в аналогичной сфере, строить партнерские отношения, проводить общие тематические сессии с инвесторами и менторами. Например, проект «Дневник.ру», к которому подключены более 7 млн пользователей и более половины российских школ, является резидентом технопарка», — рассказывает Дмитрий Шестернин.
Нижегородский бизнес инкубатор также претендовал на инновационную площадку, которая соберет под одной крышей передовые нижегородские компании, обеспечит их всем необходимым на этапе стартапа и выпустит в свет сильными предприятиями. Ни одного известного выпускника, кроме проекта Doroga TV, нет. Но их инкубационный период закончился, потому что через два года дешевле стало снимать офис в центре города. Для сравнения, в китайском бизнес инкубаторе для резидентов — нулевая аренда и льготное налогообложение.
По мнению создателя и руководителя сервиса Alloka Михаила Денисова, нужно создавать условия для работы талантливых стартаперов, а не заливать отрасль разработки инноваций безумным количеством денег: «Такие программы порождают бизнесменов, для которых цель стартапа — получение госстепендий и грантов, а не сам проект. Все они обречены на провал».
С правом на ошибку
Даже крупные мировые проекты переживали несколько кризисов до того, как приобрели миллионы пользователей, пережили не один кризис.
Самая распространенная ошибка стартапера, по мнению г на Шестернина — неправильная оценка потребности рынка в новом продукте или услуге. «Часто случается, что создатели бросают проект после того, как проходит первый запал. В этой сфере важно уметь доводить дело до конца и не бояться менять бизнес модель проекта», — рассуждает он.
Евгений Макаров советует не придумывать задачу под технологию вместо того чтобы разрабатывать технологию под задачу, не отдавать инвестору большую долю компании за небольшие деньги, формализовать отношения с партнерами, разработчиками аутсорсерами и делать акцент на выстраивании продаж, а не на представлении стартапа на различных конкурсах.
Директор Sly Lamb Алексей Пережогин уверен, что нельзя пренебрегать тестированием первых версий продукта, а г-н Кузьмин убежден, что ставку стоит сделать на выбор правильного бизнес партнера. «Надо найти человека, который принимает правила командной игры и сможет дойти до конца. Из четырех людей, которые начинали наш сегодняшний бизнес, осталось только двое. Зачастую люди не торопятся выходить из игры, они просто перестают что либо делать и начинают паразитировать. От таких «соучредителей» нужно уметь избавляться, а лучше отсеять их на этапе старта проекта», — поделился Павел Кузьмин.
Еще одна ошибка — это неправильное формирование команды. ИТ сфера во всех странах мира выросла достаточно быстро, и поэтому в ней не хватает квалифицированных специалистов. «Мы чувствуем кадровую катастрофу. На закрытие одной позиции у нас уходит несколько месяцев и десяток собеседований. Более менее серьезные специалисты уезжают заграницу. Мы стараемся заманить к себе тех, кто по тем или иным причинам не смог этого сделать», — рассказывает он.
По словам Дмитрия Шестернина, в интернет стартапе ядро команды должно быть максимально маленьким, потому что так эффективнее всего строить коммуникации и менять направления движения. «Также как и в любом бизнесе, сложно строить работу с близкими друзьями или родственниками. Обязательно нужно распределять ответственность персонально и договариваться о долях и прочем до запуска проекта», — комментирует он.
Интересные стартапы в других регионах: