Как ТМК с помощью взаимовыгодных франшиз стал крупным оптовиком

  Завод «Спецтехномаш», опытное производственное предприятие НИИ «Музыкальной промышленности». Нижегородская торговая компания «Техномашкомплект», сегодня известная как ТМК, начала свою работу в к

Для развития розничной сети и оптовой торговли компания ТМК привлекла инвестиции при помощи продаж взаимовыгодных франшиз. Держатель франшизы получает прописанные стандарты работы, консультационную поддержку и быструю окупаемость бизнеса. ТМК, в свою очередь, — постоянного оптового клиента. Таким образом, компания за год увеличила число розничных магазинов втрое и стала крупным игроком на российском рынке электроинструментов.

 

Как ускорить развитие сети магазинов?
Каков порог вхождения в розницу электроинструментов?
Как отстроиться от конкурентов?
Как конкурировать с федеральными оптовыми компаниями?
Завод «Спецтехномаш», опытное производственное предприятие НИИ «Музыкальной промышленности». Нижегородская торговая компания «Техномашкомплект», сегодня известная как ТМК, начала свою работу в качестве отдела сбыта именно этой организации. «Изначально «Спецтехномаш» производил уникальные вещи типа струнонавивальных станков, — вспоминает генеральный директор ООО «ТМК» Вадим Скосырев, — но зарождающаяся рыночная экономика 90-х заставила предприятие переориентироваться на выпуск более востребованной продукции». На тот момент рынок нуждался в универсальном деревообрабатывающем оборудовании, на этом секторе завод и сосредоточился.
С 1992 г. столярные мастерские, изготавливающие деревянные окна, двери, погонаж и т.д., открывались одна за другой. Высокий спрос на готовую продукцию, небольшой входной барьер и дешевая древесина сделали этот малый бизнес одним из наиболее привлекательных в России. Вадим Скосырев: «Мы торговали деревообрабатывающим оборудованием с маржой всего 6%. По тем временам — смешные деньги, зато они позволили нам начать бизнес практически без первоначальных инвестиций». Невысокую маржу компенсировало эксклюзивное право на продажу станков, производимых заводом. Прибыль компания вкладывала в увеличение ассортимента: «Потихоньку наработали собственный склад, где всегда было порядка 10 единиц наиболее ходового оборудования производства и других заводов России и Украины: часть отгружали со склада, часть — под заказ».

Спустя два года после открытия ТМК начал вводить в ассортимент электроин­струмент — в качестве сопутствующего товара. Основные клиенты — деревоперерабатывающие предприятия — постоянно использовали пилы, дрели, лобзики и т.д. Продукция пользовалась стабильным спросом. «Потом мы увидели, или, скорее, почувствовали перспективу этого направления», — рассказывает г-н Скосырев. С 1996 г., когда бум на «столярку» в стране упал, ТМК сосредоточилась на продаже электроинструмента.

Как ТМК почувствовал формат

Розничная торговля началась для ТМК в 1995 г., с открытия магазина на ул. Коммунистической в Канавинском районе. На площади в 40 кв.м продавали прибалтийский, украинский, российский и особенно ценный в то время болгарский инструмент. Первым западным брендом на полках магазина стал Bosch, договор с представительством немецкой компании ТМК подписал спустя год после открытия.

В дальнейшем ТМК открывала магазины преимущественно в нижней части города: Автозаводском и Сормов­ском районах. «Изначально мы выбрали формат специализированной торговли электроинструментом и постепенно смещали его от бытовых товаров в сторону торговли более профессиональным инструментом», — рассказывает руководитель.

По информации Вадима Скосырева, в Европе и России крупные сети и специализированные магазины делят рынок электроинструментов пополам. «Согласитесь, 50% — не крошки со стола собирать. Это солидный кусок!», — улыбается предприниматель.

Электроинструменты: шуруповерты, пилы, газонокосилки — сегодня можно купить в METRO, OBI, Castorama и т.д. Позиционирование позволило ТМК отстроиться от прямой конкуренции с торговыми сетями. Стратегия специализированных магазинов ТМК не подразумевает ценовую войну с сетями, большинство из которых позиционируются как дискаунтеры. «Мы не заявляем, что у нас низкие цены: посматриваем на другие специализированные магазины, они на нас — в итоге все на рынке устанавливают примерно равные цены. По некоторым позициям крупные торговые сети готовы предложить более выгодную стоимость, особенно во время акций, — признает Вадим Скосырев, — но у нас есть свои конкурентные преимущества». Во-первых, в отличие от сетей гипермаркетов, в ТМК «нет и никогда не будет» китайских электроинструментов. Во-вторых, к примеру, вся продукция Bosch делится на бытовую (зеленого цвета) и профессиональную (синего). В торговых сетях синий Bosch вы не найдете, это стратегия позиционирования производителя. К тому же, по словам владельца ТМК, получить грамотную консультацию в крупном супермаркете — большая удача. В основном покупатель принимает решение самостоятельно, руководствуясь принципами «столько вот денег не жалко» или «примерно такую косилку я видел у соседа». «В итоге человек покупает ручную косилку, а у него полянка на 400 соток, — нужно было приобрести аппарат на колесной базе», — приводит пример г-н Скосырев.

В результате один из франчайзинговых магазинов ТМК, расположенный в микрорайоне новостроек на улице Родионова, работает в двух шагах от торгового центра OBI, нисколько не смущаясь такой близости к конкуренту.

Для того чтобы отстроиться от основных конкурентов — других специализированных магазинов, Вадим Скосырев решил провести брендинг компании. Исследования показывали, что, несмотря на популярность магазинов и бренда ТМК, покупатель не всегда связывал их между собой. На вопрос, где вы приобретете электроинструменты, опрошенные отвечали: «В магазине на улице такой-то». При этом внешне привести магазины в полное соответ­ствие единому фирменному стилю не представлялось возможным: покупаемые или арендуемые под торговые точки площади имели различные входные группы и планировку помещений. «Мы решили сделать так, чтобы, находясь внутри магазина, клиент понимал, что находится именно в ТМК», — рассказывает г-н Скосырев. В результате стандартизировали все: от внутренней отделки до фирменных пакетов.

Следующим шагом продвижения бренда стала телевизионная реклама. Уже пять лет крутится по местному ТВ и в головах нижегородцев довольно простой ролик с «навсегда въедающейся в мозг песенкой»: «Проблема выбора трудна, ее не каждый разрешит, но есть на свете ТМК, где знают, что и как жужжит».

По словам владельца, введение стандартов единого фирменного стиля и успешная рекламная кампания положительно сказались как на имидже бренда, так и на продажах. Параллельно компания отлаживала отношения с поставщиками, логистические схемы и обучающие программы для персонала. Подготовка к выходу за пределы области шла полным ходом.

Как ТМК пережил внутреннюю ломку

Главным тормозом развития сети магазинов стали внутрикорпоративные отношения. Компания ТМК по сути состояла не из руководителей и подчиненных — это была тусовка из нескольких десятков сотрудников. Вадим Скосырев: «В каждой компании бывает момент, когда все отвечают за все, а в итоге — никто и ни за что. Все как бы «друзья» и управление строится примерно так:

— Вась, ну ты там сделай!

— Ладно.

— Не сделал? Ну что ж ты?! Ладно, в другой раз».

До определенного момента такая сплоченность — нормальное явление. Вадим Скосырев вспоминает, что некоторое время умело руководил таким коллективом. «Я тратил много сил и энергии, зато взамен получал полное удовлетворение от проделанной работы: как известно, хочешь что-то сделать хорошо, — сделай это сам. Но при такой организации труда на сотрудников невозможно было возложить никакой ответственности, как следствие, темпы развития компании замедлились», — констатирует он.

Пришлось применить экстренные меры. В 2003–2004 гг. в ТМК произошла смена управленческого состава компании. По словам руководителя, эмоции в коллективе в тот период зашкаливали. Приходилось каждому менеджеру рассказывать об изменении требований к сотрудникам, объяснять, как будет развиваться компания, каковы ее приоритеты и т.д. Не все сотрудники смогли принять изменения, и, как следствие, уходили из компании или «компания уходила от сотрудника». Те же, кто остался, сейчас занимают в ТМК руководящие должности», — поясняет Вадим Скосырев.

Пережив «ломку», предприятие начало реализовывать стратегию выхода за пределы Нижегородской области. «В 2004 г. нам просто было интересно, сможем ли мы управлять магазином дистанционно», — вспоминает бизнесмен. Первым объектом интервенции были выбраны Чебоксары. Поверхностный анализ рынка, а также сравнение цен в местных кафе с нижегородскими показали, что Чебоксары отстают от Нижнего Новгорода года на три: денег в городе немного, люди ориентированы на экономию средств. Розничная торговля развивалась в основном на город­ских рынках.

Поначалу шикарный — по местным меркам — формат магазинов ТМК как минимум не притягивал клиентов: «Люди заходили, осматривались и уходили прочь». Несмотря на это формат решено было не менять, и через некоторое время народ пошел. Уже через год в городе даже появилась конкуренция — местные продавцы из своих лавочек и отдельчиков сделали точки продаж, похожие на ТМК. «Привыкание аудитории к формату было самым сложным моментом при выходе в другие регионы. В остальном нет разницы, где находится магазин, — в 400 метрах или 400 километрах», — констатирует Вадим Скосырев.

Как ТМК «убил двух зайцев»

По словам г-на Скосырева, на тот момент основными задачами компании были расширение сети магазинов и выход на российский рынок оптовых продаж электроинструментов.

Владелец ТМК вспоминает, что на федеральном оптовом рынке его компанию никто особенно не ждал: «У магазинов давно сложились отношения с крупными московскими игроками. Нижегородская компания, предлагающая электроинструменты оптом, — это выходило за рамки сложившихся у владельцев магазинов стереотипов». Как следствие, динамика роста оптового подразделения замедлилась и перестала удовлетворять руководство компании. В то же время интенсивное развитие сети затормозилось в связи с ростом цен на недвижимость. Топ-менеджмент всерьез задумался над инструментом, который позволил бы решить обе эти проблемы.

Идея пришла, как говорится, откуда не ждали. «Однажды владелец областного магазина электроинструментов пришел в офис ТМК и просто попросил разрешения прикрепить нашу вывеску на свою торговую точку», — продолжает г-н Скосырев. Предприниматель согласился. Уже через пару месяцев областной магазин в разы увеличил продажи и стал лучшим клиентом оптового отдела ТМК. «Так почему бы не тиражировать этот успех, если все могут получить пользу?» — подумал в тот момент владелец ТМК и решил развивать сеть розничной торговли и собственную оптовую компанию с помощью одного инструмента: оригинальной франчайзинговой схемы.

Специалисты компании в течение полугода подробно прописывали и адаптировали стандарты ТМК по управлению розничной торговлей электроинструментами под франчайзинговую сеть. Стандарты поместились на 800 страницах, содержащих регламенты, руковод­ства, положения и методические пособия. «Затем мы создали команду, основной задачей которой был запуск магазинов франчайзи, а также под­держка и контроль в первые месяцы работы», — рассказывает г-н Скосырев. Цена франшизы была чисто символической: 50 тыс. руб. — паушальный взнос и 20 тыс. руб. — ежемесячный платеж. Эти сред­ства требовались ТМК для оплаты труда менеджеров по старт-апу магазинов и командировочные обучающего и контролирующего персонала.

Вадим Скосырев перечисляет затраты, которые ложатся на покупателя франшизы: суммарный порог вхождения в розничную торговлю электроинструментами не превышает 3 млн руб., из них 2 млн — загрузка витрин; 500 тыс. руб. — торговое оборудование, реклама, первоначальный взнос; остальное — аренда. Процента с оборотных средств ТМК не требует. На таких условиях франшизы расходились на «ура». Уже через год количество собственных точек продаж сравнялось с франчайзинговыми: сейчас у ТМК 11 собственных магазинов и 19 франчайзинговых (в Нижегородской, Кировской и Ульяновской областях, а также в республиках Татарстан и Чувашия). «До конца года мы намерены увеличить количество проданных франшиз до 30», — планирует директор ТМК.

По договору, оптовая компания ТМК — стопроцентный поставщик каждого франчайзи. Производственная цепочка оказалась на удивление простой. Покупатель франшизы вкладывает 3 млн руб., получает полную поддержку от ТМК в открытии магазина, его оформлении, подборе и обучении продавцов, и далее просто следит за соблюдением стандартов. Всю продукцию он закупает только в оптовом подразделении ТМК. И чем больше магазинов открывает ТМК (собственных и франчайзинговых), тем более весомым игроком на российском рынке электроинструментов он становится. Для многих производителей элект­роинструмента, таких как Bosch, DeWalt, Black and Decker, Skil, Makita, Husqvarna, Sparky и других, компания стала ключевым партнером в регионе.

По словам владельца сети, в этом году она развивается сумасшедшими темпами: по сравнению с прошлым годом рост продаж составил более 70%.

Точных планов по количеству магазинов руководство компании не ставит: «У нас большие амбиции: 100–200 магазинов — вопрос времени и, естественно, экономической эффективности». При этом все магазины являются сетью ТМК: у них единый ассортимент, цены и качество обслуживания. Сегодня основная задача ТМК — развитие франчайзинговых магазинов и оказание их владельцам консультационной помощи для как можно более быстрого выхода на самоокупаемость. Эту задачу упрощает то, что каждый держатель франшизы — собственник бизнеса, который рискует своими «кровными» и поэтому максимально заинтересован в окупаемости бизнеса.
 
 
цитата

Привыкание аудитории к формату было самым сложным моментом при выходе в другие регионы. В остальном нет разницы, где находится магазин, — в 400 метрах или 400 километрах.

Вадим Cкосырев: «У нас большие амбиции: 100–200 магазинов — вопрос времени и, естественно, экономической эффективности».

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
  • Экономике РФ необходимы 1,7 млн новых работников ежегодно. Где их брать?Экономике РФ необходимы 1,7 млн новых работников ежегодно. Где их брать?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.