Как создавался новый фирменный стиль музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино»

Автор нового логотипа и фирменного стиля музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» Михаил Деркач рассказал, как создавалась уникальная авторская надпись, разработанная на основе букв из рукописей поэта

Создание фирменного стиля – начало модернизации музея-заповедника «Болдино», над которой сейчас работают его сотрудники. В планах — привлечение к процессу специалистов по музейному проектированию.  Основные задачи модернизации: разработка нового  визуального образа музея и новой коммуникационной стратегии, создание современной инфраструктуры, внедрение  современных технологий и привлечение источников финансирования для реализации этих задач.

С помощью стиля решено позиционировать Болдино как место особого вдохновения поэта. Именно здесь всего за три осенних приезда Пушкин написал почти все свои самые знаменитые произведения. Болдинская осень признана исследователями самым продуктивным периодом в творчестве Пушкина. Эту идею дизайнер постарался  реализовать в айдентике. Базовый элемент стиля – золотое перо – символизирует «рабочий инструмент» первого поэта России и знаменитую золотую «Болдинскую осень».

Первоначальный вариант фирменного стиля предполагал отказ от традиционных элементов, таких, как перо и профиль поэта. В процессе мы попробовали разные подходы и концепции. Были и символы Болдина и герои пушкинских сказок, но в итоге мы решили, что необходим очень четкий посыл, и остановились на образах, которые знакомы каждому со школьной скамьи. Без визуализации образа поэта "Болдино" не у всех (как показали опросы) идентифицируется, как родовое имение Пушкина. Профиль поэта - это уже устоявшаяся классика, известная многим поколениям. "Болдино" позиционируется как место, где Пушкину писалось так, как нигде более. Именно здесь произошел, не имеющий аналогов взлет творческого вдохновения, который исследователи назвали феноменом болдинской осени.

Золотое перо, как символ «золотого» поэта, дополнило знак и легло в основу новой визуальной коммуникации музея.

Как создавался новый фирменный стиль музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» 1

Михаил Деркач рассказал DK.RU о том, как создавался логотип музея-заповедника:

Как создавался новый фирменный стиль музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» 2Несмотря на то, что я занимаюсь дизайном уже больше 10 лет, я впервые работал над музейной айдентикой. Это очень интересно с профессиональной точки зрения. Кроме того, у меня есть личные причины для особого отношения к Пушкину и Болдину. Моя бабушка — Варвара Кирилловна Бородаева — 58 лет проработала учителем русского языка и литературы в одной из школ Белгородской области. Пушкин был ее любимым поэтом. Она много раз была в музее-заповеднике «Болдино» — одна и с учениками.

Когда администрация музея обратилась ко мне с просьбой разработать фирменный стиль, я не смог отказаться и выполнил эту работу в память о бабушке. Работа над фирменным стилем началась в конце февраля.  Сам я живу сейчас в Сербии, в Болдине был очень давно, но задача мне показалась очень интересной. Мне прислали большой архив фото- и видеоматериалов. Музей подготовил бриф. 

У нас была сложная задача – передать то, что практически нельзя передать словами. Болдино – это особенное магнетическое место, которое дало необыкновенное вдохновение Пушкину. Многие  творческие люди испытывают и сейчас там реальный катарсис. И едут в Болдино снова и снова, несмотря на сложность дороги и другие бытовые трудности. Но не всем это чувство приходит сразу.  Кому-то просто интересно увидеть настоящие постройки 18-19 вв., деревья, среди которых гулял поэт, и прочие достопримечательности. Большинство людей едет за развлечением (в широком понятии этого слова), за новыми впечатлениями.

Мы выбирали приоритеты — как нам представлять Болдино, на чем делать акценты. Наша цель  – представить Болдино как место, особо значимое для творчества  Пушкина и сохранившее подлинные артефакты, непосредственно связанные с поэтом, и в тоже время, как современную и развивающуюся организацию. Также необходимо было выделить «Болдино»  среди других литературных музеев и музеев-усадеб (в первую очередь среди сообщества пушкинских музеев), продемонстрировать  его уникальные преимущества.

К сожалению,  не было возможности сократить название музея только до одного слова, сделать бренд из одного слова. Заказчик пояснил, что в России более 20 музеев Пушкина. Если бы у Пушкина был один главный музей, как у Толстого, например (Ясная поляна), можно было бы оставить одно слово Болдино, и все бы знали, что это усадьба Пушкина. А Александр Сергеевич нигде не жил дольше года. И почти везде, где он был, организованы музеи. Поэтому самая короткая надпись получилась такая — Музей А.С. Пушкина "Болдино".

При разработке логотипа я думал о том, чтобы акцентировать внимание на пушкинской эпохе, когда писали чернилами и гусиными перьями, когда обязательным навыком всех образованных людей была каллиграфия, когда письмо было искусством. Так появилась надпись слова Болдино – на основе букв пушкинских рукописей. Но я не стал брать точную копию авторского пушкинского почерка – таких вариантов много, я попробовал сделать современную стилизацию.

Надпись получилась и была принята с первой презентации. А вот знак и фон мы искали значительно дольше.

Как создавался новый фирменный стиль музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» 3

Сначала я предложил в качестве элемента, который бы дополнил логотип, изображение знаменитого «Горбатого мостика».  В архитектуре болдинской усадьбы широко используются элементы с перекрестьем. «Горбатый мостик» - своеобразная визитная карточка Болдина, где всегда гуляют и с удовольствием фотографируются посетители. Но мостик тоже не был исключительно болдинским символом, этот образец ландшафтной архитектуры есть во многих загородных усадьбах того времени.

Как создавался новый фирменный стиль музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» 4

Следующая идея была связана с рисунками поэта. Пушкинские рукописи  и письма уникальны не только по содержанию, Александр Сергеевич очень искусно «оформлял» письма – почерк у него был прекрасный, но особенно привлекательны рисунки на полях. Пушкин не был профессиональным художником, но эти рисунки – действительно замечательные. Я подумал, а если бы Пушкин попал в Болдино сегодня – что он рисовал бы на полях своих текстов? Может быть, можно идею музея – заповедника передать с помощью «картинок» деревьев и других символов «заповедной чащи»?  Получился такой немного «ботанический» вариант. Растительные элементы на темном фоне ассоциируются с чем-то волшебным и мистическим, но это не грустно и не мрачно. В жизни и творчестве Пушкина было много мистики, но он редко был мрачным, почти всегда веселым. 

Потом мы решили, что, безусловно, природа в Болдине красива необыкновенно, и об этом много написано. Но красивая природа – все же не самое главное в идентификации бренда Болдино. Сама идея рисунков на полях заказчику понравилась.  Но музей попросил  заменить  часть «ботанических» картинок на другие элементы, соответствующие Пушкину и Болдину.  Например, кот ученый, русалка на ветвях, ступа с Бабою Ягой ("Руслан и Людмила"). Или три карты ("Пиковая дама"). Или дуэльные пистолеты ("Евгений Онегин", "Дуэль")…

Этот вариант не прошел пробную печать, выявились слабые места предлагаемого решения – так как элементы фирменного стиля маленькие, а линии тонкие, то часть из них не пропечатывается и выглядит это плохо.

Я стал думать над альтернативной концепцией. В результате был принят вариант, в котором, казалось бы, меньше оригинальности и новаторства, но который был бы понятен всем. Логотип и фирменный стиль отражают задачу соединения современности и традиции.

Как создавался новый фирменный стиль музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» 5

Как создавался новый фирменный стиль музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» 6

Справка: Автор фирменного стиля - Mikhailius Derkach (Михаил Деркач) — арт-директор, дизайнер, член Клуба Арт-директоров России. Принимал участие в проектах, которые получили российское и мировое признание на многочисленных рекламных фестивалях. Автор работ для компаний:  Google, Samsung, McDonald's, Lego, P&G, Coca-Cola, Почта России, Sochi 2014, Газпром, Mercedes-Benz, Mitsubishi-Motors, Jeep, Fiat, JTI, Philip Morris, SunInBev, Danone, Oriflame, Citibank, Nestle, Связной, Мегафон, МТС, WWF, S7 Airlines.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.