"Как привлекать инвесторов, если Нижнему Новгороду нечего им предложить?" - Сергей Белов

Сергей Белов рассказал ДК о планах по созданию парковок, реконструкции Нижне-Волжской набережной и особенностях работы мэрии после передачи строительных полномочий в область.

Сергей Белов возглавил администрацию Нижнего Новгорода зимой 2015 г. в непростой финансовой ситуации  — накопленная кредиторская задолженность составляла почти 2 млрд руб., обязательства муниципалитета по строительству детских садов и ФОКов были не выполнены, а напряженные отношения города и области сводили возможность оперативного решения этих проблем фактически на нет. 

Сегодня, конечно, нельзя сказать, что все проблемы Нижнего Новгорода за полгода решены как по мановению волшебной палочки. У нас еще осталась почти четверть непогашенной «кредиторки» за прошлый год, синие заборы и серьезные проблемы по благоустройству, неупорядоченность пассажирских перевозок и не до конца проработанная концепция развития туристической отрасли. Но пока диалог городской и областной власти складывается, все эти вопросы можно решить.

"Как привлекать инвесторов, если Нижнему Новгороду нечего им предложить?" - Сергей Белов 1

Сергей Викторович, удалось ли вам за время работы на посту главы администрации Нижнего Новгорода найти общий язык с областным правительством и городской думой?

— С гордумой у нас полное понимание и единение, мы работаем плотно и эффективно. Дума трезво оценивает ситуацию, которая сейчас сложилась в городе, знает о самых «больных» вопросах и состоянии бюджета. Что касается взаимодействия с областным правительством — я принимаю критику, если она конструктивна. Конечно, губернатор не просто так говорил, что администрация города не выполнила обязательства по строительству ряда объектов, в частности, детских садов. Сейчас мы активно работаем в этом направлении — детский сад на пр. Гагарина уже открыт, заканчиваем работы в детских садах на ул. Лескова и на ул. Макарова.

Еще с областью мы заключили соглашение о софинансировании ремонта Молитовского моста. Дополнительно из бюджета города на замену рельсового и подрельсового пространства было выделено около 40 млн руб., остальные средства на ремонт поступят из областного бюджета. Также с региональным правительством достигнута договоренность о выделении дополнительных средств на ремонт городских дорог на сумму 400 млн руб. на принципах софинансирования. Большая работа ведется по подготовке Нижнего Новгорода к чемпионату мира — на город возложены затраты по прокладке сетей водоснабжения и канализации. Администрация не отказывается от своих обязательств, будет эту работу выполнять.

18 мая профильный комитет Законодательного собрания Нижегородской области отклонил рассмотрение вопроса о смене системы местного самоуправления. Как вы оцениваете работу «двуглавой системы» в Нижнем Новгороде?

— У нас с Иваном Карнилиным есть взаимное понимание по всем городским вопросам. Кроме того, наши точки зрения во многом совпадают. У нас разработан график встреч, Иван Николаевич и руководители думских комиссий интересуются всеми хозяйственными вопросами, я им даю всю необходимую информацию. Двуглавая система власти в Нижнем Новгороде, по крайней мере, с конца прошлого года работает конструктивно.

Откуда администрация изыскивает средства для погашения кредиторской задолженности? Как вы планируете сокращать ее в дальнейшем?

— С первого дня моей работы задачей номер один, которую я для себя поставил, было погашение кредиторской задолженности. На ее решение были направлены все силы экономического блока. Мы разработали антикризисный план действий, который включает спектр мероприятий: мы стали активнее проводить инвентаризацию земельных участков, ищем возможности более эффективно использовать муниципальное имущество, усилили деятельность комиссий по работе с должниками. Я сам лично возглавил ее.

Например, за первый квартал мы взыскали 288 млн руб. только долгов по аренде муниципального имущества, недвижимости и земельных участков, еще 33 млн руб. по налоговым долгам. На первый взгляд кажется, что от некоторых действий не такие уж большие доходы, но в совокупности они работают на общий результат.

В итоге, на 1 июня 2016 г. «кредиторка» составила уже 405 млн руб., то есть сократилась более чем в четыре раза за полгода. Только за май мы смогли снизить ее на 27%.

Кроме повышения доходов, мы также и сокращаем расходы. Так, в прошлом году фонд оплаты труда в администрации был уменьшен на 10%. Продолжаем проводить сокращения, оптимизируем количество персонала. Только недавно провели структурные изменения в администрации. Сейчас приходится жить по средствам и от каких-то программ придется отказаться, чтобы не обременять в дальнейшем бюджет кредитами.

Какова задолженность муниципалитета перед подрядными организациями, когда она будет погашена?

— Задолженность мы погашаем постоянно. С самого начала мы провели ревизию всех обязательств города, составили график погашения «кредиторки», и сейчас в ежедневном режиме следим, как этот график выполняется. Сегодня у нас почти полностью погашена «кредиторка» по отрасли образования, по коммунальным платежам, по оплате питания, по субсидиям муниципальным предприятиям транспорта. Большая работа ведется по ликвидации задолженности управления благоустройства и департамента строительства.

Многие эксперты сходятся во мнении, что Нижний Новгород теряет туристическую привлекательность. Это связано, в том числе, с отсутствием стратегии развития туристической отрасли (и, конечно, отсутствием инфраструктуры). Как администрация планирует увеличивать поток туристов в город?

— Я не согласен с мнением о том, что Нижний Новгород теряет свою туристическую привлекательность. Статистика показывает, что с 2013 г. в городе стабильно растет туристический поток — с 385 тыс. человек в 2013 г. до 400 тыс. человек в 2014 г. и около 450 тыс. человек в 2015 г. Число туристов увеличивается, это заметно и по нашей гостиничной отрасли, и по обратной связи от туристических фирм. Например, на майские праздники мы наблюдали очень много туристов в городе, и именно российских туристов.

Конечно, нам необходимо активнее заниматься развитием отрасли. Те же разбитые дороги не привлекают туристов. У города впереди ЧМ-2018, празднование 800-летия. Нижний Новгород — прекрасный город с большим количеством достопримечательностей, где живут замечательные люди. У нас разработана дорожная карта, которую мы воплощаем в жизнь в сотрудничестве с областным правительством. Она предусматривает повышение квалификации экскурсоводов, разработку туристических маршрутов, строительство инфраструктуры, благоустройство.

2 июня апелляционный суд отказал компании «Трейд-парк» в пересмотре решения о расторжении договора аренды участка на Нижне-Волжской набережной по причине «вновь открывшихся обстоятельств». Когда нижегородцы увидят благоустроенную набережную?

— Больше всего мне хочется убрать этот намозоливший всем глаза синий забор. Но он является собственностью инвестора, и если мы начнем его демонтировать, то судебные тяжбы могут возобновиться. Поэтому, пока не поставлена последняя точка в судебной плоскости, мы параллельно ведем свою работу. Сейчас коротко расскажу какую.

Весной мы вместе с главой города Иваном Карнилиным провели выездное совещание, проанализировали со специалистами состояние причальной стенки и конструкций набережной. Также администрация города зарегистрировала право муниципальной собственности на причальную стенку и земельный участок у речного вокзала. В течение лета специализированной организацией будут проведены исследования состояния всех конструкций набережной. Мы получим от них заключение, которое поможет нам определиться, что можно сделать на набережной, какие работы можно проводить, а какие нельзя. Параллельно с этим наш институт развития города «НижегородгражданНИИпроект» с одной стороны, а также управление главного архитектора с другой стороны, приступили к разработке эскизных вариантов будущей набережной. Как только у нас будут первые варианты, мы их представим на всеобщее обозрение, чтобы познакомить с ними нижегородцев, получить от горожан отзывы и, при необходимости, скорректировать их.

Затем после утверждения эскизного варианта будет разрабатываться проектно-сметная документация с конкретными видами работ и их стоимостью. Проект благоустройства набережной не будет дорогим, мы будем восстанавливать ее в пределах тех бюджетных средств, которые будут.

Но главное, что у нас появится красивое место для прогулок и отдыха горожан и гостей города.

Как вы оцениваете программу создания платных парковочных мест в городе?

— В Нижнем Новгороде, к слову, как и во многих городах России, сложилась такая дорожная ситуация, когда основные транспортные потоки направлены преимущественно в центр города. Я считаю, что решение собрать все знаковые объекты в центре изначально было ошибочным. Город надо застраивать равномерно, чтобы не получалось, что утром все едут в исторический центр, а вечером возвращаются в спальные районы. Хорошими зарубежными примерами в этом смысле являются Сингапур, Лондон, Амстердам. Нижегородский район должен остаться историческим центром. А центром деловой активности может быть и Московский, и Сормовский, и Советский район.

Для того, чтобы сделать более комфортными условия передвижения по городу, и возникла идея создания платных парковок. Сейчас в Нижнем Новгороде создано около 300 парковочных мест. В ближайшее время будет организована парковка в Канавинском районе  — у Московского вокзала. В 2016—2017 гг. будет создано всего 1500 парковочных мест. Определенные задержки по реализации программы связаны с тем, что необходимо заключать соглашения на обработку персональных данных. А это федеральный уровень, а не уровень муниципалитета. Кстати, стоимость парковки у нас самая низкая среди других городов России, потому что наша цель — не пополнять бюджет, а именно создавать комфортную городскую среду.

Если продолжать тему транспорта, как вы считаете, снят ли градус напряженности по работе частных эвакуаторов в Нижнем Новгороде?

— Я считаю, что нет. Но город не имеет полномочий разрабатывать нормативные акты, регулирующие работу эвакуаторов. Решить проблему поможет положение, определяющее четкие критерии работы и отбора участников, которое необходимо разработать на региональном уровне.

Однако я думаю, что было бы правильнее, если бы муниципалитет регулировал деятельность эвакуаторов на территории города. Знаковые направления работы должны быть сосредоточены в руках муниципалитета. А контрольно-надзорные органы должны следить за соблюдением законности при их осуществлении.

Если продолжить тему с полномочиями. Насколько эффективно и необходимо, на ваш взгляд, концентрировать полномочия в строительной сфере на уровне региона?

— Не было в этом особой необходимости. Город должен выполнять 131 ФЗ, но как ему сейчас работать с инвесторами? Мы говорим о расселении ветхого и аварийного фонда, но муниципалитет не распоряжается земельными участками и не выдает разрешение на строительство. Как привлекать инвесторов, если Нижнему Новгороду нечего им предложить? Нонсенс. С другой стороны — инвестор тоже в двояком положении находится. Например, ему дали земельный участок, он согласовал проект с областью, получил разрешение на строительство. А сети? Тут ему нужно уже взаимодействовать с городскими властями. Понятно, что муниципалитету, обладая строительными полномочиями, легче было бы выстраивать диалог с инвесторами.

Какие шаги по оптимизации МП «Нижегородпассажиравтотранс» будет предпринимать (и предпринимает) администрация города? Есть ли у вас понимание, когда мэрия сможет навести там порядок?

— Во всем мире большинство предприятий, которые обслуживают город, являются убыточными, потому что несут социальную нагрузку. Чтобы вывести МП на безубыточность, необходимо пересматривать тарифную политику, а мы это сделать не можем. Кроме того, почему-то все забыли, что НПАТ был нам передан областью в 2012 г. с долгами в 700 млн руб.

В НПАТ более 700 автобусов, а в рейс выходит около 500. Часть подвижного состава надо списывать, она непригодна для эксплуатации. Этим мы тоже активно занимаемся. НПАТ серьезно сократил свои расходы, увеличил выручку до 2,5-3 млн руб. в день. Больше выходит автобусов на рейсы, они реже ломаются. Но тем не менее, ситуация остается непростая. Долги, конечно, тянут. После заключения соглашения с кредиторами и выстраивания определенной схемы погашения задолженности стало немного легче.

Кроме этого, мы сейчас пересматриваем транспортную схему перевозки пассажиров в Нижнем Новгороде, изучаем пассажиропоток. Будем по максимуму закреплять за муниципалитетом все центральные маршруты, но, естественно, объявим конкурс и на частные перевозки.

Предлагаю немного помечтать. Если бы у вас был неограниченный бюджет, какие три проблемы вы бы стали решать в городе в первую очередь?

— Во-первых, расселение граждан из ветхого и аварийного фонда. Смотреть больно, когда люди живут в таких условиях: вода замерзает в трубах зимой, крыша протекает… Таких домов в Нижнем Новгороде пока много: в Ленинском районе — 290, в Канавинском — 200, в Приокском — 76. Были бы у меня неограниченные доходы, я бы занялся строительством жилья, убрал все эти развалины.

Второе — дороги. У нас город красивый — две реки, замечательное географическое положение, но нет нормальных развязок, велосипедных и пешеходных дорожек. Надо, чтобы в Нижнем Новгороде жителям жилось комфортно. Горожане не должны стоять по два часа в пробках на работу.

И третье — это образование и воспитание подрастающего поколения. У ребят должны быть нормальные спортивные площадки, образовательные центры, где они будут заниматься в секциях и кружках. Поэтому нужно продолжать строить ФОКи, спортивные площадки, досуговые и образовательные центры. Тогда молодежь останется в городе жить и работать. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.