Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ

«О том, что кофейня должна зарабатывать, часто забывают». Можно ли удачно дебютировать с кофейней на нижегородском ресторанном рынке? Рассуждаем с Майей Алексеевой, управляющей кофейни «ТЕМП».

Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ 1На первый взгляд, кофеен в Нижнем Новгороде уже слишком много, и новым заведениям не так-то легко занять свое место под солнцем. Зачастую проекты закрываются уже на первом году жизни.

Почему это происходит, и остались ли у нас свободные «ниши» для новых кофеен?

Об этом мы говорим с Майей Алексеевой, управляющей кофейней «ТЕМП», что на ул. Большой Печерской. В свои 27 лет Майя успела поработать в большинстве знаковых для города кофеен — «42», «КофеВАрке», «Кофе — это фрукт», «CoffeeCake». А в начале 2018 года она начала работу над открытием кофейни «ТЕМП».

— Майя, когда вы начали «вариться в кофе»?

— Я в этой сфере четыре года. Для specialty coffee это довольно много, ведь сама индустрия спешалти начала активно развиваться в России не так давно: в Москве около 10 лет назад, в регионах как раз последние 4-5 лет. Я начинала в CoffeeHostel у Дмитрия Кузина. Мне очень повезло: этот проект на старте консультировал Сергей Степанчук, настоящая «звезда» кофейного мира. Именно он привил мне понимание кофе, а дальше я уже нарабатывала опыт.

— Из этих четырех лет вы уже больше года работаете в проекте «ТЕМП». 15 апреля кофейня отметила первый день рождения: как идут ваши дела?

— Мы сразу открывались как кофейня с обжаркой в помещении. На весь Нижний Новгород у нас обжарщиков не наберется и десятка. Поэтому с самого начала у нас был свой небольшой ростер Giesen. За раз мы можем обжарить на нем килограмм кофе, сейчас это около 250-300кг в месяц— примерно половина ресурса ростера.

С начала года у нас прибавилось клиентов, и вероятно, уже к концу лета он будет полностью загружен. Поэтому следующий шаг — это расширение цеха обжарки.

А еще мы помогаем другим людям открывать свои кофейни.

Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ 2

— Разве нижегородский ресторанный рынок еще способен «вмещать» новые кофейные проекты?

— На самом деле, в Нижнем не очень насыщенный рынок по кофе. В Екатеринбурге или Новосибирске гораздо больше сильных и интересных заведений. Но у нижегородцев интерес к этому бизнесу довольно большой, и это очень хорошо. Чем больше будет ответственных предпринимателей, которые будут работать на культуру кофе, а не на поток, тем лучше для всех.

— Но у нас есть очень «насыщенные» места, например, Покровка.

— Да. Первая вещь, которую я спрашиваю людей — где именно они хотят открыть кофейню. И сразу говорю – «только не на Покровке». Локаций много, есть и непаханое поле — вся заречная часть города, где пока только точки to go или отдельные скромные проекты. Все кофейни с качественным кофе у нас пока в центре. Но много народу живет, например, на Автозаводе. Люди ездят в центр на работу или на учебу, где хорошие бургерные, пиццерии, кофейни, а вечером рядом с домом встретиться с друзьями им практически негде.

— Как вам вообще пришла такая идея — заняться консалтингом?

— Изначально мы просто варили кофе и продавали зерно гостям. Затем стали поступать более крупные заявки только на зерно. Постепенно мы стали снабжать зерном рестораны и кафе, другие кофейни, у которых нет своей обжарки, а также офисы, автосалоны. По договору на поставку зерна мы обучаем бариста с ним работать, а официантов — правильно его преподносить. Затем появился спрос на обучение персонала вне договоров. Мы пообщались с людьми и поняли, что это нужно упаковать как отдельную услугу.

Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ 3

— Как строится работа с желающими открыть свою кофейню? С чего вы начинаете?

— Спрашиваю, сколько они хотят вложить и сколько зарабатывать в месяц. Люди часто думают, что кофейный бизнес — это очень просто, что он супердоходный.

— И какова на самом деле доходность?

— Рассчитывают обычно процентов на пятьдесят. Но даже у хороших, популярных заведений это от силы процентов десять. Конечно, не все к этому готовы. Немногие понимают, что нужно держать «подушку безопасности», что не все месяцы будут успешными. Всегда есть соблазн вложить лишние деньги в какую-нибудь франшизу, но цифры доходности и окупаемости, например, по питерским кофейным франшизам не реалистичны для нашего региона, потому что у нас не такой трафик. Это надо понимать. Мы помогаем обращать внимание на эти моменты.

Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ 4

— Понятно, что объем вложений может быть совершенно разным, а значит, и срок окупаемости. Но для понимания: какими могут быть, к примеру, минимальные затраты на оборудование?

— Тысяч в 500, я думаю, можно уложиться. На классическую кофейню лучше закладывать тысяч 700-800, если брать недорогие кофемашину и кофемолку. Кофейня — это не только техника для приготовления кофе, но и холодильники, витрины для десертов. Если планируется кофейня с альтернативным завариванием, то будут нужны воронки, отдельная кофемолка, более дорогой бойлер, который будет сам воду подкачивать, аксессуары для него... Это выльется в дополнительные 300 тысяч минимум. Если говорить про нас, то были траты на ростер, кофемолки, одна только кофемашина стоила около миллиона. Но LaMarzocco— это, конечно, «Мазератти» среди кофемашин: насколько качественная, настолько же и дорогая.

— Ликвидна ли вся эта техника, на тот случай, если дело не заладится, и кофейню придется закрывать, а имущество — продавать?

— Зависит от ее состояния: ту же кофемашину, если к ней относиться недостаточно бережно, можно «убить», и тогда не получится вернуть и половины вложений. Нашу можно продать за тот же миллион, за который мы ее брали. Потому что сейчас такая новая уже стоит примерно 1,3 миллиона.

Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ 5

— Есть ли универсальный совет, какое место для кофейни окажется удачным?

— Нужно смотреть конкретную локацию. Лучше, чтобы кофейня тяготела к «местам притяжения» или к проходящим потокам людей. Если взять нашу кофейню, то мы находимся в бизнес-центре, рядом лингвистический университет и политех, налоговая, школы, есть платежеспособные местные жители, хороший трафик на Сенной. Мы неплохо зарабатываем с утра: открываясь в 7:30, встречаем гостей, которые проходят мимо нас на работу и «заряжаются» хорошим кофе.

— А вечером? Насколько силен у нижегородцев стереотип, что «кофе на ночь вредно»?

— У нас же не только кофе. Есть чаи, десерты, хорошее вино. Винную карту нам делал дружественный проект GoToWine и сомелье Андрей Зайцев.

— Каким должно быть помещение для кофейни?

— Лично я считаю, что в первую очередь туда должно заглядывать солнце. Кофейня должна приглашать гостя насладиться моментом. Солнце в помещении и приятный интерьер — однозначно плюс к тому, чтобы гость у вас задержался. Надо обращать внимание на коммуникации, на электричество, на то, насколько помещение соответствует требованиям Роспотребнадзора; проверять собственника… Есть очень много мелочей. Абсолютно точно в подвале кофейни делать не надо. На полном серьезе, люди приходят и с такими идеями.

— Каким может быть горизонт планирования в этом бизнесе?

— Надо рассчитать в первую очередь срок окупаемости. Как только инвестиции отбились, можно составлять новый план и уже думать о дальнейшем развитии.

— Но вряд ли вы сможете гарантировать, что проект будет успешным.

— Мы занимаемся консалтингом, а не управлением. Большую роль будут играть владелец и управляющий. Владелец должен быть влюблен в свой проект, быть готовым не только получать прибыль, но и постоянно держать руку на пульсе. А управляющий должен быть замотивированным профессионалом. К счастью, чаще всего к нам приходят люди, которые готовы делать для своего проекта все, что потребуется. Это очень хороший подход.

Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ 6

— Персонал проще выучить с нуля или переучивать тех, кто уже успел где-то поработать?

— У нас в кофейне есть и новички, и опытные бариста. Уже обученных людей оставалось только «подшлифовать». Те, кто начал с чистого листа, хорошо выросли за год. Им уже можно поручить нестандартные, творческие задачи: например, составить сезонное меню или придумать новые упаковки для зерна.

— Что еще должен уметь бариста помимо собственно варки?

— Он должен одновременно держать в голове все рецепты, все заказы, поддерживать чистоту, дружелюбно общаться и еще помнить, что цветы должны быть политы. В общем, это такие качества, как многозадачность и структурированность. И конечно, знания очень важны.

У нас обучение персонала начинается с теоретической части — от ботаники: какие сорта кофе бывают, где они произрастают, с какой конкретной фермы к нам приезжает зеленый кофе в мешках.

Далее мы переходим непосредственно к кофеварению и технологиям обжарки. А потом человек начинает варить и пробовать, варить и пробовать. Пока не сдаст аттестацию. Тут я ему задаю разные каверзные вопросы.

— Например?

— Кофе может сушиться в зернах, а может — в ягоде. Когда он сушится в ягоде, внутри происходят определенные процессы: например, если в ягоде много сахара, то это даст алкогольные ноты. Бариста должен знать, как обработка зерна повлияет на вкус напитка, и уметь это сформулировать для гостя.

— Важны ли такие тонкости для гостей?

— Да, они это чувствуют. Всегда может возникнуть момент, когда содержимое чашки человека заинтересует, и вот тогда бариста должен будет интересно рассказать все, что об этом знает: тогда гость запомнит и сотрудника, и кофейню, вернется еще раз и попробует что-то новое.

Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ 7

— Почему бы вам было просто не сделать франшизу?

— У франшизы есть своя опасность. Нужно так ее хорошо поставить и так четко за всем следить, чтобы это не повредило бренду. Например, в сети «Даблби» часто закрываются проекты по франшизе в регионах — просто не тянут стандарты. Ведь «Даблби» изначально — это уникальное зерно, чемпионы бариста, отличное оборудование, сервис высокого уровня. Но если бариста заведения в регионе общается холодно или высокомерно, а владелец сэкономил на кофемашине или позволяет себе различные вольности с меню, то это сыграет свою негативную роль. Самодеятельность здесь недопустима. Так что кофейная франшиза — это очень сложно.

— Наверное, поэтому к нам не идет и Starbucks?

— Кто-то в Нижнем готов покупать кофе за 350 рублей? Не думаю. Адекватная стоимость чашки кофе у нас в регионе — 150-200 рублей. Кроме того, у «Старбакса» очень-очень темная обжарка. Даже та, что формально «светлая», на самом деле темная. И кофе с интенсивной горечью.

— В Нижнем такой не любят?

— Кто-то любит. Мы в «Темпе» ориентируемся на результаты мировых чемпионатов бариста, где такой кофе не варят. Там везде светлая обжарка, там не приветствуют робусту и «секретные» итальянские смеси. Тем не менее, я бы сказала, что уровень топовых кофеен в Нижнем очень близок к европейскому. Я недавно была в Берлине и была приятно удивлена. Так что наш проект «Кофейня под ключ» — это в первую очередь попытка дальше развивать эту кофейную культуру, прививать наши принципы работы — полная прозрачность, любовь к хорошему продукту и высокому сервису.

Как открыть кофейню и не прогореть в первый же год. ОПЫТ 8Есть желание открыть кофейню?

Заполните короткую форму, и в течение часа мы свяжемся с вами.

Кофейня «Темп»

Нижний Новгород, ул. Большая Печёрская, 40.

Телефон: +7 (831) 214-11-42

 

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.