Как Детройт из индустриального центра становится арт-площадкой: рассказ от первого лица

Несколько лет назад мир потрясла новость о банкротстве крупного американского города Детройта. И хотя сейчас упадок в городе преодолен не до конца, город медленно, но верно становится арт-площадкой.

Профессор политологии и руководитель магистерской программы по государственному управлению в университете Уэйна (США, штат Мичиган) Брейди Байбек является приглашенным профессором программы бизнес-школы «Сколково», которая обучает российских менеджеров моногородов. Он находился с частным визитом в Нижнем Новгороде. Брейди профессионально занимается консультированием властей различных городов разных стран мира по развитию городских экономик и выходу из кризиса.

В эксклюзивном материале на DK.RU г-н Байбек рассказывает, как Детройт стал банкротом, когда чуть не потерял Музей искусств, и в каких проектах нашел силы для своей новой истории.

Несколько лет назад весь интернет облетели снимки разрушенных домов, темных и пустынных кварталов Детройта. Мы называем это «порнография руин». До сих пор люди со всего мира приезжают, что пофотографировать эти опустошенные здания. 

С чего все начиналось

Первые проблемы у Детройта начались в 50-60-х гг. прошлого века. Практически все автомобильные производства покинули город в начале 90-х гг. Для сравнения - в 1950 г. население Детройта превышало 2 млн. человек, сейчас составляет менее 700 тыс. человек.  Таким образом, за последние 60-70 лет население Детройта уменьшилось на две трети. Жесткого дна город достиг в 2011 г. и в 2013 г. подал заявление о своем банкротстве.  Это довольно нестандартная ситуация. До случая с Детройтом, пару раз подобное происходило лишь с совсем небольшими американскими городами. Причиной этого становились неправильные управленческие решения и коррупция. Детройт стал самым крупным городом-банкротом. И в его случае проблема была в структуре экономики. 

В Америке невозможна ситуация, при которой федеральный центр направил бы средства на спасение провинциального города. Госвласть в США не вмешивается в ситуацию с муниципальным бюджетом. 

Как Детройт из индустриального центра становится арт-площадкой: рассказ от первого лица  1

На момент банкротства долг Детройта был несопоставим с бюджетом города. Детройт не мог заплатить по долгам, выполнять социальные функции – выплачивать пенсии и пособия, заниматься уборкой и освещением улиц, содержать полицию, поэтому банкротство было единственным выходом. 

Самый первый шаг, сделанный на пути к спасению Детройта, был такой: власти штата вмешались и забрали полномочия у мэра города. То есть губернатор штата назначил своего человека для вывода города из экономического пике. Новый мэр не был политиком – это был опытный адвокат с большим опытом конкурсных производств. Первое, что он сделал, это объявил о банкротстве Детройта в 2013 г. 

В США есть порядок, что при банкротстве в первую очередь выплачивают долги держателям облигаций, которые были ранее выпущены в обращение банкротом а уже потом – пенсионерам и другими кредиторами.  При банкротстве компании можно продать все ее имущество, расплатиться с долгами и ликвидировать фирму. В аналогичной ситуации с мегаполисом нельзя продать улицу или офисные здания и закрыть город.  

Все, чем владел Детройт, было очень трудно продать и невозможно ликвидировать, и еще труднее было сделать так, чтобы все кредиторы получили деньги, которые им причитались. Владельцы облигаций города (а они были бессердечными капиталистами) предложили продать Музей искусств в Детройте, в котором собрана отличная коллекция картин великих мастеров, в том числе Ван Гога и Фриды Кало. Или можно было обойтись без продажи Музея и выплат пенсионерам, рассчитавшись с кредиторами первой очереди. Это был действительно трудный выбор, однако благодаря совместной работе бизнеса, государства и общества удалось решить эту проблему. В результате каждая из сторон немного потеряла, но город сохранил музей. 

Поворотным моментом в экономике Детройта стал 2014 г., когда он избавился ото всех долгов. Именно тогда город впервые начал оказывать услуги, которые не мог предоставлять ранее (здравоохранение, полиция). До заявления о банкротстве примерно 70% уличного освещения в Детройте не работало. Были кварталы, где царила кромешная тьма. В городе было 80 тыс. брошенных домов. Некоторые из этих зданий сгорели и выглядели ужасно, но город не мог их снести из-за отсутствия средств. Среднее время реакции полиции на вызов составляло 45 минут. Очень долгое время Детройт был первым в стране по количеству преступлений. В 2014 г. свет на улицы вернулся, время, связанное с вызовом полиции, – сократилось, мусор стали убирать, дома - сносить. 

Новые проекты – новая жизнь

В то же время стало формироваться представление, что Детройт становится привлекательным для жизни. Это произошло благодаря различным проектам  бизнеса или некоммерческих организаций (НКО). До банкротства город осуществлял централизованные проекты, спускаемые из федерального центра,  - строительство больших офисных зданий, индустриальных парков, новых дорог и проч. В настоящее время Детройт по-прежнему остается партнером в такого рода инициативах, но сейчас они «приходят» из частного и некоммерческого сектора. Например, ассоциация девелоперов софинансирует инфраструктуру, связанную со строительством новых дорог. Потому что они заинтересованы в развитии той или иной части города. 

Как Детройт из индустриального центра становится арт-площадкой: рассказ от первого лица  2

Интересен пример с набережной реки. Набережная, принадлежащая городу, была передана одной некоммерческой организации. Теперь НКО отвечает за это красивое видовое место города. Конечно, мэрия может забрать эту территорию в случае ее неправильного использования и передать другой организации либо самой заниматься продвижением набережной. Но пока все идет хорошо и городу и его жителям удобно, когда этим объектом занимается сторонняя организация. Этот опыт можно применить, например, к развитию Нижне-Волжской набережной. Нижний Новгород мог бы передать ее в частные руки или некоммерческому сектору, который бы полностью занимался ее развитием. Такие проекты делают город более привлекательным для молодежи и в целом для жизни.

Новая жизнь – новый бренд

В Детройте сейчас есть две штаб-квартиры автомобильных заводов. Но сами производственные площадки находятся за границами города. Лишь очень небольшой процент жителей Детройта работает в автомобильных компаниях.  В то же время понятно, что наследие, связанное с автомобильной промышленностью, остается частью бренда города и оно используется, чтобы продавать имидж города и привлекать в него новых жителей. 

Как Детройт из индустриального центра становится арт-площадкой: рассказ от первого лица  3

Город из индустриального центра сейчас становится арт-площадкой. Очень много промышленных помещений переориентированы на проекты, связанные с искусством. При этом продажа имиджа города – это не самостоятельная маркетинговая кампания. Разные проекты и новые бизнесы формируют новый облик Детройта.  

Город отходит от лозунга «продай как можно больше машин» и становится лидером в мобильности. Новый бизнес в Детройте развивает технологии, связанные с «умным» или совместным движением по городу (аналогом сервиса BlaBlaCar, например).

Немного о брендинге

В Детройте реализуется много проектов по продаже брендированных вещей, связанных с позиционированием города в хипстерской субкультуре. Например, продается майка, на которой изображен человек с пистолетом, приставленным к собаке. Сверху картинки надпись: «Или ты сейчас приезжаешь в Детройт, или я убью эту собаку». Таким образом, хипстеры противопоставляют Детройт всем остальным городам, но это не официальное представление бренда.  По факту в Детройте нет конкретных людей, которые бы занимались продажей образа города, и это дает возможность продать город с разных сторон. 

Однако, продажа таких маек в Нижнем Новгороде выглядела бы контрпродуктивно тем целям и задачам, которые ставит перед городом слово «бренд». Подобные вещи требуют от городских властей  уверенности в своих силах и большого доверия населения к власти. Если переложить опыт по созданию нового имиджа в Детройте на Нижний Новгород, то здесь, наверное, тоже можно было сфокусироваться вокруг автомобильной промышленности, рассказывать о том, что Нижний Новгород эти машины собирает и продает.  Но, конечно, я не могу сразу сказать, какой бренд нужно использовать Нижнему Новгороду. Это зависит от того, чего вы хотите достичь –развивать какую-то новую индустрию, трансформировать то, что уже есть или цель заключается в привлечении туристов. 

Как Детройт из индустриального центра становится арт-площадкой: рассказ от первого лица  4

Наследие, связанное с автозаводом, было бы очень интересно. Например, сейчас в Детройте есть музей автомобильного завода, который интегрирован с действующим  производством. Туристы могут посмотреть как на наследие, так и на современные технологии.  Такая синергия позволяет «праздновать историю» и показывать Детройт как город новых технологий. Это один из пунктов, по которому город сейчас продает себя. Другой пример. Город Сент-Луис представляет себя через призму тех вещей, которые дает река. Там развиваются все направления, так или иначе связанные с рекой (а не только набережная и Кремль – как в Нижнем Новгороде).

Понятно, что Волга имеет большое значение в истории Нижнего Новгорода, но что же дальше? Так, на берегу реки в Сент-Луисе построена огромная арка, которая символизирует путь с востока на запад страны. Это монументальная металлическая конструкция, с которой открывается отличный вид на воду и город, является вторым по популярности местом для туристов в США. Ежегодно на нее поднимаются около 3 млн человек.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.