ИТ-тренды-2016: Автоматизация и повышение эффективности останутся в фокусе внимания

ИТ-тренды-2016: Автоматизация и повышение эффективности останутся в фокусе внимания
Автор фото: Анна Шаломова . Иллюстрация: dk.ru

ИТ и телекоммуникационные компании, учитывая этот тренд, расширяют свою продуктовую линейку, делая особый акцент на облачных и комплексных решениях для малого и среднего бизнеса.

В настоящее время основной рост приходится на инфраструктуру как сервис, в рамках которой облачные провайдеры предоставляют мощности/ресурсы в аренду, на втором месте SaaS сервисы, в рамках которой клиентам предоставляются готовые бизнес-сервисы в аренду. Решение о переносе этих элементов ИТ-инфраструктуры в облако бывает принято в качестве одной из мер по оптимизации бизнес-процессов, поскольку именно облачные решения гарантируют корпоративным пользователям эффективность и высокую производительность без лишних затрат. Одним из важных преимуществ облачных сервисов является простая миграция и быстрый запуск любых необходимых элементов ИТ-инфраструктуры, будь то серверы баз данных, почтовые серверы, инструменты коммуникаций или программное обеспечение для удаленной работы сотрудников.

«Основная тенденция на рынке ИТ в сложившейся экономической ситуации - это снижение доли серверного оборудования и рост облачных сервисов. И Нижний Новгород не является исключением», - говорит генеральный директор ActiveCloud Игорь Корман.

Сокращение штата или автоматизация?

Директор Нижегородского филиала компании «Ростелеком» Михаил Иванов отмечает, что в 2016 г. новые технологии и телекоммуникационные решения по-прежнему будут способствовать, прежде всего, повышению эффективности бизнеса: «В том числе по этой причине предприниматели активно используют услуги и сервисы, которые помогают им снизить издержки и повысить производительность труда. Мы предложили бизнесу полный спектр облачных услуг, виртуальный ЦОД, аренду различных приложений, таких как Microsoft Office, антивирусные приложения, 1С - бухгалтерия, CRM-системы и многое другое. И это предложение нашло отклик у крупного бизнеса и в сегменте МСБ».

По словам генерального директора компании «Сонет» Алексея Малышева, российские компании в этом году продолжат вкладываться в автоматизацию бизнеса, сокращая штат. На данный момент автоматизация - это один из немногих факторов, который позволяет не только оптимизировать деятельность каждого сотрудника, но и ускорить внедрение технологий, сервисов, которые в свою очередь помогут сделать бизнес более эффективным, мобильным, быстрее реагировать на изменения той или иной ситуации на рынке и т.п.

«Скорость реакции и снижение издержек – залог успешного прохождения кризиса. Достигнуть этого можно только с помощью средств амортизации и соответствующей организации персонала», - подчеркивает эксперт.

Подобного мнения придерживается и директор по b2b филиала Дом.ru Бизнес в Нижнем Новгороде Мария Корнаухова, которая отмечает, что российские компании продолжат вкладываться в автоматизацию бизнеса, а решения о сокращении штата принимаются, индивидуально, не статично.

Генеральный директор компании «1С-Рарус-НН» Оксана Клинюшина уверена: тот, кто заинтересован сэкономить любыми средствами в краткосрочной перспективе, тот и штат будет сокращать, и вкладываться в автоматизацию не будет. Те же компании, которые ищут возможности для развития, могут избрать различные варианты стратегии: инвестировать в автоматизацию учета для увеличения скорости принятия решений по всем бизнес-процессам и, также, сократить штат, если он не эффективен, а могут решиться увеличить штат и собственными силами реализовывать проекты автоматизации.

Одновременная автоматизация процессов и сокращение штата – это «жесткая оптимизация». По словам руководителя макрорегиона Центр компании «Манго Телеком» Михаила Пекерского, некоторые предприниматели применяют «супер жесткую оптимизацию» – просто сокращают штат и ничего не автоматизируют.

«К сожалению, в кризис к этому приходится прибегать многим компаниям. Но, на мой взгляд, это не то, к чему надо стремиться. «Замена сотрудников роботами» тоже возможна далеко не везде», - считает эксперт.

Подход, который используется в компании «Манго Телеком» и который ей пропагандируется, называется «умной оптимизацией»: человек не заменятся автоматической системой, а внедряется такая система, которая помогает персоналу работать эффективнее. Это позволяет сократить издержки на рутинные операции и получить дополнительный доход за счет повышения продуктивности работы. Области, в которых подобные решения дают хороший результат, – все, в которых необходимо участие человека. Например, продажи, облуживание клиентов, взаимодействие с партнерами.

«Характерным в кризисный период препятствием для автоматизации является недостаток оборотных средств. То есть даже если система оценивается как хорошая и перспективная, у бизнеса может просто не хватать ресурсов для ее внедрения. А брать под это кредит в сегодняшних условиях решатся немногие», - считает Михаил Пекерский.

Дело в облаке

Алексей Малышев говорит, что практически все тренды в ИТ отражают влияние кризиса – нужно оптимизировать, сокращать, увеличивать скорость: «Первый, на мой взгляд, тренд касается консолидации ресурсов, а именно создания единых центров принятия решений. В связи с этим будет актуально создание единых корпоративных ЦОДов, консолидированных ИТ-инфраструктур. Следовательно, будут предъявляться повышенные требования к надежности оборудования, особенно к сохранности данных, поскольку возрастает ценность корпоративной информации и риски ее потери. Формально в централизованных структурах появляется единая точка отказа, и она должна быть многократно задублирована технологически. Второй тренд – совершенствование средств коммуникации персонала, поэтому будут востребованы решения по видеоконференцсвязи, создания корпоративных сред с унифицированной коммуникацией. Здесь стоит сказать еще об одном тренде – оптимизации парка печати. Есть расходы, которые все равно надо нести и нужно постоянно думать о том, как их еще сократить. Тем более, что сейчас появились и методологии и решения, которые дают ощутимые результаты в плане сокращения затрат на печать и обслуживание парка печатной техники».

Выводы Алексея Малышева подтверждают слова участников рынка. Так, по словам директора Нижегородского отделения «Энфорты» Маскаева Игоря, мировой экономический кризис продолжает набирать обороты, и это не может не сказываться на состоянии российского бизнеса: «Все мы понимаем, что и в стабильный период, а уж тем более в трудные времена, компании ищут дополнительные способы оптимизации бизнес-процессов. Мы уже более 12 лет занимается организацией связи исключительно для юридических лиц, поэтому отчетливо понимаем, как важно для компаний выстроить такую систему коммуникаций, которая будет не просто выполнять задачу передачи информации, но и поможет своим владельцам увеличить прибыль, снизить затраты и сократить издержки. Например, для представителей малого и среднего бизнеса существует техническое решение «Готовый офис», позволяющее автоматизировать связь в организации таким образом, что становится излишним содержать в штате собственного IT-специалиста. А это существенная экономия на размере фонда оплаты труда. В состав данного комплексного решения входит не только полный набор услуг связи (Интернет с WiFi-доступом, цифровая телефонная связь с расширенной телефонной станцией на базе облачного решения, внутриофисная связь), а также аппаратно-программный комплекс для обеспечения работы всех услуг как единого целого».

Эксперты сходятся в одном – самыми популярными в 2016 г. станут решения, не требующие больших стартовых расходов и долгого сложного внедрения, способные дать быстрый результат. Такие как облачные сервисы. Предприятие платит только за используемые ресурсы и может в любой момент увеличить или сократить их потребление. Нового оборудования почти или вообще не требуется – как правило, достаточно уже существующих в компании персональных компьютеров и интернета. А все внедрение сводится к настройке системы и занимает от одного до нескольких дней, отмечает Михаил Пекерский.

Михаил Иванов говорит, что облака позволяют бизнесу экономить на старте и на дальнейшем обслуживании проекта - не требуется закупка дорогостоящего оборудования, программного обеспечения, аренды помещения, а штат квалифицированных ИТ-специалистов предоставляет компания «Ростелеком».

В 2016 г. сохранится тенденция прошлого года к стремлению компаний выстроить коммуникации таким образом, чтобы улучшить эффективность своей работы, подчеркивает Игорь Маскаев.

«Поэтому логично, что одной из наиболее востребованных сейчас телекоммуникационных услуг является удаленное видеонаблюдение за бизнесом из любой точки мира, где есть Интернет. Это одновременно способ видеоконтроля за бизнесом, а также инструмент привлечения покупателей и повышения их лояльности за счет организации публичной трансляции на сайте клиента. Важно и то, что удаленное видеонаблюдение можно организовать в самых удаленных точках, расположенных вне зоны досягаемости от развитой проводной инфраструктуры либо с ограниченным уровнем сигнала связи. Также останется популярной услуга «Энфорт@Управляемый ХотСпот», позволяющая использовать WiFi в качестве дополнительного канала маркетинговых коммуникаций. Она интересна прежде всего тем компаниям, чей бизнес связан с присутствием посетителей в местах обслуживания клиентов: в магазинах, офисах продаж, автосалонах, частных поликлиниках, ресторанах, отелях и т.д.», - говорит Игорь Маскаев.

Мария Корнаухова продолжает, что хорошая перспектива развития облачных технологий понятна не только на этот год.

«Именно эти сервисы будут драйверами развития компаний в ближайшие годы. Сегодня они получают все большее распространение как в бизнесе (облачные АТС, видеонаблюдение и т.д.), так и у обычных пользователей (облачные хранилища, облачные игры и т.д.). Популярность продолжат набирать Облачная АТС и облачное видеонаблюдение. Например, после запуска нашей компанией в мае 2015 г. обновленной версии сервиса – «Облачная АТС 2.0» - количество новых подключений в период с 1 мая по 1 октября 2015 г. выросло на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом число подключений новых абонентов «Облачной АТС 2.0» с 1 мая по 1 октября этого года составило 60% от общего числа подключений за весь 2014 г. по всем продуктам корпоративной IP-телефонии. Среди корпоративных клиентов «Дом.ru Бизнес» услуга в первую очередь востребована компаниями, которым необходима масштабируемая телефония: предприятиями сферы услуг, розничной торговли, гостиничным и ресторанным бизнесом, а также корпоративными call-центрами и компаниями с большим количеством удаленных сотрудников», - говорит она. При этом, по словам эксперта, самым быстрорастущим сегментом, где используется «Облачная АТС» стал сегмент малого и среднего бизнеса.

Оксана Клинюшина считает, что особых изменений в потребностях бизнеса ждать не стоит. Спектр запросов компаний останется самым разным – от комплексных «ERP- систем» до решений для «Service Desk».

«То, что облачные сервисы остаются одним из драйверов рынка - не просто гипотеза. Это убеждение подтверждается цифрами. Так, сегмент облачных бизнес-коммуникаций, по нашим оценкам, растет не менее чем на 30% в год даже в кризис. Наша клиентская база в Нижнем Новгороде увеличилась в 2015-м на 33%, выручка – на 50%. Мы заметили и еще одну тенденцию – в сложных экономических условиях бизнес стал более внимательно относиться к эффективности рабочих процессов. Поэтому среди наших клиентов заметно выросла популярность таких опций, как запись разговоров (на 70% за год), статистика звонков (на 24%), «умные» алгоритмы распределения вызовов (в 2,2 раза). В общем, растет и будет расти спрос на все те сервисы и функции, которые помогают оценить продуктивность работы сотрудников, найти «узкие места» в процессах и повысить качество обслуживания клиентов. Это как раз то, что я называю «умной оптимизацией», - подчеркивает Михаил Пекерский.

Ближе, чем до Китая

Михаил Иванов уверен, что доля качественного софта, оборудования и комплектующих российских производителей на рынке в рамках программы импортозамещения в ближайшее время будет только увеличиваться. Благодаря этому, компании отрасли получат дополнительные возможности по снижению затрат, не жертвуя качеством, объемом и сроками реализации проектов.

Так, например, софт для продуктов Дом.ру Бизнес, как правило, разрабатывается в России.

«Сейчас мы успешно развиваем проекты импортозамещения оборудования», - рассказала Мария Корнаухова.

Оксана Клинюшина отмечает, что перспективы у отечественного софта большие хотя бы потому, что стоимость владения отечественным продуктом на порядки ниже, специалисты стоят дешевле, кадровый рынок больше, а в текущих экономических реалиях - это очень большой плюс.

По словам Алексея Малышева, активные разговоры по созданию собственной российской операционной системы ведутся, но пока дальше них дело не зашло. Хотя понятно, что государство в этом заинтересовано. В первую очередь это касается инфраструктурного софта.

«Перехода на отечественные аналоги не случится, так как адекватных аналогов просто нет. В плане защиты информации появился ряд отечественных производителей, решения которых действительно перспективны и интересны. Ну, и конечно, спрос на решения в области учетного и ERP-софта от отечественных компаний, таких, как 1С, будет постоянно увеличиваться», - говорит эксперт.

Можно выделить и еще один тренд в ИТ-отрасли, который связан не с кризисом, а скорее изменением парадигмы жизни: вычислительные массивы консолидируются, бизнес в целом становится более мобильным, сотрудники начинают использовать в работе мобильные устройства и необходимо, с одной стороны, управлять ими, а с другой стороны обеспечивать безопасность.

«Понимание «периметра сети» на данный момент стало очень размытым, т.к. ресурсы корпоративной сети используются массой разнообразных мобильных устройств, безопасность которых под вопросом. Поэтому ИТ-подразделениям компаний приходится решать вопросы управления мобильными устройствами, и обеспечения безопасности корпоративной информации», - заключает Алексей Малышев.

Самое читаемое
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.