Ирина Котова: жизнь как искусство

Ирина Котова, основательница школы парикмахерского искусства «Куафюр».
Ирина Котова, основательница школы парикмахерского искусства «Куафюр». Иллюстрация: личный архив Валентины Томаровой

Стилист, благодаря которому в модном мире узнали про Нижний Новгород, настоящий профессионал своего дела, верный друг. Именно такой вспоминают основательницу школы парикмахерского искусства «Куафюр».

Приехав в Нижний Новгород из Узбекистана 17-летней девчонкой, Ирина Котова более чем за 30 лет профессиональной деятельности достигла очень многого. Ей неоднократно предлагали оставаться работать в Лондоне и США, стилист Сергей Зверев заманивал в Москву. Но Ирина Котова осталась верна своему любимого и единственному детищу — школе парикмахерского искусства «Куафюр» и городу, который принял ее и возвел на пьедестал.

Как все начиналось

Ирина Котова не была публичным человеком, не любила светские тусовки и праздное времяпрепровождение. Все свое время она посвящала работе, а в то время, когда не преподавала, училась и совершенствовала свои знания. В одном из своих немногочисленных интервью мастер признавалась, что в детстве она никогда не мечтала о профессии парикмахера: «В семье не было парикмахеров. С детства тоже вроде бы не мечтала стричь людей. Но когда меня дома долго не было, мама находила меня в парикмахерской, я сидела и смотрела, как работают мастера. «Вот что я научусь делать, — думала я, — вот это несложно». Смотрела на популярные в то время коклюшки для завивки и в ужас приходила от их числа».

Ирина Котова: жизнь как искусство         1

Сознательный выбор будущего дела жизни Ирина сделала уже в школе. «У нас как-то проходил классный час, на котором присутствовал преподаватель из реставрационного училища. Он показывал нам свои работы. Урок закончился, и преподаватель сказал мне: «Ира, мне кажется, ты смогла бы там учиться». — «Нет, я буду парикмахером», — ответила я», — вспоминала Ирина Котова.

По семейным обстоятельствам во второй половине 1970-х гг. Ирина перебралась из Узбекистана в украинский Днепродзержинск, где недолго проработала в парикмахерской, а затем вместе с подругой, поступившей в Горьковский университет на факультет ВМК, переехала в Горький. Будущий парикмахер-стилист международного уровня нелегально поселилась в комнате общежития, которую университет выделил ее подруге.

«Я познакомился с Ирой в 1978 г. Обросший, только что вернувшийся из строй-отряда с БАМа я шел по коридору общежития. Ира увидела меня и сказала: «Вам надо подстричься, молодой человек». Я говорю: «Да нет вопросов!» Из комнаты ребят я выходил волосатый, а вернулся в нее уже стриженый. Получается, что я стал первым клиентом Ирины Котовой в Нижнем Новгороде. Эта случайная встреча положила начало нашей дружбе на всю жизнь», — вспоминает близкий друг стилиста Борис Гутин.

Примерно в это же время Ирина познакомилась и со своей самой близкой подругой Валентиной Томаровой. Валентина говорит, что Ирина была человеком, который ставил очень высокую планку как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Именно эта основательность и требовательность как в выборе друзей, так и в работе, всегда отличала нижегородского стилиста от других парикмахеров, работающих в городе.

«Помню себя в начале профессионального пути. Как мне хотелось освоить свое дело так, чтобы все-все в нем понимать, чувствовать каждый нюанс стрижки, окраски, прически! Меня не устраивало качество работы коллег. Я мечтала делать такую работу, чтобы «мои головы» были просты в укладке, буквально «вымыл голову — и пошел». Я делаю свою работу так, чтобы результат в первую очередь понравился мне, а это труднее, чем ориентироваться на вкус клиента. К себе всегда относишься строже», — говорила Ирина Котова.

Все дело — в «Куафюр»

Открыв собственную школу парикмахерского искусства «Куафюр», которая работает в городе почти 40 лет, Ирина Котова получила возможность полностью отдаться любимому делу, обучая других и постоянно учась самой.

«Я работаю не ради того, чтобы много зарабатывать. Гораздо важнее для меня совершенствоваться профессионально. А работа преподавателя — как раз то, что заставляет постоянно учиться самой: искать новую информацию о прическах, технологиях, препаратах. Я нуждаюсь в учениках, они — мое зеркало. В них я вижу свои ошибки и просчеты. С ними обсуждаю идеи, прохожу каждый раз в первый класс», — вспоминала стилист.

Постоянное самосовершенствование, стажировки в Москве и за границей. В конце восьмидесятых основательница школы «Куафюр» Ирина Котова стала самым уважаемым и известным стилистом в Нижнем Новгороде. В числе ее клиентов были бизнесмены, телеведущие, политики. Стригся у мастера и Борис Немцов, занимавший пост губернатора Нижегородской области в первой половине 90-х гг. К ней ходили десятилетиями, целыми семьями. Потому что никто так профессионально не обращался с волосами, как Ирина Котова.

Ирина Котова: жизнь как искусство         2«Мне хватает общения на работе, — говорила она. — Мои клиенты очень интересные люди. Важно попасть с клиентом на одну волну, стать близким по энергетике. К сожалению, не все стилисты это понимают и используют». Она никогда не отказывала своим клиентам, при необходимости могла выйти на работу в любое время суток, даже ночью.

Валентина Томарова вспоминает, что постоянные клиенты приходили к Ирине не только стричься, но и поговорить по душам, получить житейские советы, узнать рецепт какого-нибудь блюда. Ирина Котова прекрасно готовила и всегда выглядела безупречно — очень стильно и модно.

Ирина Котова вкладывала не только всю душу в любимое дело, но и собственные средства. Благодаря своим хорошим отношениям с международным креативным директором Vidal Sassoon Марком Хэйзом Ирине удалось уговорить его приехать с мастер-классом в Нижний Новгород. Билеты, проживание в гостинице и другие расходы, связанные с приездом мистера Хэйза, нижегородский стилист взяла на свои плечи. Марк Хэйз был примером в профессии для Ирины Котовой, о чем она говорила неоднократно.

«Приезд Хэйза в 2009 г. был очень значительным событием, которое подняло Нижний Новгород на особую ступень в мире стилистики», — говорит Борис Гутин.

К ней приезжали учиться из разных городов России — Самары, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, со всех концов Нижегородской области. Ирина и сама регулярно ездила с мастер-классами в Москву, Санкт-Петербург, Мурманск.

Незаменимый мастер

«Человек, профессионально создающий красоту, находит максимально простые формы для ее выражения, то есть создает собственный стиль и почерк, делающий его работу узнаваемой, неповторимой», — говорила Ирина Котова.

Коллеги и друзья признаются, что после того, как Ирина Котова ушла из жизни в апреле 2014 г., модный мир Нижнего Новгорода осиротел.

«Моя дружба с Ириной была, к сожалению, недолгой. Так уж случилось, что страшный диагноз ей поставили мы с мужем. Сначала общались как врач и пациент, спустя недолгое время стали по-настоящему родными людьми. Мы с ней сошлись характерами. Она много рассказывала о себе, я жадно слушала и мечтала, чтобы это общение никогда не кончалось. Красивая, искренняя, честная, человечная, открытая, магнетическая, удивительная личность! Ирина очень любила жизнь во всех ее проявлениях — и радовалась, и грустила на полную катушку. Обожала свою работу, заботилась о своей семье, была преданным другом. Любимые цветы — ирисы, любимая страна — Индия, любимые цвета – черный и белый. О ней или слагали легенды или плели виртуозные сплетни, но она только смеялась и шла по жизни с высоко поднятой головой. Ирина была очень сильным человеком. Узнав о своем диагнозе, она до последней минуты боролась за жизнь и не хотела смириться с онкологией. Порой я ловила себя на мысли, « кто кому помогает»: она мне своими советами и участием или я ей? Она всегда называла вещи своими именами и откровенно рассказывала мне о том, что испытывает человек, когда уходит из этого мира. Болезнь сделала ее глубоко верующим человеком, и с Господом в сердце она до последней минуты верила в чудо, чудо исцеления», — вспоминает врач Любовь Шкалова.

Несмотря на то, что у Ирины Котовой было очень много учеников, которые до сих пор работают в основанной ей школе, никто из нижегородских парикмахеров пока не смог достигнуть такого же признания в мире стилистики. «Возможно, дело в том, что многие относятся к работе парикмахера как к ремеслу, а Ира всегда ее воспринимала как настоящее искусство. Второй такой больше не будет», — заключает Борис Гутин.

Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.