Инвестору нужна цель
Всего 2% населения России имеет отношение к фондовому рынку, тогда как в США каждая вторая семья, а в Европе каждая третья используют эту возможность для инвестирования своих средств.
Правительство РФ периодически заявляет о том, что готово стимулировать граждан вкладывать деньги в фондовый рынок. Например, в конце прошлого года Минфин предложил вернуть льготы для долгосрочных инвесторов и отказаться от налогов на дивиденды и купонные доходы, если они меньше 1 млн руб. в год. Но пока дальше заявлений дело не двигается.
Фондовый рынок во всем мире считается важным источником доходов населения, позволяя оптимальным образом распорядиться и приумножить свои сбережения. Однако до сих пор всего 2% населения России имеет отношение к фондовому рынку, тогда как в США каждая вторая семья, а в Европе каждая третья используют эту возможность для инвестирования своих средств.
Сохранить и приумножить
Директор нижегородского филиала «БКС Премьер» Михаил Рызлейцев говорит, что частный инвестор Нижнего Новгорода мало чем отличается от инвесторов в других регионах. В первую очередь это связано с тем, что большинство россиян привыкли жить сегодняшним днем, предпочитая потреблять, а не задумываться о завтрашнем дне.
— Под «частным инвестором» мы понимаем человека, который инвестирует свои денежные средства либо для получения небольшого регулярного дохода, либо для существенного дохода в обозримом будущем. К сожалению, у инвесторов зачастую нет такого понятия, как финансовая цель, — того, для чего надо приумножать средства.
И все же кто они — нижегородские частные инвесторы? Это в основном мужчины или женщины, предприниматели или наемные менеджеры?
— Как правило, это человекот 30 лет, имеет свой бизнес либо стабильный доход на основном месте работы. Пол не имеет значения.
А каким должен быть доход?
— В данном случае речь идет не о том, какую зарплату вы получаете, а скорее о том, какую сумму можете свободно, без ущерба для семейного бюджета, проинвестировать в рынок. Кроме того, нужно понимать, что даже если вы сможете заработать 50% прибыли, то в абсолютном выражении это будет разная сумма, от 50 000 рублей или от 1 млн. Поэтому важно понимать, с какой целью вы собираетесь инвестировать, что хотите получить в итоге: заработать на новый автомобиль в течение одного‑двух лет или обеспечить себе стабильный доход в старости.
Клиенты охотно озвучивают свои цели?
— К сожалению, далеко не все четко осознают свои цели, поэтому очень часто нам приходится формулировать их на месте совместно с клиентом, задавая вопросы, обсуждая различные жизненные ситуации. Это, кстати, очень полезно — заставляет концентрироваться на действительно важных вещах. И в этом состоит основной принцип персонального финансового планирования — новой для нашей страны услуги, но широко распространенной за рубежом. В данном случае наши специалисты выступают в качестве финансовых консультантов, которые предлагают различные варианты инвестирования, накопления, страхования для достижения конкретных целей, таких, например, как образование ребенка, поддержка родителей, пенсионное обеспечение. Об этих вопросах надо задумываться как можно раньше — тогда вы сможете обеспечить себе и своим близким хорошую финансовую поддержку.
Люди, которые обращаются к вам, ожидают получить сверхприбыль?
— Не все. Вообще, сегодня наметилась тенденция вменяемой доходности, если в начале 2000‑х гг. все хотели заработать за год по 100%, то сейчас клиенты ориентируются на доходность несколько выше банковского депозита, в пределах 20–25%. Аппетиты поумерились после 2008 г., когда российский фондовый рынок упал в пять раз.
Какие цели ставят нижегородские частные инвесторы, обращаясь к вам, и какие отрасли они представляют?
— Сегодня главная цель практически всех инвесторов — не заработать, а сохранить свои инвестиции, по‑возможности получив доход больший, чем в банке. Не секрет, что главными нашими конкурентами сейчас являются банки с их высокими ставками по депозитам — до 12–15%. Поэтому наше население активно несет деньги в банки, но, к сожалению, не до конца осознает, что банки деньги сохраняют, но не приумножают. Даже сегодняшние высокие ставки по депозитам в некоторых случаях не покрывают инфляцию или идут вровень. В развитых странах Европы или США население не держит свои сбережения в банках со ставками в 2–3%, а инвестирует именно фондовый рынок — как единственное средство приумножения инвестиций.
Что касается отраслей, то это в основном те, которые являются драйверами экономики: нефтегазовая отрасль, телекоммуникации, энергетика — то есть там, где высокая зарплата у топ‑менеджеров. Если говорить про бизнес, то это владельцы продуктового ритейла и производства продуктов питания. Есть также предприниматели, которые занимаются строительством или сдают в аренду коммерческую недвижимость. Все они имеют дополнительные доходы, которые можно диверсифицировать от своего бизнеса. К сожалению, учителей и врачей в качестве инвесторов очень мало.
Нужна поддержка государства
Утекло немало воды, прежде чем население как потенциальный инвестор и российские эмитенты смогли «сблизиться». Разумеется, пока российские частные инвесторы не заняли на фондовом рынке того места, которое занимают их западные коллеги. Но Михаил Рызлейцев оптимист и уверен, что лет через 10 российских инвесторов будет уже в несколько раз больше, чем сейчас.
Какие инструменты приумножения своих средств предпочитают местные инвесторы?
— Сейчас очень популярны так называемые структурные продукты — комбинация инвестиций как в сам фондовый рынок, так и на банковский депозит. Такой вариант активно используется в западных странах, а сейчас набирает популярность и в России. Эти продукты ориентированы на любой класс инструментов. Все больше нижегородцы инвестируют в ценные бумаги российских компаний, хотя до сих пор многие наши компании недооценены. Это сказываются последствия кризиса 2008 г. Я уже не раз приводил пример: крупнейшая компания «Газпром» стоит столько же, сколько Facebook — $100 млрд. Но какие активы у «Газпрома» — и какие у Facebook. По‑моему, несопоставимы. Этот дисбаланс, который сейчас существует, рано или поздно восстановится. И западные инвесторы обратят взор на Россию и начнут активно покупать российские компании.
А иностранные ценные бумаги пользуются популярностью?
— Уровень знания населения о финансовых продуктах не позволяет в массовом порядке вкладывать деньги в западные инструменты, поэтому в основном инвестиции идут в акции и облигации российских компаний. Поэтому мы сейчас стараемся как можно больше рассказывать о возможностях получения дохода от вложения денег в REIT (зарубежные инвестиционные фонды недвижимости), ETF (фонды облигаций) и другие. Многие считают, что для выхода на зарубежный рынок нужно обладать большими суммами, хотя на самом деле для начала работы с этими фондами достаточно и 3000 рублей.
Есть ли в Нижнем Новгороде площадки для общения частных инвесторов?
— К сожалению, мне о таких площадках неизвестно. Периодически мы встречаемся на круглых столах, конференциях, но каких‑то специализированных и регулярных площадок нет. Наверное, это связано в первую очередь с тем, что люди не любят в открытую обсуждать денежные вопросы. Хотя западный опыт показывает, что подобные площадки очень популярны и востребованы у определенных слоев. Можно вспомнить Англию, где есть закрытые клубы миллионеров, но там они действуют уже не одно столетие. Может быть, в Нижнем Новгороде пока не возникла потребность в подобных клубах. Мы в основном общаемся в глобальной сети — на специализированных интернет‑форумах, форумах трейдеров и т.д. Существуют подобные площадки в рамках отдельно взятых компаний. В частности, «БКС Премьер» раз в месяц проводит клуб инвесторов, куда могут прийти не только клиенты, а любой желающий. Мы собираемся вечером после работы с нашими профессиональными трейдерами, обсуждаем события, происходящие на фондовом рынке.
Как еще ваша компания расширяет границы инвесторского сообщества?
— Мне кажется, мы делаем все возможное и даже невозможное. Мы организуем бесплатные вебинары, к которым могут подключаться все желающие. Приглашаем экспертов и проводим открытые семинары, публикуем достаточно много статей по вопросам финансовой грамотности. Но здесь есть одно «но». Вряд ли мы сможем сдвинуть отношение населения к фондовому рынку без поддержки государства. Видимо, пока у властей есть более важные и приоритетные задачи. Но рано или поздно мы к этому придем. Велосипед уже давно изобрели, и весь цивилизованный мир не держит деньги в банках, там нет тех ставок, какие можем предложить мы.
По вашим прогнозам, когда произойдет массовый приток частных инвесторов на фондовый рынок?
— Я оптимист. 20 лет назад мы жили без Интернета; мобильная связь была несовершенной, но при этом являлась привилегией избранных. И что мы видим сейчас? Мир развивается гигантскими темпами. Я верю в теорию циклов. То есть сейчас мы переживаем цикл высоких ставок по банковским депозитам, но когда этот цикл закончится, инвесторы начнут искать сегмент приумножения в другом месте, и единственное решение — это фондовый рынок. Кто раньше это осознает, тот больше и заработает. Думаю, лет через десять количество инвесторов на фондовом рынке увеличится, как минимум, в десятки раз.
Елена Евсеева







