«Интернет вещей» как драйвер роста рынка

Об этом и не только шла речь на круглом столе, организованном журналом «Деловой квартал» в рамках X Юбилейного Международного форума информационных технологий «ITFORUM 2020/Цифровой мир».

Развитие технологий «интернета вещей», рост управленческой культуры топ-менеджеров малых и средних предприятий, концентрация телеком и ИТ-компаний на профильных направлениях и передача непрофильных аутсорсерам… Об этом и не только шла речь на круглом столе, организованном журналом «Деловой квартал» в рамках X Юбилейного Международного форума информационных технологий «ITFORUM 2020/Цифровой мир».

«Интернет вещей» как драйвер роста рынка 1

Десятый юбилейный ИТ-форум на Нижегородской ярмарке собрал более 3,5 тыс. участников из 30 регионов России, а также из Белоруссии и Украины. В рамках конгрессной и выставочной программ представлены новейшие тренды, лучшие практики, отраслевые кейсы и наиболее актуальные IT-решения, связанные с процессом цифровой трансформации в России и в мире. Присутствовавший на мероприятии заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев отметил, что решения, которые он увидел, «соответствуют самому высокому уровню и показывают конкурентоспособность продуктов, которые создаются в Нижегородской области».

Так, на форуме, был представлен программно-аппаратный комплекс «Киберсердце» от разработчиков из ННГУ им. Лобачевского, который способен распознавать сердечные заболевания на основе имеющейся базы данных. «Киберсердце» имеет систему графической поддержки анализа данных в кардиологии, систему автоматической выработки методик возможного лечения конкретных пациентов, а также систему измерения ЭКГ с отправкой результатов по беспроводной сети. Сердечно-сосудистый хирург ГКБ №5 Александр Никольский считает, что благодаря этому проекту врачи смогут обеспечить догоспитальную диагностику пациентов на уровне поликлиник. Проект «Киберсердце» реализуется в рамках постановления правительства РФ «Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий» и получил субсидию в размере 170 млн руб. на три года.

«Интернет вещей» как драйвер роста рынка 2

ННГАСУ продемонстрировал проекты модернизации современных IT-систем мониторинга технических состояний уникальных зданий и сооружений для раннего обнаружения негативных процессов, космический мониторинг природных пожаров. А НГТУ — инновационные проекты по дистанционному управлению транспортными средствами, технологическими машинами и устройствами.

В рамках форума также состоялось подписание соглашения между губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым и председателем правления АО «Национальная система платежных карт» Владимиром Комлевым, которое предусматривает создание платежно-сервисного инструмента для жителей Нижегородской области на базе карты «Мир».

«Мы уверены, что объединение как финансовых, так и нефинансовых сервисов на одной карте не только сделает ее использование более удобным для человека, но и позволит решить сразу несколько важных задач на уровне региона. Следующим шагом в реализации подписанного соглашения станет создание на базе карты «Мир» продукта, функционал которого будет интересен именно жителям Нижегородской области», — отметил Владимир Комлев.

По словам Валерия Шанцева, высококлассные ИТ-специалисты, которые приехали на форум, высказались о необходимости объединения профессионалов разных сфер для развития отраслевых информационных технологий.

«Поэтому мы приняли решение создать ИТ-кластер, вокруг которого сконцентрируются исследовательские центры, промышленные предприятия и инвесторы. Мы заинтересованы, чтобы наши предприятия шли в ногу со временем — именно это дает импульсы к развитию, продвижению на конкурентных рынках и, в конечном итоге, к получению новых контрактов и заказов, что в свою очередь отражается на зарплатах сотрудников».

«Интернет вещей» равно «автоматизация»?

За последние 20 лет информационные технологии в бизнесе прошли большой путь — от поддерживающей функции к одному из центров получения прибыли и создания конкурентных преимуществ. «Буквально несколько лет назад ИТ воспринимались как возможность сокращения издержек, а сейчас на современных предприятиях все бизнес-процессы настолько сильно переплетены с современными технологиями, что уже невозможно провести четкую грань между бизнес-процессом и поддерживающей его инфраструктурой. Сейчас автоматизация бизнеса будет уходить в автоматизацию электронных платежей, онлайн торговлю и т.п.», — считает директор департамента продаж КРОК Поволжье Алексей Бормотов.

Пока мировой рынок IoT растет огромными темпами, в некоторых странах успешно внедрены «умные» системы, а в единую платформу добавляются и интегрируются множество дополнительных сервисов, в России нет прорывных идей для IoT и IIoT (промышленного интернета). Руководитель нижегородского отделения АО «Ай-Теко» Роман Антонов подчеркивает, что предприятия хотят минимизировать использование человеческих ресурсов, максимально сократив их, и включить в инфраструктуру сервисы, которые будут между собой коммуницировать, а результат этого взаимодействия будет выдаваться непосредственно человеком: «В результате развития технологий «интернета вещей» и М2М — межмашинного взаимодействия, точечные запросы на внедрение умных сервисов поступают к нам от тех предприятий, которые на сегодняшний момент достаточно уверенно стоят на ногах».

Генеральный директор компании «СОНЕТ» Алексей Малышев подчеркивает, что все решения, связанные с интернетом вещей, находятся в стадии разработки:

«Существуют определенные кейсы, которые реализуются компаниями, такими как HP или Microsoft, но четкого понимания на ИТ-рынке, как решения IoT можно монетизировать, нет. Сейчас мы ищем свою нишу в этой сфере».

По мнению Романа Антонова, в данный момент, речь идет скорее не о проблеме монетизации услуг «интернета вещей», а о сокращении затрат на персонал с их помощью.

«Конечно, это довольно однобокое применение новых технологий», — отмечает эксперт.

По оценкам компании «МегаФон», число проводных и беспроводных М2М-устройств в В2В и B2G секторах возрастет в России в 2,5 раза уже в следующие несколько лет. Основными драйверами роста станут сокращение стоимости решения и экономическая выгода. Менеджер по поддержке продаж VAS-услуг корпоративным клиентам Центрального филиала «МегаФон» Сергей Фомичев говорит о том, что видит колоссальный рост интереса к виртуальной АТС, таргетированным рассылкам, Big Data:

«Мы активно продвигаем эти услуги, а рынок предлагает хороший спрос на них. Несомненно, одним из драйверов рынка будет являться IoT (интернет вещей). Компании используют SIM-карты для автоматизации бизнес-решений. И компании сейчас понимают, что большие капитальные затраты лучше переложить в небольшие операционные затраты и значительно сэкономить».

Директор департамента по работе с корпоративными клиентами МТС в Нижегородской области Артур Сизов поясняет, что обычная VAS-услуга «Мобильные сотрудники» при добавлении к ней дополнительных сервисов (таких как 1С), которые обычный телеком-оператор не может реализовать, становится ИТ-проектом.

«Оператор связи, как правило, предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, а для реализации основных ИТ-решений — закупки, установки и поддержки «железа» и софта — нет ресурсов и компетенций, для чего требуется привлечение еще одного подрядчика. Чтобы обеспечить полный комплекс услуг, мы развиваем новое направление — системную интеграцию, которая позволяет нам предоставлять клиентам бизнес-рынка все необходимые сервисы по принципу «одного окна», что более привлекательно для них с точки зрения оптимизации организационных и операционных затрат».

Таким образом, заказчики предпочитают умные сервисы, помогающие отслеживать основные показатели деятельности компании. Например, три года назад клиентам ОАТС было достаточно многоканального номера, распределения вызовов и голосового меню. Сейчас важна интеграция с CRM и т.п.

«Ключевым технологическим трендом становится развитие инфраструктуры в фокусе облачных технологий и обработки больших массивов данных. Проникновение IT и телеком-услуг в бизнес различного профиля будет только увеличиваться, ежегодно приближая компании к осознанию растущей роли телекоммуникаций в бизнес-процессах», — говорит директор по b2b филиала «Дом.ru Бизнес» в Нижнем Новгороде Мария Корнаухова.

Коммерческий директор Virgin Connect Юлия Королихина добавляет, что все чаще и чаще с помощью ИТ-компаний, клиенты узнают об открывающихся перед ними возможностях, понимают, что могут контролировать сотрудников из любой точки мира, сокращать свои издержки. Поэтому в последнее время активно развивается услуга видеонаблюдения.

«Основная часть наших клиентов сосредоточена в сфере ритейла. В Virgin Connect подключение этой услуги увеличилось на 15-20%. Конечно, в тренде и облачные технологии».

ИТ-инфраструктура: содержать самостоятельно или передать аутсорсеру?

Глобальное пришествие аутсорсинга прогнозируется последние 10 лет, но пока реализованы только отдельные подобные кейсы и нельзя сказать, что заказчики готовы передавать всю свою инфраструктуру на обслуживание. В целом ИТ-службы компаний идут по пути сокращения персонала с низкой компетенцией и передачей этих функций аутсорсерам. Чем меньше бизнес, тем легче он будет расставаться с ИТ-инфраструктурой. Для того, чтобы выигрывать на каких-то рынках, все равно нужно концентрировать ресурсы на основном бизнес-процессе, а другие процессы, передавать надежным аутсорсерам.

Любой проект, связанный с высокими технологиями, может развиваться за счет масштабных государственных программ, а монетизироваться — только за счет бизнеса. Поэтому компания «Ростелеком» внедряет решения на перспективу, которые востребованы и сейчас.

«Мы участвуем во всех бизнесовых проектах, которые связаны с развитием системы «Безопасный город» и ЧМ-2018. В настоящее время выполнено первичное математическое моделирование и расчет управления транспортными потоками для Нижнего Новгорода», — рассказал директор Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком» Михаил Иванов.

Алексей Малышев говорит о том, что, несмотря на то, что облачные технологии завоевывают все большее внимание у заказчиков, есть довольно большое число коммерческих центров обработки данных (ЦОД), которые незаполненны.

«Крупные и средние нижегородские компании чаще всего используют гибридные решения, то есть размещают основную инфраструктуру у себя, а ряд услуг переводят в облако, в ЦОДы. Но 70-80% инфраструктуры все-таки остается в собственности. И никаких глобальных предпосылок на нижегородском рынке пока нет, что ситуация в ближайшее время изменится».

Однако, Михаил Иванов, в свою очередь сообщил, что ЦОД «Ростелекома», построенный на площади Советской, компания была вынуждена умощнить, а планируемое заполнение его возможностей произошло меньше чем за два года вместо планируемых пяти лет. Компании, сравнив затраты на хранение персональных данных в ЦОДе с тратами на обновление оборудования и каналов, которые, в основном, находятся на сети «Ростелекома», делают выбор в пользу аренды мощностей.

«Несколько лет назад появилась технология, которая позволяет активно собирать данные с приборов учета. Мы сейчас находимся в стадии ее технологического тестирования, запустили одну базовую станцию, и через несколько месяцев продемонстрируем проект с одним из местных девелоперов. Для уверенного покрытия такого города как Нижний Новгород нужно, порядка, 20 таких базовых станций», — подчеркнул директор Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком».

Культурнее и консолидированнее

Руководитель по развитию корпоративного бизнеса компании «Вымпелком» Анастасия Платонова отмечает, что 68% российских предпринимателей вкладывает деньги в технологии, которые помогают им видеть, что происходит в компании, управлять бизнесом online. Именно на этот сегмент людей и рассчитана новая разработка. Компания «Вымпелком» обратилась в сторону малого и среднего бизнеса и вывела на рынок услугу «Мобильное предприятие». Это «коробочное» решение, которое объединяет в одном более десяти услуг, позволяющих управлять предприятием online: виртуальная АТС, мобильная связь, интернет, облачное хранилище, колл-трекинг, анализ звонков и рекламы, мессенджинг, управление продажами и блокнот с задачами. Сейчас мы видим интерес к этой услуге, она активно продается компаниям разных сфер деятельности, даже тех, которых мы не ожидали. Например, предприятиям, работающим в сфере автобизнеса.

В России четкая тенденция роста управленческой культуры, это заметно и в среднем, и в малом бизнесе, согласен руководитель «Манго Телеком» в макрорегионе «Центр» Михаил Пекерский. Причина — во главе компаний все чаще стоят квалифицированные прогрессивные менеджеры. И они очень хорошо понимают: в кризисные времена важна максимальная эффективность.

«Там, где об этом задумались, управление и администрирование всегда более качественное. Сам рынок побуждает предпринимателей внедрять новые сервисы, идти вперед, осваивать и использовать технологии — иначе теряешь конкурентоспособность», — говорит г-н Пекерский.  — Как лидер рынка виртуальных АТС и облачных бизнес-коммуникаций мы на масштабе наблюдаем повышенный спрос даже среди предпринимателей, в штате у которых буквально 3-5 человек. В ситуации повышения уровня конкуренции и ориентации на клиента, все понимают, сколько стоит каждый пропущенный звонок, необработанный заказ, забытый покупатель, во сколько обходится неэффективная реклама. И эта тенденция, это желание получить в свои руки инструменты, дающие, как продукты MANGO OFFICE, конкретный способ улучшить бизнес-результат, уже очевидна не только в мегаполисах, но и в небольших городах — везде».

Участники круглого стола сошлись во мнении, что консолидация, которая началась на рынке пару лет назад, продолжится. Выделились компании-лидеры, которые предъявляют повышенные требования к качеству информационных сервисов, а между ИТ-компаниями, работающими в сфере среднего и крупного бизнеса, конкуренция обостряется. Это плюс для рынка, потому что порог вхождения в него растет как в области компетенций, так и в области ресурсов.

Юлия Кальсина

Средний и малый бизнес уступил свою роль крупным предприятиям

Сергей Кучин,министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области

«Интернет вещей» как драйвер роста рынка 3

Наряду с общемировыми трендами, такими как облачные технологии, большие данные, интернет вещей и т.п. на развитие российского ИТ-рынка в 2016 г. существенное влияние оказывали два фактора «нетехнологического» характера — экономика и политика. Именно эти факторы определяли структуру и объем ИТ-рынка. В прошлом году нижегородский ИТ-рынок, как и российский ИТ-рынок в целом, развивался не так активно, как еще несколько лет назад. Средний и малый бизнес, который в последние годы формировал структуру спроса на ИТ-рынке, уступил эту роль крупным предприятиям. Санкции, политика госрегулирования и курс на импортозамещение простимулировали предприятия госсектора, крупного бизнеса к запуску масштабных ИТ-проектов. Нижегородские ИТ-компании, работающие с такими клиентами, чувствуют себя достаточно уверенно, ровно как и те, кто имеет заказы со стороны зарубежных партнеров, спрос на продукты нижегородских ИТ-компаний, особенно в области разработки софта, по-прежнему стабилен.

Говоря о тенденциях 2016 г., стоит отметить, что на нижегородском ИТ-рынке они аналогичны тем, что определяли динамику рынка по стране. Основными трендами ушедшего года стали — рост спроса на решения в сфере информационной безопасности, решения, обеспечивающие цифровую трансформацию бизнеса и рост спроса на отечественное ПО. В данных сегментах спрос вырос примерно на треть.

Много лет назад, когда ИТ-форум только задумывался, он был ориентирован, в первую очередь, на госсектор. И это был стратегически верный шаг, потому что именно госсектор, наряду с наукоемкими производствами, во всем мире являются локомотивами развития ИТ-отрасли. Со временем реалии изменились. Сегодня мы все граждане цифрового мира! Поэтому основной задачей при организации форума в этом году было сделать его интересным и событийно насыщенным для совершенно разных целевых аудиторий: представителей госсектора, ИТ-отрасли, бизнеса, науки и образования, социальной сферы, профессионалов и обычных нижегородцев, студентов, школьников и пенсионеров. В программе форума было более 50 мероприятий, поэтому, надеюсь, нам это удалось!

Конструкторы для маленьких

Михаил Пекерский, руководитель «Манго Телеком» в макрорегионе Центр

«Интернет вещей» как драйвер роста рынка 4

Согласно данным Global Entrepreneurship Monitor, проводящей крупные исследования предпринимательства по всему миру, уровень предпринимательской активности россиян вырос на треть. Одновременно эксперты отмечают рост интереса малого и среднего бизнеса к технологическим инновациям.

— Во многом это связано с тем, что люди, даже далекие от индустрии IT, своими глазами видят, на что способны технологии, как они улучшают различные сферы жизни. Сомнений в том, что технологические инструменты повышают эффективность бизнеса, ни у кого не осталось, — считает Михаил Пекерский, участник круглого стола «ИТ-2017: внедрение новых сервисов на предприятиях» и руководитель макрорегиона «Центр» компании «Манго Телеком».

Кроме того, крупнейшие технологические компании, по мнению Пекерского, демократизируют технологии:

— На примере продуктов MANGO OFFICE видно, что инструменты, которые ранее могли использовать только корпорации, сегодня доступны компаниям малого и даже микробизнеса. В нашем случае, на основе MANGO OFFICE, абсолютно любая компания может, как конструктор, собрать свою систему бизнес-коммуникаций — подключить умную виртуальную АТС, улучшить обработку звонков, автоматизировать множество функций, повысить контроль сотрудников, увидеть в статистике и аналитике слабые места и точки роста. То есть получить много больше, чем просто связь. В этом эффект технологий.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.