Инноваторам нужно учить матчасть

Инновационные компании жалуются, что на их разработки нет спроса. Причину они видят в консерватизме промышленных предприятий, не доверяющих новым решениям. Отчасти это правда.

Мало кто поверит директору региональной фирмы, уверяющему, что его продукция лучше, чем у мировых лидеров. Я бы, например, поостерегся. Неудивительно, что заказчики Уралмашзавода тоже проявляют осмотрительность. Если речь идет об электрооборудовании, они предпочитают продукцию российской «Электросилы» или западных компаний АВВ и «Дженерал электрик». Никому не хочется, чтобы экскаватор, привод которого работает от десяти двигателей, вышел из строя в карьере. Но это не значит, что новаторы и производственники не могут найти общего языка.

Год назад на Уралмашзавод обратилась компания из Санкт-Петербурга. Ее руководители предложили поставить роботизированный комплекс для сварки направляющих буровой установки. Подобных предложений у нас было три, в том числе от итальянской фирмы. Но питерцы убедили, что заключить контракт нужно с ними. Процесс был непростой. Сначала мы долго согласовывали техзадание, потом — заключали договор и устраняли ценовые разногласия. Если не считать полугодового опоздания с поставкой комплекса, наше сотрудничество складывается удачно. Для настойчивых инноваторов преград нет. Просто многие из них забывают, что изобретение приживается, если помогает заказчику решать конкретную техническую проблему или приносит экономический эффект.

Оба эти варианта объединились в проекте инерционной дробилки, которую наш завод изготавливает сов­местно с питерской фирмой «Механобр-инжиниринг». Это принципиально новая конструкция, позволяющая выпускать кубовидный щебень для нужд РЖД. С проектом дробилки мы выиграли конкурс Министерства науки и образования РФ, и теперь 50% затрат на изготовление двух машин финансирует государство. Заказчик, которого мы нашли, поначалу сомневался, стоит ли вкладывать деньги в новое, незнакомое оборудование. Решающим аргументом с нашей стороны стала дешевизна — за 50% стоимости он согласился, с одной стороны, рискнуть, а с другой — крупно выиграть на ожидаемой эффективности.

На мой взгляд, чтобы разработки были востребованы, инжиниринговым компаниям надо ориентироваться на потребности отраслей. Изучать узкие места. Вникать в частности. Если представитель фирмы просто приедет на площадку, где работает техника, и спросит у механика, какие у него есть претензии, получит массу информации. Когда проблема понятна, полдела уже сделано, потому что заказчик, испытывающий технические трудности, более восприимчив к предложениям. Если же оборудование работает без сбоев, продвинуть разработку сложнее. Недавно одна компания из Челябинска предложила нам сменить подшипник на шагающем экскаваторе. Но типоразмерный ряд у них другой — чтобы установить предложенный подшипник, придется менять диаметр шейки вала. Конструктору это не нужно — ему придется пересчитывать весь редуктор. Если редуктор работает исправно и подшипники меняются раз в 20 лет, смысла в этой затее, наверное, не много.

Иной раз мы бы и рады принять предложения местных фирм, но выясняется, что их возможности ограниченны. На выставке «ИННОПРОМ-2011» нам приглянулись промышленные манипуляторы. Компания, которая их делает, давно работает на рынке и заслуживает доверия. Если бы она предложила нам манипулятор, способный поднимать конструкции в 10 т, я бы сам приехал договариваться. Но компания остановилась на двух тоннах, а такие грузы у нас поднимают с помощью кран-балки.

В общем, польза от инновации должна быть очевидной. Сейчас мы купили в Америке весьма полезный прибор — лазерный трекер, позволяющий измерять деталь в трех плоскостях. В перспективе он дает возможность размечать деталь под механическую обработку, если она спроектирована в системе 3D. Это важно, потому что разметчики в большом дефиците. Стоит такой трекер 5 млн руб., приставка к нему — еще 5 млн, но в этом случае денег не жалко. Прибор нас устраивает — если бы российские конструкторы предложили нечто подобное, мы бы с ними быстро поладили.

Вывод: по большому счету, заказчику и инноватору мешают договориться ножницы между запросами предприятия и возможностями частных фирм. Промышленные гиганты готовы идти навстречу инжиниринговым компаниям, но тем нравится быть обиженными. А это неконструктивно.

Олег Данченко

Колонка написана специально

для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.