Инновации в законе

Стандартный заход к написанию материала об инновациях — рассказ о том, что указания всячески стремиться диверсифицировать российскую экономику при помощи высоких технологий сейчас поступают со вс

Федерального закона об инновация в России нет. Как следствие, нет единого понятийного аппарата для чиновников и правил игры для предпринимателей. Главное, по мнению экспертов, нет механизмов поддержки научных разработок.

Стандартный заход к написанию материала об инновациях — рассказ о том, что указания всячески стремиться диверсифицировать российскую экономику при помощи высоких технологий сейчас поступают со всех уровней власти, а особенно слышны с верхних. В то время как именно оттуда всем участникам инновационного процесса, и прежде всего предпринимателям, хочется услышать не призывы, а конкретику. Для начала — федеральный закон об инновационной деятельности, с четким понятийным аппаратом и определением, что такое инновация, кто такие инноваторы и, раз уж они занимаются инновационной деятельностью, неплохо бы определить, что это такое. А то вдруг они занимаются совсем не тем, чем нужно.

Нужно разобраться в понятиях
Если спросить у чиновника, занимающегося развитием инноваций, что это такое, то он, вне всякого сомнения, с легкостью выдаст определение Шумпетера, процитирует словарь или предложит собственную интерпретацию определения. Это замечательно. Только вот второй чиновник, допустим из соседнего региона, выдаст совершенно иное, вполне может быть, принципиально иное определение. Выходит, что действовать они будут разнонаправлено, а следовательно, менее эффективно.
Попытки принять закон об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике в РФ были. Так, в 1999 г. проект закона был внесен в Государственную думу и в том же году одобрен. Однако в 2000 г. проект был отклонен президентом РФ Владимиром Путиным, в частности, из-за несовершенного понятийного аппарата. Сейчас закона нет, а значит, за 9 лет понятийный аппарат разработчики закона усовершенствовать не смогли.
Некоторые страны СНГ уже приняли у себя нормативные акты об инновационной деятельности. Так, в Украине уже с 2003 г. действует закон, в котором детально и точно даны определения, что такое инновация, инновационный проект, инновационная инфраструктура и т.д. С 2002 г. в Республике Казахстан также действует закон об инновационной деятельности. И не смотря на то, что он более рамочный, он также дает весь необходимый понятийный аппарат.
Как отметила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, в настоящее время заканчивается подготовка законопроекта, регулирующего взаимоотношения в инновационной сфере. Пока же, по ее словам, ситуация далека от совершенства: нет четких определений новаций и инноваций, нет механизмов их поддержки. По информации мин-экономразвития, инновационная активность охватывает всего 10% предприятий по стране.
Регионы готовы предлагать варианты
По словам замминистра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Владимира Селезнева, если нет федерального закона, значит, нет соответствующих федеральных программ. Можно добавить, что и денег по этой причине государством выделяется меньше.
Справедливости ради нужно отметить, что отдельные регионы принимают на местном уровне законы и дают необходимые определения. К примеру, подобный закон есть в Челябинской области. В Нижегородской области разрабатывать таковой не торопятся. По словам чиновников, в любом случае придется приводить его в соответствие с федеральным, когда закон появится. Президент ГК «Нижегородский проект» Эдуард Фияксель уверен, что необходимо создавать региональный инновационный кластер, в котором будет создана особая система развития инноваций, основанная на опыте, в том числе и зарубежном. Новаторы же не против того, чтобы вся страна стала одним большим кластером. Хотя разработчики касательно изменений существующей ситуации, как говорится, «за любой кипишь, кроме голодовки».
Сегодня на региональном уровне инновации рассматривают различные совещательные образования — комиссии, экспертные сообщества и т.д. В рамках резолюции, которая составлена по итогам работы инновационной секции форума «Россия Единая», организованной нижегородским Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, участники предлагают следующее определение: «Инновация — это вновь созданные технологии, продукты или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства, социальной сферы». По мнению экспертов, в данном определении учтены главные характеристики любой инновации — это новизна и направленность этой новизны на улучшение каких-либо процессов. Именно направленность на «усовершенствование» позволит любому новшеству стать инновацией и обес-печит это новшество спросом на рынке. Определение в качестве инициативы направлено в комитет по экономической политике и предпринимательству Государственной думы.
Эксперты также едины во мнении: необходимо разобраться с налогооблажением в инновационной сфере. Венчурные инвесторы попадают под двойное налогообложение с дохода и с прибыли. Инновационные компании, в свою очередь, не получают льгот.
Нет закона — нет льгот
На круглом столе, организованном Министерством поддержки малого предпринимательства, участниками были озвучены следующие предложения. Во-первых, отменить налог на имущество для инновационных компаний до точки безубыточности плюс полгода после нее. Во-вторых, единый социальный налог для инвестиционных компаний должен расчитываеться также, как при упрощенной системе налогооблажения. При этом компания могла бы работать в обычной РБСУ с зачетом/учетом НДС. В-третьих, разъяснить службе камеральных проверок специфику бухгалтерского учета инновационных компаний. Необходимо разъяснить, что инновационные компании могут работать в течение 2-3 лет без прибыли или иметь только убытки (фаза инвестиций), поэтому не следует их рассматривать как «неблагонадежные».
По мнению экспертного сообщества, необходимо также регулировать отток инновационных идей зарубеж и стимулировать их развитие в России. На сегодня изобретения защищены патентами, однако необходимо, чтобы лицензии на те или иные разработки продавались правильно. По словам генерального директора ЗАО «Вискер» Михаила Гиваргизова, в России нет опытных патентных фирм, которые защищают интересы обращающихся к ним новаторов. Нет опыта внедрения разработок и понимания (качественной оценки) потенциальных прибылей, которые могут иметь на базе таких разработок в том числе и зарубежные производители. «То, что наши разработчики дешево продают патенты целиком.., это тоже самое, что у нашего сельхозпроизводителя перекупщики дешево покупают сельхозпродукцию. Надо стараться продать подороже. Я являюсь разработчиком, и, если покупатель придет ко мне и скажет, продай патент, я продам. Вопрос, за какие деньги», — поясняет г-н Гиваргизов.

10 необходимых условий для развития инновационных проектов
1| Сильная предпринимательская культура.
2| Развитые компетенции современных технологий.
3| Спрос на инновации со стороны широкого рынка.
4| Конкурентоориентированный рынок.
5| Наличие терпимого к риску инвестиционного капитала.
6| Защищенность прав интеллектуальной собственности.
7| Отлаженная судебная система.
8| Благоприятное законодательство.
9| Развитый рынок макрокапитала.
10| Сильная система образования.
Источник: Эксперты «ДК».

Мифы и комментарии об инновационном секторе российской экономики
1| В России есть все условия для создания инновационного сектора экономики. Есть только политическая воля и деньги, остальные компоненты, необходимые для создания инновационного сектора, отсутствуют.
2| Инновационный сектор может быть создан за несколько лет.
Даже в продвинутых экономиках это занимает от 20 до 40 лет. Извлекая уроки и перенимая опыт других стран, можем уложиться в 10-20 лет. Но нужно четко понимать, что этого не произойдет к следующим выборам или очередным отчетным докладам.
3| Государственно-частное партнерство (ГЧП) может создать инновационный сектор.
В ГЧП «Г» всегда доминирует над «Ч». Со стороны «Г» вместе с деньгами приходят проверки, заседания наблюдательных советов и т.д. Инновации в таких условиях не размножаются. Сейчас мы вынуждены начинать с ГЧП , но не надо уходить слишком далеко по этому пути.
4| Наука дает инновации. Есть сильная наука — нужно лишь добавить инвестиции. Наука не дает экономически эффективных инноваций. Сейчас бюджетные деньги, инвестируемые в разработки, становятся интеллектуальной собственностью, а нужно наоборот — чтобы интеллектуальная собственность трансформировалась в новые идеи. Подход фундаментальной науки не подходит к развитию инноваций.
5| Инновационный вектор может быть создан с опорой на внутрироссийские силы. Это уже пытались делать в СССР и тратили на создание ракет в 5 раз больше США. Не нужно изобретать велосипед, важно поставить международное сотрудничество и опыт на пользу страны.

1| В России есть все условия для создания инновационного сектора экономики. Есть только политическая воля и деньги, остальные компоненты, необходимые для создания инновационного сектора, отсутствуют.
2| Инновационный сектор может быть создан за несколько лет.
Даже в продвинутых экономиках это занимает от 20 до 40 лет. Извлекая уроки и перенимая опыт других стран, можем уложиться в 10-20 лет. Но нужно четко понимать, что этого не произойдет к следующим выборам или очередным отчетным докладам.
3| Государственно-частное партнерство (ГЧП) может создать инновационный сектор.
В ГЧП «Г» всегда доминирует над «Ч». Со стороны «Г» вместе с деньгами приходят проверки, заседания наблюдательных советов и т.д. Инновации в таких условиях не размножаются. Сейчас мы вынуждены начинать с ГЧП , но не надо уходить слишком далеко по этому пути.
4| Наука дает инновации. Есть сильная наука — нужно лишь добавить инвестиции. Наука не дает экономически эффективных инноваций. Сейчас бюджетные деньги, инвестируемые в разработки, становятся интеллектуальной собственностью, а нужно наоборот — чтобы интеллектуальная собственность трансформировалась в новые идеи. Подход фундаментальной науки не подходит к развитию инноваций.
5| Инновационный вектор может быть создан с опорой на внутрироссийские силы. Это уже пытались делать в СССР и тратили на создание ракет в 5 раз больше США. Не нужно изобретать велосипед, важно поставить международное сотрудничество и опыт на пользу страны.

1,2 трлн руб.
выделено на развитие инноваций в России

954 млрд руб.
государственные инвестиции

210 млрд руб.
частные инвестиции

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.