Иан Стрикланд

Первый магазин OBI появился в Германии в 1970 г. Сейчас это сеть из более чем 545 гипермаркетов в 13 европейских странах. В Старом Свете компания позиционирует себя как лидер DIY (Do It Yourself, «

За восемь лет присутствия на российском рынке европейская сеть товаров для благоустройства квартиры, дачи и сада OBI открыла 18 гипермаркетов, опережая ближайших международных конкурентов. Гендиректор «OBI Россия» Иан Стрик­ланд объяснил «ДК», почему компания стремится прийти в города-миллионники первой и почему не стоит бояться копирования своего формата.

Первый магазин OBI появился в Германии в 1970 г. Сейчас это сеть из более чем 545 гипермаркетов в 13 европейских странах. В Старом Свете компания позиционирует себя как лидер DIY (Do It Yourself, «сделай сам»). Россия и Украина — основные растущие рынки для OBI, которая до сих пор концентрируется на Центральной и Восточной Европе и не представлена в наиболее перспективных для структурированного ритейла странах— азиатских.

«Миллионники— в зоне нашей экспансии»
В 2010 г. OBI открыла в России три новых гипермаркета— пятый в Москве, первый в Краснодаре и второй в Екатеринбурге. По числу точек она пока опережает ближайших конкурентов (у «Леруа Мерлен»— 17, у Castorama— 14), но те тоже нацелены на количественное и географическое развитие своих сетей. Поэтому OBI придется бороться за лидерство на рынке DIY, пошедшем после кризиса в рост, открывая по несколько магазинов в год. Примеры Москвы и Санкт-Петербурга (по пять гипермаркетов), Нижнего Новгорода и Екатеринбурга (по два) доказывают, что миллионники способны вместить не по одному гипермаркету. Российские города, где пока OBI не присутствует,— тоже зона роста, и здесь компании придется догонять Castorama, у которой в активе уже одиннадцать городов.
Сеть «ДК» с компанией OBI пересекается только в Екатеринбурге, Казани и Нижнем Новгороде. Когда вы придете в остальные города-миллионники, где «ДК» уже есть: Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Красноярск?
— Разумеется, у нас, как и у всех транснациональных компаний, представленных в России, есть стратегия географического расширения. Все названные вами города не выпадают из зоны нашей экспансии. Это вопрос времени, но никак не принципиального решения— присутствовать в этих городах или нет.
О каком времени идет речь— год, два, десять лет?
— Стратегия инвестиций OBI в России— долгосрочная, с горизонтом планирования в десять лет. Сейчас мы рассматриваем возможность открытия до четырех новых магазинов год. В приоритете города с большей численностью населения— там магазины OBI будут появляться раньше.
Я как раз и говорю о городах с населением, сопоставимым по численности с Екатеринбургом или Казанью, где вы присутствуете, и довольно успешно, например в Екатеринбурге вы открыли вторую точку
— Еще раз скажу: нет вопроса «да или нет?», есть вопрос «когда?». Нет никакой предубежденности с нашей стороны к этим городам. Наоборот, мы хотим прийти туда первыми с магазинами такого формата, какой развивает OBI. По предыдущему опыту мы хорошо знаем, что тот, кто заходит первым,— наиболее успешен. На уровне конкретного решения первый фактор, который мы рассматриваем, принимая решение о сроке открытия магазина,— предложения девелоперов в этом городе, есть ли подходящие для нас проекты и площадки.
Ваш бизнес напрямую связан с ситуацией на рынке жилищного строительства. Объемы и темпы ввода нового жилья в кризис довольно существенно сократились. Как вы пережили эту ситуацию?
— Вы не совсем правы: мы не связаны напрямую с крупными строительными проектами. Мы все-таки больше зависим от работ по улучшению внутреннего устройства дома, квартиры, их обустройству, ремонту. Нельзя сказать, что кризис в строительной отрасли совсем нас не коснулся. Но и утверждать, что мы сильно от него пострадали, будет неверным. Я бы сказал, что бизнес OBI в России в порядке.
Хорошо, если рассматривать не текущие продажи, а темпы роста представленности в России, число гипермаркетов, то как кризис повлиял на экспансию OBI? Вы отменяли запуск новых магазинов, переносили сроки?
— Ни один из запущенных проектов не был отменен. Скорость развития снизилась, но сейчас условия улучшаются, и мы снова набираем обороты.
Когда вы заходили в Екатеринбург, было много суждений от местных коллег-конкурентов: рынок товаров для благоустройства и сегмент DIY у нас— очень специфичный. А вы заходите с европейским форматом гипермаркета, который может не вполне соотнестись с местной сложившейся культурой потребления. Что вы говорили тогда и что говорите теперь, открывая новый город?
— Два простых ответа: во-первых, только покупатель решает, приживется новый формат или нет. И второе: наш формат потребители принимают, у нас есть не просто подтверждение его жизнеспособности, а история успеха во всех случаях, когда мы приходили в новые города и страны.
«Мы хотим договориться с бригадами»
До прихода в OBI Иан Стрикланд руководил расширением в Юго-Восточной Азии бизнеса теперешнего своего конкурента (бренд Castorama принадлежит Kingfisher, в которой г-н Стрикланд работал до 2008 г.). По­этому формат современного гипермаркета DIY он знает досконально.
Как вы относитесь к тому, когда ваш формат копируют? Вы противодействуете, меняете что-то или вам все равно?
— Для нас это своеобразная оценка: значит, конкуренты и рынок в целом нас таким образом признают. Развивая сеть в 550 гипермаркетов, волей-неволей будешь предметом копирования. Это неизбежно. Но ведь чаще всего нас копируют, не понимая, почему мы так делаем. Отдельные перенятые подходы и ноу-хау не столь эффективны, они действуют в комплексе, а комплекс без глубинного осознания причинно-следственной связи скопировать невозможно. К тому же мы все время исследуем рынок, сами учимся и придумываем что-то новое. Да, копировать будут и дальше, но мы-то все равно будем первыми.
Вы, наверное, знаете о такой особенности нашего рынка отделки и ремонта: у нас большой объем этих работ делают так называемые бригады— неструктурированные группы ремонтников. А им закупаться в OBI не очень выгодно, потому что у вас жесткая ценовая политика. Бригадам обычно дают скидки на мелкооптовых рынках стройматериалов и не дают у вас.
— Вопрос в точку! Мы, конечно, заинтересованы в диалоге с этой категорией потребителей, чтобы понять, что им нужно, что мы им можем предложить, помня при этом, что основная группа наших покупателей— люди, сами делающие ремонт и обустраивающие жилище. Но мы готовы встречаться, общаться с мелкими предпринимателями, профессионально занимающимися ремонтом. Тем более что в моей предыдущей практике такое уже неоднократно бывало— я находил общий язык с ремонтниками и в странах Юго-Восточной Азии, и в Великобритании, где бригады тоже занимаются ремонтами и отделкой для частных заказчиков и имеют довольно существенную долю этого рынка.
Что вам пришлось менять в европейском формате гипермаркетов OBI при его переносе на российскую почву?
— Фундаментальных изменений на уровне облика и конфигурации гипермаркетов по сравнению с Европой не было. Естественно, приходится приспосабливаться к региональным особенностям, но только на уровне продукта и ассортимента. Но так происходит всегда: когда мы входим на новый для себя рынок, команда наших специалистов по закупкам, продакт-менеджеры адаптируют ассортиментную матрицу к местным реалиям.
У нас довольно широко бытует мнение, что практика маркетинга в России повторяет зарубежную с отставанием на несколько лет. И достаточно посмотреть на то, что происходит сейчас с бизнес-моделями, методами стимулирования продаж и продвижения брендов, чтобы спрогнозировать, что будет происходить в этих областях в России через три-пять лет. Что, с вашей точки зрения, интересного происходит в западном маркетинге сейчас?
— Я бы не сказал, что есть какое-то отставание. Посмотрите на современные потребительские товары— часы, машины, мобильные телефоны — они в России такие же, как на Западе. Конечно, у каждого локального рынка есть особенности, продиктованные в первую очередь стадией развития. Россия относится к развивающимся рынкам, она часть BRIC, и, как и на всех развивающихся рынках, у вас сейчас движение к новым формам рынка от классических, минуя некоторые его стадии. Как человек, работавший в Китае, замечу, что самое бурное развитие рыночных институтов можно наблюдать именно там, а отнюдь не в Старом Свете. Так что, если уже хочется заглянуть в завтра,то за этим в Китай.
В последние годы было довольно много коррупционных скандалов с зарубежными компаниями в России. То обстоятельство, что OBI не во всех городах-миллионниках присутствует, как-то связано с административными барьерами, с которыми вы сталкиваетесь? И если сравнивать уровень коррумпированности бизнеса в России и в тех странах, где вам довелось поработать, то каковы ваши оценки— у нас действительно все безнадежно?
— Ну вы уж совсем-то себя не уничижайте! Вот в Африке коррупция так коррупция— тотальная, беспросветная. У вас она тоже есть, разумеется, как и везде. Я считаю, что российское правительство делает громадную работу по борьбе с коррупцией, в целом все в правильном направлении развивается. То, что среди западных бизнесменов, приходящих на российский рынок, есть понимание, что надо правительство поддержать в его борьбе и самим избегать коррупционных схем,— позитивное явление. Обращаясь к зарубежным инвесторам, ваше правительство говорит, что хочет изменить положение России на мировом рынке— уйти от имиджа страны, зарабатывающей только на нефти. И заявляет, что отдает себе отчет: привлечение инвестиций в несырьевые отрасли напрямую зависит от ситуации с коррупцией. То, что эти два явления увязываются одно с другим, для меня признак адекватной оценки ситуации. Поэтому усилия правительства надо поддерживать всеми силами.

 

 

Иан Стрикланд
Генеральный директор «OBI Россия»
Карьера: стал директором магазина в 23 года. До прихода в OBI был главным операционным директором компании B&Q (Kingfisher Group) в Китае. Развивал бизнес B&Q в Таиланде, организовывал старт-апы B&Q в Южной Корее, Сингапуре, Индии, Австралии. С мая 2008 г.— директор по продажам «OBI Россия». С ноября 2009 г.— генеральный директор «OBI Россия».

 

 

OBI — дом Европы
60%
330 гипермаркетов в Г­ермании
40%
215 гипер­маркетов в 12 странах Цент­ральной и Восточной Европы
5,8 млрд евро
оборот OBI в 2009 г.
38500 человек
общее количество сотрудников, работающих в OBI (более 2000— в России)
50000 наименований товаров в ассорти­ментной матрице OBI
Источник: «OBI Россия».

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.