«И мир, и бизнес больше не будут прежними». Психолог — о том, как справляться с паникой
Паника — это нормальная реакция человека. Как покупка гречки позволяет снизить уровень тревоги, о чем нужно подумать, чтобы защитить свое дело, и почему «выживут» не все бизнесмены.
Скупать гречку коробками — это, своего рода, терапия. Механизмы паники заложены в нас природой. В состоянии паники человек хочет куда-то бежать. И это было нормально, это было оправдано в условиях дикой природы, когда нужно было убегать от дикого зверя. Сейчас не убежишь никуда от этого «зверя», от эпидемии. Человек не знает, куда эту панику приложить. Он думает: «Господи, куда?». И в этот момент ему предлагают купить гречки и макарон. NN.DK.RU поговорил с Татьяной Колесниковой — психологом, когнитивно-поведенческим терапевтом с 14-летней практикой.
— Эмоциональная реакция на плохие новости, паника — это эволюционный механизм, который когда-то обеспечил выживание нашим предкам. Людей переполняет тревога, которую они не могут контролировать. Покупка продуктов помогает снизить уровень тревожности, однако в целом проблему не решает. Другое дело, что скоро гречки не останется и придется снижать тревогу как-то по-другому.
Усиливают панику и социальные сети. Открываешь Instagram и узнаешь, что в Москве закрываются развлекательные центры, а владельцы баров и кафе пишут, что у них нет посетителей. Конечно, такая информация не может не усиливать панику.
Вдобавок, есть и обратная сторона — человек отрицает опасность. Он считает, что ничего плохого не происходит, проблему «раздули». Именно такие люди, прилетая из страны, где есть эпидемия, не соблюдают карантин и сразу выходят на работу. Вот только отрицание инкубационного периода, и даже существования самой болезни, не делает зараженных людей менее опасными для окружающих.
«Мыть руки, протирать спиртом телефон. Больше мы сделать не можем»
Примите ситуацию и осознайте свою зону ответственности. Это очень важно. Что конкретно вы можете предпринять в данной ситуации, а что не зависит от вашего желания и ваших действий? Потому что, например, на такие вещи, как создание вакцины, повлиять нельзя. Этим, как и вопросами, связанными с введением карантина, занимаются органы власти и крупные корпорации. Ваша зона ответственности — следовать разработанным рекомендациям: мыть руки, протирать спиртом телефон, соблюдать режим карантина, избегать общественных мест и скопления людей, а также ограничить очные контакты. Больше мы сделать не можем, и наша паника не поможет.
Чтобы уберечь себя от необоснованных трат, которые позволяют снизить уровень тревожности, стоит составлять списки. Финансовая ситуация усложняется и, если потратить все свои деньги на крупы и консервы, это вряд ли поможет.
При чтении негативных новостей стоит помнить старую поговорку: «Предупрежден — значит, вооружен». Нужно подумать о том, как можно реорганизовать свой бизнес, чтобы уменьшить потери. Например, поговорить с арендодателем, чтобы он снизил плату или устроил «арендные каникулы».
Человек в состоянии паники может саботировать необходимые действия. Чтобы вернуться к реальности, стоит делать пусть и небольшие, но конструктивные шаги, которые помогут в работе.
Если получится, можно переключать свое внимание. Особенно важно это тем, кто находится на карантине дома. Доводя себя до невроза, вы подрываете свой иммунитет. Стоит переключиться на позитив. Вспомните, какие сериалы вы хотели раньше посмотреть, но не могли найти возможность? Сейчас для них самое время. У вас есть друзья, которые сейчас живут за границей? Клиенты рассказывают, что устраивают бранчи по Skype. Это же так прекрасно, как в фильмах про будущее. Многие приложения и сервисы вводят сейчас бесплатные продукты и акции: от фитнеса до онлайн-кинотеатров. Если вы раньше находили себе оправдания, чтобы не заниматься саморазвитием, то сейчас их не будет.
«Бизнес не будет прежним»
Конечно, причиной паники сейчас является не только пандемия коронавируса. На общую ситуацию очень сильно влияет и то, что из-за болезни люди чаще сидят дома, переходят на удаленную работу.
Это ударяет по бизнесу. Кто-то, возможно, останется без работы. Многие компании закроются из-за больших убытков, но тот, кто будет более гибким, например, найдет способ предоставлять услуги онлайн — выживет.
В текущей ситуации есть свой плюс — мы вынуждены становиться более гибкими. И мир, и бизнес больше не будут прежними. Мы выйдем из этого кризиса лучше, чем были.