Государство подбирается к бизнесу
Законопроект, регламентирующий создание ГЧП в регионе, был принят в первом чтении на январском заседании законодательного собрания, но для обсуждения поправок депутаты решили провести открытые слуш
Законопроект, регламентирующий создание ГЧП в регионе, был принят в первом чтении на январском заседании законодательного собрания, но для обсуждения поправок депутаты решили провести открытые слушания. Участники заняли все места в парламентском зале для пленарных заседаний. Председатель комитета по экономике и промышленности, президент Горьковского автозавода Николай Пугин огласил список из десяти ораторов, что означало заседание до конца рабочего дня.
Первыми выступали инициаторы законопроекта и его сторонники. Вице-губернатор Владимир Иванов в очередной раз устало обозначил государственно-частное партнерство как основную модель создания серьезных проектов. «Бюджет не сможет потянуть такое количество крупных инфраструктурных объектов. Нам необходимо участие бизнеса, а закон этот необходим как инструмент»,— сказал господин Иванов. Его коллега, министр инвестиционной политики Нижегородской области Дмитрий Сватковский бодро провел ликбез на тему «Что такое ГЧП?», несколько превысив лимит времени и получив замечания Николая Пугина. Министр успел признаться, что региональный бюджет не может себе позволить траты на подведение коммуникаций к очередному строящемуся заводу в размере 800—850 млн. руб и мост в Подновье за 39 млрд руб. «Мы точно не найдем столько денег»,— сказал министр. Зал зашептался, вспоминая, что совсем недавно стоимость моста была всего 14 млрд руб.
После чиновников слово было передано «группе агитподдержки» законопроекта— приглашенным участникам из Центра развития государственно-частного парт-нерства (ЦРГЧП). Председатель правления ЦРГЧП Павел Селезнев, сдобрив речь упоминаниями Владимира Путина, сказал, что «пора исправлять ситуацию, когда бизнес топчется у входа в регион и не может войти». В качестве наиболее перспективных сфер сотрудничества бизнеса и государства он назвал ЖКХ, образовательные и медицинские проекты. Председатель генерального совета ЦРГЧП Андрей Спиридонов привел пример Великобритании: там ежегодно осуществляется около 80 проектов в рамках ГЧП, которые экономят до 17% бюджета.
Начальник отдела проектного финансирования электроэнергетики ОАО «Газпромбанк» Павел Шевченко, посетовав на состояние инфраструктуры и неисправное шасси самолета, на котором прибыл, отметил, что для реализации всех намеченных проектов в России необходимо около $800 млрд. «Закон позволит повысить ответственность бизнеса, даст ему ощущение стабильности. При этом условия сотрудничества могут быть самыми различными: например, компания, эксплуатирующая кольцевую дорогу Афин, требует от властей ликвидировать ДТП за 6 минут»,— рассказал восхищенному залу господин Шевченко.
Единственным конкретным примером нижегородского опыта в этой сфере стало сотрудничество мэрии Арзамаса и германской группы Remondis, которые в декабре прошлого года учредили государственно-частное предприятие ООО «Ремондис Арзамас Сервис». «Закон нужен. Мы столкнулись с этим, когда подписывали договор: работали всю ночь, закончили подписание документа только в 6 часов утра— так много требовалось уточнить»,— рассказал мэр Арзамаса Анатолий Мигунов.
Остальные ораторы подвергли документ критике и разбирали его буквально по статьям. Профессор ВВАГС Игорь Бажин попросил проверить законопроект на коррупционную составляющую и не отдавать все полномочия по ГЧП правительству области. Это вызвало смех вице-губернатора Владимира Иванова: «Читайте законодательство! Проект обязательно будет проверяться!» Директор Нижегородского центра социально-экономической экспертизы Андрей Дахин возмутился формулировкой о том, что закон не потребует дополнительных финансовых затрат: «Так не бывает! Это же новая технология!» Участники слушаний также напомнили, что ради ГЧП придется создавать отдельную структуру, что повлечет за собой определенные затраты.
Генеральный директор Центра социально-консервативной политики в ПФО Евгений Семенов попросил обратить внимание на то, что государство зачастую не имеет рисков, в отличие от бизнеса, который вкладывает свои средства. Эти опасения тут же разделил директор СООО АП «Фрукты и Продукты» Александр Назаренков, который сказал, что «бизнесу еще нужно подумать, стоит ли работать с государством»: «Сегодня у власти одни, завтра другие. А вдруг будет кидок?» Представители власти оставили эту реплику без ответа, а присутствовавшие бизнесмены и топ-менеджеры крупных компаний были сдержаннее господина Назаренкова и в дискуссии совсем не участвовали.
Итогом двухчасовых слушаний стало общее ощущение, что закон «сырой» и надо над ним поработать. Министр Дмитрий Сватковский просил не затягивать с принятием документа, так как уже в этом году регион планирует привлечь около 2 млрд руб.
| 3 |
| основных формы участия региона в ГЧП |
| 8 |
| объектов соглашения |
| 30 |
| условий участия региона в ГЧП |
Источник: «ДК». Первый опыт ГЧП
В декабре 2009 г. мэрия Арзамаса (Нижегородская область) и германская группа Remondis учредили государственно-частное предприятие ООО «Ремондис Арзамас Сервис». 25% уставного капитала ГЧП принадлежат мэрии города, 75% — Remondis Aqua. Компания начнет работу 1 апреля 2010 г. и в течении 15 лет будет управлять имуществом арзамасского «Горводоканала». В ближайшие годы Remondis Aqua обязуется инвестировать в модернизацию водоснабжения и водоотведения города 1 млрд руб. Какие объекты государство хочет развивать вместе с бизнесом
Международный аэропорт «Нижний Новгород». Физкультурно-оздоровительные комплексы. Мост через Волгу в Подновье. Объездные дороги вокруг Нижнего Новгорода. Объекты социальной сферы. 2006 г. — принят первый в России закон о ГЧП в Питере
| 10 регионов |
| закон уже принят |
| 17 регионов |
| закон готовится |
Источник: «ДК».







