Подписаться
Курс ЦБ на 22.01
76,69
86,90

Финансисты прогнозируют рост популярности услуг факторинга в 2016 г. у нижегородского МСБ

Финансисты прогнозируют рост популярности услуг факторинга в 2016 г. у нижегородского МСБ
Иллюстрация: pixabay

Действительно ли факторинг является самой актуальной альтернативой кредитованию, особенно для малого и среднего бизнеса? Или лучше использовать оба инструмента в комплексе? В вопросе разбирался DK.RU.

Услуга факторинга в России относительно молодая. Поэтому ее популярность ниже, чем  у кредитования, принцип действия которого понятен гораздо большему числу предпринимателей. Но ситуация меняется, и спрос на нее неуклонно растет, отмечают эксперты.

Финансисты прогнозируют рост популярности услуг факторинга в 2016 г. у нижегородского МСБ 1«Интерес к факторинговым продуктам есть, мы это отмечаем по количеству оформленных заявок на факторинговые лимиты», - председатель Волго-Вятского банка ПОА Сбербанк Сергей Мальцев.

 

 

 

Нижегородские предприятия хорошо знакомы с рынком факторинговых услуг, считает начальник управления малого и среднего бизнеса Приволжского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Ольга Мазурова. 

Финансисты прогнозируют рост популярности услуг факторинга в 2016 г. у нижегородского МСБ 2

По ее словам, в настоящее время этот инструмент пользуется повышенным спросом среди предпринимателей.

«Думаю в наше непростое время это обусловлено потребностью предпринимателей в беззалоговом финансировании, по причине недостаточного объема активов для предоставления залогового обеспечения, а также вынужденной необходимостью принимать условия покупателя об отсрочке по оплате поставок», - говорит Ольга Мазурова.

 

 

По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК) совокупный оборот 18 участников  Ассоциации составил в 2015 г. 1,5 трлн руб., что на 14% ниже, чем в 2014 г.

Финансисты прогнозируют рост популярности услуг факторинга в 2016 г. у нижегородского МСБ 3Директор Нижегородского филиала ПАО АКБ «Металлинвестбанк» Ольга Мамаева связывает это со снижением общей экономической активности в стране, которое, в свою очередь привело к меньшей потребности в ресурсах со стороны бизнеса.

«Конкуренция на рынке факторинговых услуг в прошедшем году усиливалась под влиянием двух факторов – сокращения экономики и, как следствие, падения спроса на эти услуги, а также роста ликвидности банковской системы и необходимостью финансовых институтов куда-то ее размещать», -  отмечает она.

Лидером российского факторингового рынка является «ВТБ-Факторинг», который занимает 30% долю рынка: по итогам 2015 г. портфель компании превысил отметку в 100 млрд руб., а годовой оборот достиг 441 млрд руб. Оборот «Промсвязьбанка», идущего вслед за «ВТБ-Факторинг», составил в 2015 г. 355,4 млрд руб. (а портфель – 49,1 млрд руб.). «Альфа-банк» с оборотом в 158,4 млрд руб. и портфелем в 27,8 млрд руб. занимает третью строку среди компаний, работающих на рынке факторинга. По оценкам экспертов, активно наращивает свои позиции компания «Сбербанк-Факторинг», созданная в ноябре 2014 г.

Технический момент, ранее тормозивший развитие факторинга, заключался в том, что юридически значимым признавался только документооборот на бумажных носителях. Сейчас возможен официальный электронный документооборот при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП).

«Это большой шаг вперед, потому что документооборот при факторинге существенно больше, чем при кредитовании, как минимум, имеет место трехсторонний набор документов», - поясняет управляющий операционным офисом Абсолют Банка в Нижнем Новгороде Елена Комлева.

Онлайн-факторинг можно назвать одним из главных факторов развития услуги в плане сервисной составляющей и производительности труда, а значит и эффективности бизнеса, поддерживает коллегу Ольга Мазурова:

«В «Промсвязьбанке» внедрена система электронного документооборота (между банком и поставщиком, а также между поставщиком, дебитором и банком) в рамках сделок по факторингу. Онлайн-платформа позволяет мгновенно получать финансирование без передачи печатных первичных документов в банк. При этом сокращаются расходы на обработку и доставку печатных копий. Опыт команды тоже имеет значение. Люди, которые отлично знают технологию: проводят экспертизу дебиторской задолженности, выставляют лимиты и т.д.», - рассказывает Ольга Мазурова.

По ее словам, ситуацию усложняет отсутствие единой для всего рынка базы данных о платежных дисциплинах юридических лиц. Для любого фактора эта информация на вес золота, особенно если она касается многочисленных небольших предприятий.

«За годы работы в факторинге «Промсвязьбанк» самостоятельно собрал такую базу. BIG DATA – без преувеличения, один из ценнейших активов любого банка и любого фактора», - добавила Ольга Мазурова.

На сегодняшний день рынок факторинга в России - один из лучших по динамике развития, только за последние шесть лет он  увеличился более чем в три раза, есть потенциал роста. Об этом свидетельствует повышение спроса со стороны поставщиков,  которые, привлекая заемные средства, все чаще отдают предпочтения факторингу, чем кредиту, - подчеркивает Сергей Мальцев.

Финансисты прогнозируют рост популярности услуг факторинга в 2016 г. у нижегородского МСБ 4В то же время, как говорит генеральный директор ВТБ Факторинг Антон Мусатов, уровень проникновения факторинга в регионах значительно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому в региональных компаниях существуют серьезные точки роста:

«ВТБ Факторинг активно работает в регионах: компания представлена в 17 городах. Поволжье является для нас одним из приоритетных направлений для развития, здесь сосредоточено довольно много крупных компаний, деятельность которых связана с отсрочкой платежа. К примеру, в декабре прошлого года мы реализовали сделку с компанией «МРСК Центра и Приволжья», входящей в группу «Россети». В рамках договора ВТБ Факторинг осуществляет финансирование услуг по передаче электроэнергии одному из покупателей. Первоначальная сумма лимита составила 250 млн руб.».

Ольга Мазурова добавляет, что в настоящее время только треть компаний используют возможности факторинга:

«С развитием конкуренции и выходом на рынок новых компаний, доля малого бизнеса в факторинге будет расти за счет специализации части компаний именно в этой нише. Малый и средний бизнес ориентированы на активное развитие, а факторинг – это лучший инструмент роста. Многие представители малого и среднего бизнеса  ориентированы на создание более цивилизованных отношений с дебиторами в вопросе предоставления долгосрочных отсрочек.  Основываясь на всем вышесказанном, есть все достаточные основания ожидать прироста факторингового портфеля МСБ к концу текущего годна минимум на 20-25%, при этом доля участия в нем производственных компаний возрастет до 35-40%».

Елена Комлева подтверждает, что наиболее актуален факторинг для среднего бизнеса и уровня «средний плюс», которые поставляют свою продукцию и обслуживают крупные отраслевые предприятия:

«Чтобы быть нужными отраслевым гигантам и конкурентными при работе с ними - компании должны предоставить максимально выгодные условия для таких своих заказчиков, в том числе зачастую и возможность отсрочки платежа. С точки же зрения факторинговых компаний и банков крупный бизнес – наиболее привлекательный дебитор, и, соответственно, тут «все складывается». Поэтому для среднего бизнеса факторинг – весьма эффективный и реально работающий финансовый инструмент».

По словам Ольги Мамаевой, отрицательные темпы экономического роста, скорее всего, сохранятся и в 2016 г. Именно поэтому бизнес-модель «Металлинвестбанка» «обменный пункт для качественной дебиторской задолженности, открытый для любого у кого есть эта задолженность» будет крайне востребована  в условиях снижения экономики, поскольку риски, связанные с любыми формами кредитования, останутся крайне высокими.

«Общая сумма задействованных в экономике денег, будет снижаться, и рост в факторинге, скорее всего , будет связан с замещением этим видом финансирования более рискованных форм предоставления заемных средств компаниям. При этом факторинг проявит себя как один из инструментов более осторожного финансирования для отраслей, в которых он прежде не использовался. Какие это будут отрасли, сейчас сказать трудно, но в том, что такой эффект будет, у банка сомнений нет», - добавила она.

В то же время, по словам Антона Мусатова, поскольку факторинг является одной из форм финансирования, существует мнение, что компании нужно выбирать, какой инструмент использовать – кредит или факторинг.

«Это не так. Грамотное сочетание этих инструментов в разы повышает эффективность портфеля привлеченных средств. Поэтому факторинг и кредиты не только можно, но и нужно сочетать», - заключил эксперт.

Самое читаемое
  • Кто больше проиграл? Нижегородцы заплатят застройщику «Макдоналдса» в КузнечихеКто больше проиграл? Нижегородцы заплатят застройщику «Макдоналдса» в Кузнечихе
  • Из-за строительства метро в Нижнем Новгороде закроют пл.СвободыИз-за строительства метро в Нижнем Новгороде закроют пл.Свободы
  • Прогнозы сбываются. В Нижегородской области началась пятая волна COVID-19Прогнозы сбываются. В Нижегородской области началась пятая волна COVID-19
  • На строящемся вантовом мосту через Оку началось возведение пилоновНа строящемся вантовом мосту через Оку началось возведение пилонов
  • В Нижнем Новгороде ищут площадки для строительства арендного жильяВ Нижнем Новгороде ищут площадки для строительства арендного жилья
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.