«Если мы не получим поддержку в ближайшие месяцы — ее станет некому оказывать»

«Важно, чтобы государство как можно быстрее рассказало, как и в чем готово поддержать предпринимателей. Иначе они не выстроят адекватную стратегию выживания в сложившейся ситуации».

Ситуация в гостиничном бизнесе становится критической: в марте загрузка отелей и хостелов в стране упала более чем на 50%. Об этом говорится в письме на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина, подписанном представителями Федерации рестораторов и отельеров, общественной организации «Опора России» и Торгово-промышленной палаты. Как отельеры собираются спасать свой бизнес и какие меры поддержки они ждут от властей NN.DK.RU рассказал владелец «Бугров хостел» в Нижнем Новгороде Юрий Кузьмичев.

— Впервые «эффект коронавируса» я ощутил на собственном бизнесе после 10 марта, когда в регионе запретили детские спортивные мероприятия. Поскольку мой хостел специализируется в том числе и на работе со спортивными федерациями, был резкий всплеск отказов от забронированных на март-апрель номеров. На возврат денег ушла существенная часть выручки. Потом ситуация нормализовалась, так как одиночные командировочные туристы в Нижний Новгород еще ездят. Корпоративные заказчики тоже, к счастью, номерами интересуются. Только эти люди спасают сейчас отрасль от полного разорения — туристов в регионе больше нет.

На данный момент загрузка хостела порядка 30-40% от всего номерного фонда. Но многие нижегородские хостелы, не говоря уже про гостиницы, находятся в куда более печальном положении. Я вхожу в рабочую группу по вопросам профилактики распространения коронавирусной инфекции и мониторинга состояния туристской индустрии Нижегородской области. И хорошо помню, как на первом нашем совещании некоторые отели признавались в рекордном падении загрузки — до 10% от номерного фонда.

Для крупного бизнеса, который вынужден платить многочисленным поставщикам и персоналу, банку, где он взял кредит, коммунальным службам — это настоящая катастрофа. Не просто работа в убыток, а тяжелейший финансовый удар.

И в ближайшее время лучше не станет. По прогнозам департамента туризма, запрет на поездки в другие страны в России сохранится около трех месяцев. Если озвучивать самый оптимистичный сценарий. Вероятно, будет хуже: «мертвый» сезон» для отельеров может продлиться шесть месяцев, а может — и год. Точно сказать сейчас, как в реальности сложится ситуация, очень сложно.

Это смертельные для отрасли сроки. Ведь основную прибыль нижегородский гостиничный бизнес получает летом, когда люди особенно охотно путешествуют, проходят все самые крупные фестивали.

И даже если границы будут открыты в мае — начале «высокого» сезона» — доходность на уровне прошлого года многие заведения не покажут. Им нужна будет загрузка под 80%, если не больше.

К тому же, есть вероятность, что люди не рискнут сразу отправляться в путешествия. И тогда гарантирую вам, что осенью многие могут объявить себя банкротами, появятся многочисленные объявления о продаже хостелов и отелей.

Пока мой бизнес окупает себя. Но я понимаю, что ситуация скоро может ухудшиться. Если завтра всю страну отправят на принудительный карантин, и поездки между регионами практически прекратятся — мне тоже придется распускать персонал по домам. В то же время, прекратить выплачивать зарплаты я не смогу.

Увы, но после шестимесячного простоя нам придется начинать бизнес с нуля: без клиентов, персонала и отработанной технологии. Уверен, большинство владельцев хостелов и мини-отелей в стране сейчас находятся в такой же неприятной ситуации.

Как можно помочь бизнесу?

Многие говорят о том, что неплохо бы перепрофилировать бизнес. Но у большинства владельцев малых предприятий на это просто нет средств. И взять их негде. Предположим, если я какое-то свое пустующее помещение в хостеле захочу превратить в офис, то должен буду вложиться в новую мебель и инфраструктуру.

Да и где во время карантина найти арендаторов, готовых платить адекватную цену за помещение? Рынок аренды тоже просел. Все ищут способы оптимизировать затраты, в том числе и на стоимости аренды. Поэтому для многих объектов размещения единственный шанс выжить — это получить помощь от государства.

У властей уже есть какие-то договоренности с аэропортами и авиаперевозчиками, но владельцы гостиниц пока не знают, какие реальные меры предпримет государство.

Сейчас в штабе мы сейчас формулируем самые необходимых меры для спасения предпринимателей. Возможно, меры эти будут различаться в зависимости от размеров бизнеса.

Например, у крупных отелей есть серьезные налоги на основные средства — недвижимость и оборудование. И они заинтересованы в том, чтобы отменить или отсрочить эти налоги. Также им хотелось бы получить отсрочки по кредитам, на которые развивается почти весь отельный бизнес. Я знаю про случаи, когда у только открытого нижегородского отеля в банке не закрыта кредитная линия до 1 млрд руб. Если несколько месяцев в этом отеле не будет гостей — это однозначное банкротство. Также отельерам нужен мораторий на коммунальные платежи. Необходимы серьезные отсрочки по налогам — не на один месяц.

Что касается малого бизнеса, то для нас критичны главным образом арендные и коммунальные платежи и заработная плата. Работаем мы или нет, затраты на коммуналку и аренду остаются, и сидящим по домам сотрудникам все равно надо платить. Тем, кто располагается на арендных площадях, предстоят тяжёлые, но жизненно необходимые переговоры с арендодателями. В некоторых случаях бизнес останется на этих площадях только при арендных каникулах на период карантина, или в других случаях надо говорить о существенном снижении арендных ставок. Также нам пригодились бы беспроцентные займы, чтобы вложиться в развитие бизнеса. Пока загрузка невелика, можно было бы отремонтировать номера, сделать их более современными. Поддерживаю и предложение Ассоциация рестораторов и отельеров временно отменить штрафы и требования тем, кто не успел установить рекламные вывески и конструкции по новым правилам.

Еще хорошо будет, если власти решат проблему с производством масок, антисептиков и санитайзеров. Сейчас все это купить можно, но по очень высоким ценам. Кроме того, ждать «покупку» придется долго. Например, маски сегодня в среднем стоят по 50 руб., а то и по 100 руб. Пытался заказать санитайзеры — все компании говорят: «заказ принимаем, но доставку обеспечим не раньше мая, вносим вас в список ожидания». И что мне делать? Ведь соблюдать гигиену и гости, и персонал хотят уже сегодня.

Резюмирую. Сейчас важно, чтобы государство как можно быстрее рассказало, как и в чем оно готово поддержать туристический и гостиничный бизнес. Чтобы предприниматели смогли выстроить адекватную стратегию выживания в сложившейся ситуации. Если ответа мы не получим в ближайшие несколько месяцев, то потом, может, уже и некому будет помогать. Все будут банкротами.

Но, конечно, сейчас мы все прокручиваем в голове самые негативные сценарии. Будем надеяться, что в реальности все сложится намного лучше. И при поддержке государства и кризис, и коронавирус мы переживем.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.