«Если мы не получим поддержку в ближайшие месяцы — ее станет некому оказывать»

«Важно, чтобы государство как можно быстрее рассказало, как и в чем готово поддержать предпринимателей. Иначе они не выстроят адекватную стратегию выживания в сложившейся ситуации».

Ситуация в гостиничном бизнесе становится критической: в марте загрузка отелей и хостелов в стране упала более чем на 50%. Об этом говорится в письме на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина, подписанном представителями Федерации рестораторов и отельеров, общественной организации «Опора России» и Торгово-промышленной палаты. Как отельеры собираются спасать свой бизнес и какие меры поддержки они ждут от властей NN.DK.RU рассказал владелец «Бугров хостел» в Нижнем Новгороде Юрий Кузьмичев.

— Впервые «эффект коронавируса» я ощутил на собственном бизнесе после 10 марта, когда в регионе запретили детские спортивные мероприятия. Поскольку мой хостел специализируется в том числе и на работе со спортивными федерациями, был резкий всплеск отказов от забронированных на март-апрель номеров. На возврат денег ушла существенная часть выручки. Потом ситуация нормализовалась, так как одиночные командировочные туристы в Нижний Новгород еще ездят. Корпоративные заказчики тоже, к счастью, номерами интересуются. Только эти люди спасают сейчас отрасль от полного разорения — туристов в регионе больше нет.

На данный момент загрузка хостела порядка 30-40% от всего номерного фонда. Но многие нижегородские хостелы, не говоря уже про гостиницы, находятся в куда более печальном положении. Я вхожу в рабочую группу по вопросам профилактики распространения коронавирусной инфекции и мониторинга состояния туристской индустрии Нижегородской области. И хорошо помню, как на первом нашем совещании некоторые отели признавались в рекордном падении загрузки — до 10% от номерного фонда.

Для крупного бизнеса, который вынужден платить многочисленным поставщикам и персоналу, банку, где он взял кредит, коммунальным службам — это настоящая катастрофа. Не просто работа в убыток, а тяжелейший финансовый удар.

И в ближайшее время лучше не станет. По прогнозам департамента туризма, запрет на поездки в другие страны в России сохранится около трех месяцев. Если озвучивать самый оптимистичный сценарий. Вероятно, будет хуже: «мертвый» сезон» для отельеров может продлиться шесть месяцев, а может — и год. Точно сказать сейчас, как в реальности сложится ситуация, очень сложно.

Это смертельные для отрасли сроки. Ведь основную прибыль нижегородский гостиничный бизнес получает летом, когда люди особенно охотно путешествуют, проходят все самые крупные фестивали.

И даже если границы будут открыты в мае — начале «высокого» сезона» — доходность на уровне прошлого года многие заведения не покажут. Им нужна будет загрузка под 80%, если не больше.

К тому же, есть вероятность, что люди не рискнут сразу отправляться в путешествия. И тогда гарантирую вам, что осенью многие могут объявить себя банкротами, появятся многочисленные объявления о продаже хостелов и отелей.

Пока мой бизнес окупает себя. Но я понимаю, что ситуация скоро может ухудшиться. Если завтра всю страну отправят на принудительный карантин, и поездки между регионами практически прекратятся — мне тоже придется распускать персонал по домам. В то же время, прекратить выплачивать зарплаты я не смогу.

Увы, но после шестимесячного простоя нам придется начинать бизнес с нуля: без клиентов, персонала и отработанной технологии. Уверен, большинство владельцев хостелов и мини-отелей в стране сейчас находятся в такой же неприятной ситуации.

Как можно помочь бизнесу?

Многие говорят о том, что неплохо бы перепрофилировать бизнес. Но у большинства владельцев малых предприятий на это просто нет средств. И взять их негде. Предположим, если я какое-то свое пустующее помещение в хостеле захочу превратить в офис, то должен буду вложиться в новую мебель и инфраструктуру.

Да и где во время карантина найти арендаторов, готовых платить адекватную цену за помещение? Рынок аренды тоже просел. Все ищут способы оптимизировать затраты, в том числе и на стоимости аренды. Поэтому для многих объектов размещения единственный шанс выжить — это получить помощь от государства.

У властей уже есть какие-то договоренности с аэропортами и авиаперевозчиками, но владельцы гостиниц пока не знают, какие реальные меры предпримет государство.

Сейчас в штабе мы сейчас формулируем самые необходимых меры для спасения предпринимателей. Возможно, меры эти будут различаться в зависимости от размеров бизнеса.

Например, у крупных отелей есть серьезные налоги на основные средства — недвижимость и оборудование. И они заинтересованы в том, чтобы отменить или отсрочить эти налоги. Также им хотелось бы получить отсрочки по кредитам, на которые развивается почти весь отельный бизнес. Я знаю про случаи, когда у только открытого нижегородского отеля в банке не закрыта кредитная линия до 1 млрд руб. Если несколько месяцев в этом отеле не будет гостей — это однозначное банкротство. Также отельерам нужен мораторий на коммунальные платежи. Необходимы серьезные отсрочки по налогам — не на один месяц.

Что касается малого бизнеса, то для нас критичны главным образом арендные и коммунальные платежи и заработная плата. Работаем мы или нет, затраты на коммуналку и аренду остаются, и сидящим по домам сотрудникам все равно надо платить. Тем, кто располагается на арендных площадях, предстоят тяжёлые, но жизненно необходимые переговоры с арендодателями. В некоторых случаях бизнес останется на этих площадях только при арендных каникулах на период карантина, или в других случаях надо говорить о существенном снижении арендных ставок. Также нам пригодились бы беспроцентные займы, чтобы вложиться в развитие бизнеса. Пока загрузка невелика, можно было бы отремонтировать номера, сделать их более современными. Поддерживаю и предложение Ассоциация рестораторов и отельеров временно отменить штрафы и требования тем, кто не успел установить рекламные вывески и конструкции по новым правилам.

Еще хорошо будет, если власти решат проблему с производством масок, антисептиков и санитайзеров. Сейчас все это купить можно, но по очень высоким ценам. Кроме того, ждать «покупку» придется долго. Например, маски сегодня в среднем стоят по 50 руб., а то и по 100 руб. Пытался заказать санитайзеры — все компании говорят: «заказ принимаем, но доставку обеспечим не раньше мая, вносим вас в список ожидания». И что мне делать? Ведь соблюдать гигиену и гости, и персонал хотят уже сегодня.

Резюмирую. Сейчас важно, чтобы государство как можно быстрее рассказало, как и в чем оно готово поддержать туристический и гостиничный бизнес. Чтобы предприниматели смогли выстроить адекватную стратегию выживания в сложившейся ситуации. Если ответа мы не получим в ближайшие несколько месяцев, то потом, может, уже и некому будет помогать. Все будут банкротами.

Но, конечно, сейчас мы все прокручиваем в голове самые негативные сценарии. Будем надеяться, что в реальности все сложится намного лучше. И при поддержке государства и кризис, и коронавирус мы переживем.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.