Елена Титова: Рынок жилья стратегическим взглядом

Генеральный директор ГК «ПРИВОЛЖЬЕ» Елена Титова рассказала о настроениях и стратегиях в профессиональном сообществе девелоперов по итогам посещения инвестиционного форума.

Обязательным условием для стратегического ориентирования в любом бизнесе является умение видеть ситуацию не только изнутри, но понимать, куда движется рынок в целом. Один из способов, безусловно - общение с коллегами. Конфиденциальной информацией и ноухау с вами не поделятся, но общие тенденции видны на поверхности.

Не так много крупных, представительных по своему составу площадок для обсуждения. Одна из них - московский инвестиционный форум Proestate.

Традиционно, вот уже 10 лет проходит он в сентябре. Форум способствует не только взаимодействию профессиональных игроков рынка недвижимости со всей страны (застройщики, инвесторы, маркетологи, аналитики), но и диалогу этого сообщества с властями (законодательной и исполнительной ветвями в частности).

В этом году мне удалось стать не только посетителем, но и спикером на деловом бранче “Девелопмент в регионах”. Так чем полезным можно поделится с нижегородскими коллегами, чем живёт и дышит рынок недвижимости сейчас?

Приоритет в сессиях был, безусловно отдан жилью. В кризис инвестиции в коммерческую недвижимость снизились до минимальных значений.

Ситуация в каждом регионе своя, но можно выделить общие тренды и проблемы:

  • Снижение платежеспособного спроса. В 2015-2016 году был эффект от его стимулирования ипотекой с господдержкой, но с 2017 года принято решение данную практику отменить, в связи с общим снижении стоимости кредитов для населения (за счёт уровня ключевой ставки)
  • «Драматичное» состояние в кредитование отрасли. Кредиты под строительство получать всё сложнее. Банки при финансировании жилой недвижимости по проектам смотрят на устойчивость модели к изменению цен на 20%
  • Рост задолженности застройщиков перед банками.
  • Доходность девелоперов снизилась, и в ряде случае. Скорее сейчас можно говорить о ликвидности и ее сохранении. Говорить о дополнительной доходности не приходится.
 

В целом, рынок заметно уменьшился в объёмах. Это негативная новость для экономики в целом, т.к. строительный рынок составлял до половины всего рынка инвестиций в стране. Впрочем, это было заметно даже в количестве посетителей и экспонентов в сравнении с прошлыми годами. Не все компании, даже крупные и с историей пережили новую экономическую реальность. Наиболее устойчивыми оказались застройщики, занимающиеся малоэтажным строительством.

КОТ и социальная инфраструктура

Сейчас, говоря о проектах жилой недвижимости, прежде всего подразумевают комплексное освоение территории (КОТ). И это основной тренд. Московский регион и практически все крупные российские города в последние 5-7 лет застраиваются микрорайонами, размерный ряд земельных участков которых от 20 до 500 Га и более.

Возводить такие проекты без социальной инфраструктуры, рабочих мест и прочих точек притяжения бессмысленно.

Кстати, вопрос строительства социальной инфраструктуры по-разному решается в разных регионах. Это обусловлено состоянием экономики региона и местным законодательством. В Москве, например, сложившаяся практика - социалку строит застройщик. Более того, девелоперы зачастую испытывает ряд трудностей, чтобы передать потом построенные школы и детские сады на баланс города. Поэтому зачастую строятся даже частные школы (сотрудничают на этот счёт с университетами).

Регионы

Кроме стандартного набора инфраструктуры и “уникальных торговых предложений”, всё большее значение приобретает умение девелопера создавать атмосферу. Кстати, не всегда критерием успешности являются возможность вкладывать в проекты большие бюджеты (этим “страдает”, например, рынок Московского региона). В конкуренции за покупателя гораздо креативнее действуют провинциальные рынки. Не удивительно, ввод площадей на душу населения у них, зачастую в 3-5 раз выше московского. Ведущие в этом вопросе Екатеринбург, Питер, Тюмень, Краснодар. Много интересных и креативных идей у девелоперов этих регионов. Меньшие финансы вынуждают регионы быть более изобретательными.

Особенности рынка

Ориентация на конечного покупателя. Причём этот покупатель, в большинстве своём, человек семейный. Растёт спрос на 2,3 комнатные квартиры. Студии постепенно теряют свои позиции наиболее продаваемого жилья. Связано это также с тенденцией ухода с рынков инвестор. Даже в Москве, по мнению профессионального сообщества, этот сегмент покупателей теперь не выше 10%.

Энергоэффективные дома. Тренд, не проявленный пока на нижегородском рынке. Между тем, с уровнем цен, вопрос снижения стоимости эксплуатации становится всё более актуальным. По некоторым опросам до 60% потенциальных покупателей считают данный параметр важным при выборе жилья

Нижегородский рынок

Ситуация на нижегородском рынке, по нашим оценкам, находится достаточно близко к “среднероссийской”

В свете общих тенденций мы выглядим так:

  • 75-90% рынка (варьируется от года к году) составляет эконом-класс. Крайне низкая доля проектов бизнес и премиум классов.
  • за счёт активно наращиваемой застройки в пригородах накапливается предложение в эконом классе. Это касается как первичного, так и вторичного рынков. В будущем, по нашим оценкам, это приведёт к снижению ликвидности такого жилья;
  • как отмечено выше, "город растет не вверх, а вширь”. Площадки с расселением (договоры развития) в городской черте осваивать не выгодно, что приводит к прирастанию города новыми территориями. При этом не снимаются транспортные и инфраструктурные проблемы.
 

Продажи

Если говорить о самом процессе продаж квартир, то он стал более долгим. Здесь имеется в виду не только увеличение срока экспозиции. Прежде всего, это относится к самому процессу выбора, принятия решения клиентом. Передовые девелоперы уже поняли, что клиента важно не просто комфортно обслужить. Важно длительное время заниматься его “формированием”.

Что касается технологий продаж, то к моему приятному удивлению наша компания «впереди планеты всей» с разработками активных продаж с использованием техники коучинга. Также необходимо постоянная поддержка, общение с клиентом на всём длительном пути принятия решения. У нас в компании форсирующими сервисами для клиента являются «Школа покупателя жилья» и «Диагностика покупки». (Период регулярных консультаций клиента доходит до 1 года).

В кризис возможно наибольшее значение обретают партнерские отношения, умение взаимодействовать. других регионах, где рынки высококонкурентны, роль аутсорсинга в продажах возрастает. Девелоперы, как правило, более лояльны к сотрудничеству с помощниками по продажам. Через агентства продаётся 70-80% квартир.

Подводя итог, можно выделить следующие рекомендации от специалистов "Приволжья":

По стратегии инвестирования в проекты разного класса:

Создание большего уровня комфорта и сервиса для потребителя при сохранении того же бюджета. Эконом-класс в его чистом аскетичном виде постепенно будет уходить в прошлое. Комфорт-класс стоит рассматривать как наиболее приоритетное направление для инвестиций.

Основной потребитель на рынке жилой недвижимости, это семейный «конечный» покупатель.

По технологии продаж:

  1. Повторные продажи. Девелоперам стоит поддерживать отношения с потребителем и после сдачи дома в эксплуатацию. В крупных, долгосрочных проектах микрорайонной застройки т.н. повторные продажи достигают уровня 20%.
  2. Создание сервисов "формирующих" клиентов. В среднем клиент принимает решение по недвижимости от 3 до 8 мес.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.