Экономический драйв Нижегородской области
Сверхдинамичные компании Нижегородской области прочно обосновались в строительстве, продуктовом ритейле и ИТ. Буквально в спину им дышат электротехнические компании и химическая промышленность.
В других секторах расти так быстро пока не получается.
Ежегодно «Деловой квартал» составляет рейтинги и рэнкинги крупнейших региональных компаний. В этом спецпроекте редакция «ДК» проанализировала данные делового сезона 2011 — 2012 гг. и определила 30 наиболее динамично развивающихся предприятий в посткризисных условиях. Примечательно, что каждую компанию представляет человек, который стоит за этим процессом и отвечает на вопросы, за счет чего ему удается сохранять положительную динамику, как он формирует и мотивирует команду, в чем секрет успешного управления.
Для всех отраслей был определен порог вхождения в категорию крупнейших компаний по финансовым показателям. Ограничения для промышленного производства составили от 2 млрд руб., для строительных компаний — 0,5 млрд руб., инфраструктурные компании — от 3 млрд руб., производители продуктов питания и предприятия розничной торговли— от 1,5 млрд руб., провайдеры — от 1 млрд руб. (с долей ШПД от 10%), от 0,4 млрд руб., электротехнические компании — от 0,1 млрд руб.
Главный тренд, выделенный аналитической группой «ДК», связан с тем, что лидеры представленных рынков по объему выручки зачастую оказываются в середине рейтинга «Драйверов года». По словам управляющего партнера Приволжского регионального центра КПМГ Андрея Гричука, все компании в ходе своего развития переживают определенные этапы. Естественно, что на начальном этапе они имеют более высокую динамику развития как по количеству персонала, так и по темпам прироста выручки. «Ситуация может быть объяснена тем фактом, что на каждом рынке и в каждой отдельной отрасли существуют свои тенденции в темпах роста компаний. По достижении зрелости организации, уже занимающие значительную долю рынка, продолжают показывать большую выручку, однако темпы роста снижаются по сравнению с молодыми компаниями среднего эшелона, которые еще не достигли данного этапа в своем развитии», — комментирует он.
Самая высокая динамика среди исследуемых отраслей принадлежит строительным компаниям. Эксперты связывают это с тем, что отрасль набирает обороты после кризиса на отложенном спросе и потребности в жилых и коммерческих площадях. В частности, компании активно вводят ранее замороженные проекты и встраиваются в государственные программы. За 2011–2012 гг. на строительном рынке появились два лидера — СК «Стиль‑Т» с динамикой 314% и «Строймост» с ростом на 113%».
Меньше всего последствия кризиса ощутили компании, реализующие продукты питания. Причем явный лидер рейтинга «ТОП‑7 компаний розничной торговли» ООО «Сладкая жизнь‑НН» по динамике развития сдает позиции компаниям «АМИКО» и «Копейке — Поволжье», которые по объему выручки за 2011 г. она оставила далеко позади.
Системные интеграторы по общей динамике отстают от продуктового ритейла всего на 0,2%. Их средний показатель роста составил 152,2%. С ростом в 234% лидирует в совей отрасли КРОК Поволжье / МАЙ ЦКТ / Complex Software Group. За ним с показателями в 148%, 129% и 125% следуют «Микротест», компания «Сонет»* (в составе ГК «Апрель»), ЗАО «Энвижн Груп» «Энвижн‑Волга» — филиал в Нижнем Новгороде и «Эр‑Стайл Волга интеграция». Такие серьезные проценты прирост аналитики связывают с возросшим после кризиса интересом к внедрению систем оптимизации производства и новых продуктов, например, перехода на облачные технологии. По словам директора филиала ЗАО «Энвижн Груп» в Нижнем Новгороде «Энвижн‑Волга» Михаила Кузнецова, будущее ИТ‑рынка непосредственно связано с экономикой России: экономический рост в стране будет способствовать динамичному росту и развитию ИТ‑индустрии. В ближайшие два-три года российский рынок ИТ сильно изменится. «Причем уже сегодня на первый план выходят принципиально новые решения, такие как корпоративная мобильность, «облачные» вычисления, технологии обработки неструктурированных и больших данных (BigData) и другие. Решающими факторами становятся время обработки данных и время получения отдачи от поставленных перед ИТ задач. Компания, которая успеет первой отреагировать на требования рынка, получает большую его долю».
Безусловным лидером по динамике развития среди электротехнических компаний является «Атон» с показателем в 367%. Ближайшего конкурента ООО «ТСН‑Электро» он опережает практически в два раза.
Такая же ситуация наблюдается среди производителей продуктов питания. Лидером с приростом в 138% по отношению к 2010 г. выступила ООО «Птицефабрика «Павловская», которая по совокупной выручке находится лишь на 10-м месте ТОП‑11 производителей продуктов питания, уступая шесть позиций ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» и ООО «Мясокомбинат «Ильиногорское».
Драйвером года среди региональных банков по процентному доходу выступило ЗАО «Волго‑Окский коммерческий банк». Динамика его роста составила 121%. ОАО «КБ «Ассоциация» показал рост по сравнению с 2010 г. на 119%. Динамика лидера банковского рейтинга — ОАО «АКБ Саровбизнесбанк» — составила 104,3%, ОАО «НБД‑Банк» увеличил показатели на 104,2%.
По количеству проданных автомобилей в ценовом сегменте свыше 2,5 млн руб. за 2011 г. лидирует компания «Агат». Однако ей удалось занять лишь третье место в рейтинге драйверов после ООО «АвтоКлаус Центр» и компании «Нижегородец». «Агат» показал прирост на 129%, в то время как у лидера он составил 163%. А монобрендовые салоны Мерседес‑Бенц Плаза, «Автомобили Баварии» показали практически идентичную динамику в 125%. «Рынок премиум-автомобилей не упал в кризис так, как рынок автомобилей среднего сегмента. Поэтому сейчас целесообразно говорить об общем росте, вызванном стандартными факторами, такими как выход новых моделей, акциями производителей, ростом общего благосостояния», — комментирует ситуацию генеральный директор «Мерседес‑Бенц Плаза» Дмитрий Волков.
Что касается провайдеров, они показали практически равную динамику в течение года. Лидер — «ЭР‑Телеком Холдинг» — показала рост на 176%, группа МТС — на 150%, Нижегородский филиал ОАО «ВымпелКом» — на 111%, Нижегородский филиал ОАО «Ростелеком» — на 110%. По словам экспертов, объясняется такая равная динамика тем, что рынок провайдинга в Нижнем Новгороде поделен практически в равных долях между крупными федеральными игроками. А так как количество абонентов и цены на услуги примерно одинаковые, сверхприрост по совокупному обороту для одной компании показать достаточно сложно.
Единственным, кто выбивается из тренда, стал ООО «ЛУКОЙЛ‑Нижегороднефтеоргсинтез». Компания на протяжении года показала самый высокий рост среди предприятий химической промышленности, показав динамику в 154% и сохранив лидерство в отрасли с годовым объемом выручки в 320,9 млрд руб. Остальные драйверы этого сектора — ООО «Завод синтанолов», ОАО «Дзержинское оргстекло» и ООО «Корунд» — также расположились аналогично своим позициям в рейтинге предприятий химической промышленности.
Исключением из общего рейтинга также являются инфраструктурные компании: ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», ОАО «Теплоэнерго», ОАО «Нижегородский Водоканал» и ООО «Газпромтрансгаз Нижний Новгород». Все вместе они прибавили 449%. Однако, по мнению экспертов, эти инфраструктурные предприятия растут не только за счет грамотно выбранной стратегии управления или сильного менеджерского состава, но и благодаря государственной политике повышения тарифов.
Екатерина Мясникова