«Дружите с бывшими. Обиженные сотрудники теперь ходят не только в налоговую, но и в ОБЭП»
«В нашей стране никто не может дать 100% гарантии, что вы не попадете под прицел ФНС, поскольку отсутствует стабильная налоговая база и прецедентная система правосудия», — Ксения Фролова.
Управляющий партнер НПК «СТАТУС» Ксения Фролова в своей колонке для NN.DK.RU рассуждает о том, какие ошибки чаще всего допускают компании, проводя налоговую оптимизацию.
— Арбитражная практика показывает, что компании совершают множество ошибок при внедрении схем налоговой оптимизации. Но я не наговариваю на главных бухгалтеров и финансовых директоров: штатные сотрудники слишком загружены, чтобы проанализировать от начала и до конца судебные решения, а затем сопоставить их и сделать выводы. А ФНС таким положением дел с успехом пользуется.
При внедрении налоговой оптимизации или каких-то отдельных инструментов налоговой экономии я советую предусмотреть несколько факторов:
- Деловая цель — та нить, с которой все должно начаться. Всегда должно быть четкое обоснование, зачем и почему вы что-то сделали. Не для того чтобы оптимизировать налоги, а для того чтобы оптимизировать бизнес-процессы, финансовые процессы и т. д.
- Подготовка сотрудников. Когда система оптимизации разработана, необходимо подготовить сотрудников. Если рассмотреть как инструмент оптимизации дробление бизнеса, то сотрудники должны знать, где они работают, кто их руководитель. Готовьте сотрудников, пишите им инструкции, как вести себя на допросах, какую информацию предоставлять, устраивайте стресс-тесты, проводите обучение.
- Добрые отношения с бывшими. Самое слабое звено в любой системе — люди. И с бывшими сотрудниками желательно дружить. Да, бывший сотрудник бывает неправ, руководителю приходится нести денежные потери. Но если они в пределах разумного, стоит пойти навстречу, чтобы не столкнуться с негативными последствиями. Обиженные на вас сотрудники пойдут в трудовую инспекцию, налоговую, уже даже в ОБЭП приходят. Поверьте, ваши сотрудники становятся все более грамотными.
- Первичная документация. Первичные документы всегда должны составляться в отчетный период (это аксиома!), никогда не оставляйте подготовку документов на поздний срок. Руководитель зачастую говорит: «Придет время отчетности, что-нибудь придумаем, сядем, оформим». Но документация должна составляться именно в те периоды, когда происходят сделки. Как часто бывает? Что-то придумали, это работает, приходит налоговая проверка — документов нет. Компании начинают делать эти самые документы задним числом. Но налоговая тоже неглупа — они отправляют документы на экспертизу, которая сразу покажет, что документы сделаны не в те сроки, когда происходили сделки. Умельцы уже додумались состаривать документы. Но и на это экспертиза тоже дает ответ: «К документам применены средства искажения».
- Готовьтесь к сложным моментам заранее. Составляйте брачные контракты, формируйте судебные прецеденты вовремя, а не когда перед вами лежит решение о проведении выездной налоговой проверки.
Отдельно хотелось бы остановиться на разводе между супругами с целью защиты своего имущества. Расскажу о двух кейсах.
Владимир и Ольга выбрали для защиты своего имущества развод. Бизнесом занимался муж, в случае чего субсидиарная ответственность грозила бы именно ему. Поэтому активы решили переводить на жену. По обоюдному согласию Владимир оставил за Ольгой право собственности на квартиру (рыночная стоимость около 20 млн руб.), а себе взял автомобиль (около 1,7 млн руб.) К сожалению, суд не оценил его джентльменский поступок. Сделка была признана неравноценной, и в итоге управляющий ее оспорил. Вывод: чтобы этот способ сработал, соглашение должно быть составлено заранее и грамотно.
Игорь и Елена так и сделали. Они оформили развод, подписали соглашение о разделе имущества и алиментное соглашение. Все документы были составлены как надо. Вот только после этого экс-супруги продолжили жить в той же квартире, что и до развода, ездить на той же машине и размещать в соцсетях совместные фото. И снова циничный управляющий не оценил высокие отношения и подал на оспаривание сделок по их фиктивности.
- Налоговые схемы, которые вы используете, должны быть законными. Они могут быть типичными, спорными, но главное — законными, потому что применение таких схем при грамотном подходе всегда можно обосновать проверяющему.
- Подтверждайте выбор своих контрагентов документами. Формируйте пакет документов, ведите деловую переписку, проводите тендеры, рабочие совещания с протоколированием принятых вопросов и т. д. И это касается не только тех компаний, в которых вы сомневаетесь, а общей массы — из 100% хотя бы 60%. Иначе вы сами приносите налоговикам информацию на блюдечке: у меня здесь не очень хорошие контрагенты, вот папочка, берите и проверяйте.
- Информационная безопасность. Каналы по передаче информации должны быть зашифрованы, места хранения баз должны функционировать удаленно, IP-адреса ваших юридических лиц должны различаться. Настоятельно рекомендую владельцам малого и среднего бизнеса: не храните всю свою подноготную в соседнем кабинете.
- Считайте ваши финансы и факт полученной экономии от внедренной налоговой оптимизации, чтобы не было мучительно больно от потраченного времени и нервов.
- Непродуманная заранее система оптимизации, схема дробления может повлечь за собой очень серьезные проблемы:
- Неправильный выбор организационно-правовой формы. Вместо ИП создали ООО.
Последствия: проблемы с выводом чистой прибыли, сложный документооборот, невозможность использования спецрежима, льгот по страховым взносам, завышенные налоги и т. д.
- Осуществление видов деятельности, не указанных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Последствия: доходы обложили по ставке 13% НДФЛ вместо 6% на УСН.
- Не указали в патенте еще одну деятельность.
Последствия: лишились применения льготных тарифов по страховым взносам.
- Организация начала новую деятельность, но не указала ее в ЕГРЮЛ.
Последствия: споры с налоговиками, проблемы с клиентами. Информация находится в открытом доступе, и если коды ОКВЭД не будут соответствовать заявленной вами деятельности, вашу компанию сочтут неблагонадежной и сделка не состоится. Особенно это относится к госконтрактам.
- Неверно выбранная система налогообложения. Вместо УСН выбрали ОСНО или вместо Патента – УСН (неверно выбран налоговый режим).
Последствия: переплата по налогам (а хотели ведь сэкономить)
- Неправильно оформили сотрудника, неправильно указали зарплату.
Последствия: хаотичное снижение и повышение зарплаты, проблема с налоговой, вызов в трудовую инспекцию по средней зарплате по вашей отрасли. Как следствие — санкции и увеличение налогов.
- Отсутствие четкого плана действий при внедрении способов снижения налогов (оптимизации).
Здесь собственник допускает ключевую ошибку. В погоне за моментальной экономией используются широко известные способы снижения налогов. Применяются все методы сразу.
Создается фиктивный документооборот, который подразумевает фиктивную сделку, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком.
При этом фиктивная сделка может быть заключена как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированными лицами.
Тем самым предприниматели попадают в ловушку и рискуют быть обвиненными в достижении единой цели: снижение налогов в связи с искажением фактов о финансово-хозяйственной деятельности.
Обращаясь к нам, предприниматели часто хотят 100% гарантии. Но в нашей стране такую гарантию не может дать никто, поскольку отсутствует стабильная налоговая база и прецедентная система правосудия. Некоторые еще думают, что быстрее и дешевле «договориться» в налоговой. Это не так. Вашего знакомого коррупционера-налоговика могут внезапно снять, а вы попадете под внезапную налоговую проверку. Кроме того, вы рискуете быть привлеченным за дачу взятки, что грозит сроком до 12 лет.