Домашняя компания

НСС начала свою экспансию в Поволжье намного позже «большой тройки» — в декабре 2007 г. Компания объединила под своим брендом шесть поволжских сотовых операторов — в Пензенской и Саратовской облас

Компания НСС начала развивать свою региональную сеть всего пару лет назад. Но планы компании амбициозны — занять 20% рынка в регионах присутствия. В первую очередь — за счет агрессивной ценовой и маркетинговой политики.

Михаила Петрова

НСС начала свою экспансию в Поволжье намного позже «большой тройки» — в декабре 2007 г. Компания объединила под своим брендом шесть поволжских сотовых операторов — в Пензенской и Саратовской областях, республиках Чувашия, Татарстан и Мордовия. В ближайшее время к НСС присоединится еще одна компания — ЗАО «Ульяновский GSM»: к декабрю 2009 г. закончится юридическое оформление всех документов. Результатом экспансии стало успешное приращение абонентской базы оператора (рост в 2008 г. на 16%), увеличение доходов и чистой прибыли.

Остаться своим для каждого
Сейчас НСС расшифровывается как «Наша сотовая связь» — без привязки к определенному региону. Раньше аббревиатура читалась по-другому — Нижегородская сотовая связь. Оператор начал работать на нижегородском рынке в 1995 г. Почти пятнадцать лет локальному игроку удается сохранить на нем лидирующие позиции, даже после прихода федеральных конкурентов.
У нижегородцев НСС ассоциируется с «домашней компанией». Многие из ее корпоративных клиентов выросли вместе с ней, превратившись из небольших предприятий в игроков федерального уровня. «Об НСС можно было бы сказать — «где родился там и пригодился». Однако для успешной компании выход на новые рынки неминуем. Кроме того, все больше наших корпоративных клиентов открывали филиалы в соседних регионах. Им нужна была качественная связь. Наша экспансия оказалась для них весьма кстати», — вспоминает генеральный директор НСС Михаил Петров.
НСС — 100-процентная дочка ОАО «Волгателком», которой принадлежали пакеты акций сотового бизнеса в регионах — 30% «Чувашии-Мобайл», 40% — «Пенза Мобайл», 50% — «Саратов-Мобайл». Акционер НСС довел свою долю в этих активах до 100% и объединил их на базе НСС. Помимо дочерних сотовых компаний «Волгателком» приобрела операторов в Республике Мордовия — «РТКОМ», и в Татарстане — компанию ««Татинком». По словам Михаила Петрова, главной задачей НСС после объединения было сделать так, чтобы ни абоненты, ни люди, работающие в компаниях, не почувствовали дискомфорта. «Все знают, как это бывает: меняется собственник, за ним топ-менеджмент, рушатся выстроенные бизнес-процессы в компании. Дальше — хуже, — замечает Михаил Петров. — Мы прекрасно понимали людей, которые боялись лишиться своей роли в компании, людей, привыкших видеть результаты своего труда. В какой-то момент мы смогли представить себя на их месте, и это помогло нам избежать возможных ошибок».
Руководство НСС постаралось по максимуму сохранить дух и культуру в новых активах. Не ставили у руля «своих», увольняя работников. Для сотрудников приобретенных операторов ничего не поменялось. «Сохранение самостоятельности компаний — это был первый основополагающий момент для нас. Второй — мы не уменьшали зарплаты сотрудникам, наоборот, увеличивали. При этом мы, не нарушая самобытности компаний, передавали регионам новый опыт — тот, который был у нас», — рассказывает г-н Петров.
Такая тактика не замедлила дать результаты. Положительные. Филиалы НСС в регионах стали бурно развиваться. Два из них — в Казани и Мордовии — уже вышли на окупаемость. «В Татарстане НСС принадлежит около 17% рынка. Мы работаем с рентабельностью 40%. Это очень здорово для локального оператора, вышедшего на высококонкурентный рынок последним», — считает Михаил Петров.
Кризис помогает росту
Для увеличения базы в регионах НСС вывела на рынок несколько тарифных планов, существенно отличавшихся по цене от уже имеющегося предложения. Михаил Петров: «Ценовое лидерство — наиболее эффективный интрумент для оператора, который выходит в регион последним. Не менее важно не обмануть ожидания: если ты перекупил абонента и на этом успокоился, перестав обращать внимание на его потребности, — не стоит ждать никакой лояльности и хорошего отношения».
Чтобы подкрепить низкие тарифы хорошим качеством связи, НСС в каждом из регионов инвестировало в строительство базовых станций. «Наши капитальные затраты в целом и обеспечивают нам возможность лидировать в ценовом предложении. Мы покупали оборудование позже, чем наши конкуренты, и значительно дешевле. В мировом масштабе развитие сетей GSM достигло своего пика. И чтобы поддержать объем продаж, производители продавали нам оборудование с существенными скидками —20-40%. Удалось нам сэкономить и за счет эффекта масштаба — мы закупаем оборудование сразу на все регионы нашего присутствия. В результате мы смогли добиться низкой себестоимости услуг», — рассказывает г-н Петров.
За 2008 г. количество станций НСС приросло более чем на 40% — с 1700 до 2400. За 12 месяцев кризисного 2009 г. НСС установит около 320 базовых станций. Локальный оператор и дальше планирует расширять свою сеть. Михаил Петров: «Кризис играет нам на руку. Сейчас затраты идут в основном на стройку — большинство контрактов на поставку оборудования мы оплатили еще в конце 2008 г. А сегодня стоимость строительных материалов снизилась. В итоге затраты на возведение базовых станций сократились на 10-13%. Для компании, у которой есть собственные средства, сегодня строить выгоднее, чем когда бы то ни было».
Особенности национальной связи
Маркетинговая стратегия компании отличается от стратегий других участников рынка. В отличие от них, компания реализует мультимарочную стратегию, когда под основным брендом существуют еще несколько самостоятельных продуктовых марок. Михаил Петров: «Наша первая региональная марка  — ON — разрабатывалась специально для запуска сети в Татарстане. Кампания была креативной и агрессивной — того требовали наши цели: в первую очередь, привлечь себе молодежь от 14 до 23-25 лет. Одни слоганы чего стоили: «ON идет», «Все в ON». Правда, в одном регионе чуть не случилось, «ON прошел мимо» (смеется)».
Затраты на рекламу в НСС считают по принципу: «столько, сколько нужно — ни больше, ни меньше». Михаил Петров: «Дорогая реклама не всегда эффективна, а иногда и действует раздражающе. Поэтому важно, не сколько стоит рекламный ролик, а то, что за ним стоит».
Доступность тарифного плана и простота рекламируют сами себя. «Сарафанное радио» работает только так — особенно в республиках. При выходе в Татарстан хотели для того, чтобы быть ближе к народу, делать рекламу на национальном языке. Правда, когда получили перевод, не рискнули: слоган «ON здесь», к примеру, звучал как «ОN манда»!
Однако тема национального языка не была забыта. «Одной лишь ценой клиента не удержать, — считает г-н Петров. — Главное, что привлекает абонентов, — человеческое отношение». Сейчас в некоторых республиках обслуживание ведется как на русском, так и на национальном языке. А ко всем клиентам НСС даже автоинформатор обращается по имени-отчеству.
В следующем году НСС рассчитывает занять около 20% рынка Поволжья. Инструменты для этого есть. За 2009 г. НСС выступила уже с несколькими маркетинговыми инициативами: весной предложила корпоративный тариф, который позволяет сократить издержки на мобильную связь, в некоторых случаях до 40%; летом НСС вывела на рынок разговорную карту, по которой можно совершать звонки на любой номер региона по низкой цене. Совсем свежее предложение — нулевая стоимость звонков внутри всей сети НСС для абонентов одного региона. Михаил Петров: «У нас еще много идей и мы намерены их реализовать. Для начала в следующем году обновим все наши тарифные предложения». Не исключают в НСС и возможности стать по-настоящему федеральной компанией. Группа «Связьинвест».,в которую входит основной акционер НСС «Волгатеком», давно вынашивает планы по созданию четвертого национального оператора сотовой связи.
Алиса Егорова

ЗАО «НСС» в цифрах
1995 г. —
год основания.
100% акций
компании владеет ОАО «ВолгаТелеком».
1-й
мобильный GSM-оператор в России.
6 регионов присутствия:
Нижегородская, Пензенская, Саратовская области, Республика Мордовия, Чувашская Республика и Республика Татарстан.
2,7 млн чел. —
абонентская база компании
4,893 млрд руб. —
выручка компании в 2008 г.
882 224 тыс. руб. —
чистая прибыль компании в 2008 г.
36% —
операционная прибыль в 2008 г.
Источник: данные компании
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.