Дмитрий Ткаченко, Максим Горбачев:«Человек, который отказывается от отката в 5000 руб., полмиллиона возьмет без угрызений совести»

Решив привлечь к себе внимание на одном из общероссийских фестивалей бизнес-тренеров, ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО и МАКСИМ ГОРБАЧЕВ выступили с докладом на тему откатов в отечественной экономике. Интерес к пр

Побороть в России высокий уровень коррупции в ближайшее время вряд ли удастся. Осознав это, два ростовских консультанта — Максим Горбачев и Дмитрий Ткаченко — предложили подойти к явлению рационально: раз уж откаты дают и берут, значит, надо учиться грамотно это делать. И разработали тренинг по «откатингу». Спрос на их семинары оказался настолько высок, что ростовчанам пришлось переехать в Москву — поближе к основным клиентам.
досье
Дмитрий Ткаченко
Независимый тренер-консультант, член клуба бизнес-тренеров (Москва).
Образование:
1999 г. — ЮФУ (РГУ), специальность — «Психология»;
2002 г. — ЮФУ (РГУ), специальность — «Юриспруденция».
Карьера:
1999–2001 гг. — ООО «Оптима», начальник отдела продаж и аренды;
2001–2002 гг. — ООО «Роспромснаб», начальник отдела сбыта;
2002–2004 гг. — ООО «РГЭУ-ЦНИиК», тренер-консультант;
с 2004 г. — независимый тренер-консультант.
Соавтор книг «О.Т.К.АТ. — Особая Техника Клиентской АТтракции», «Переговоры об откате», «Разведтехнологии в продажах», «Эксплуатация торгового персонала».
Входит в десятку лучших тренеров России в сфере продаж по рейтингу журнала «SALES BUSINESS / Продажи».

досье
Максим Горбачев
Независимый тренер-консультант, член клуба бизнес-тренеров (Москва).
Образование:
1999 г. — ЮФУ (РГУ), специальность — «Психология»;
2003 г. — ЮФУ (РГУ), специальность — «Юриспруденция».
Карьера:
1998–1999 гг. — ЗАО «Айпара», менеджер по продажам;
1999–2001 гг. — ООО «Аппарель», замдиректора по коммерческим вопросам;
2001–2002 гг. — ОВС «Содействие», замдиректора по развитию;
2002–2004 гг. — ООО «РГЭУ-ЦНИиК», директор;
с 2004 г. — независимый тренер-консультант.
Соавтор книг «О.Т.К.АТ. — Особая Техника Клиентской АТтракции», «Переговоры об откате», «Разведтехнологии в продажах», «Эксплуатация торгового персонала».
Входит в десятку лучших тренеров России в сфере продаж по рейтингу журнала «SALES BUSINESS / Продажи». Какие рынки в России наиболее коррумпированы?
Может ли откат быть полезен компании?
Как и сколько платят за принятие нужного решения?

Решив привлечь к себе внимание на одном из общероссийских фестивалей бизнес-тренеров, ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО и МАКСИМ ГОРБАЧЕВ выступили с докладом на тему откатов в отечественной экономике. Интерес к проблеме, о которой обычно предпочитают не говорить вслух, в том числе и консультанты, превзошел все ожидания ростовских тренеров. Недолго думая, Дмитрий и Максим за пару месяцев написали книгу «О.Т.К.АТ. — Особая Техника Клиентской АТтракции», которая за год с небольшим была выпущена тиражом 12 тыс. экземпляров и продолжает переиздаваться и продаваться.

Затем на ее основе был разработан первый в стране тренинг по откатам. «Он появился не сразу после книги, — вспоминает Дмитрий Ткаченко. — Поначалу нас просили рассказать, как правильно себя вести с откатами, на обычных тренингах по продажам. Постепенно этот блок общения со слушателями разрастался, и наступил момент, когда он вырос в отдельный самостоятельный тренинг, где рассматриваются технологии того, как откаты грамотно давать и как компании бороться с коррупцией в своих рядах». «Наверное, это логично, — добавляет Максим Горбачев. — Просто заявить: «Здрасьте! Мы вот готовы проводить тренинги по откатам!» — было бы глупо. Большая часть людей просто не понимала бы суть предложения и причин, по которым надо платить за такое обучение. Благодаря книге потенциальные заказчики тренингов увидели, какие знания, навыки и практическую пользу они могут получить от нас».

Откаты уходят в прошлое на высококонкурентных рынках

Однажды Максим Горбачев и Дмитрий Ткаченко проводили мастер-класс по откатам. На площадке оказался один из ино­странных гуру. Прослушав их выступление, в кулуарах он заметил, что если бы такие тренинги проводились на Западе, то у всех участников поотбирали бы лицензии. В России же откат, по мнению Максима и Дмитрия, — привычное явление, пагубность которого вроде бы все понимают, но продолжают брать и давать. И говорить о нем законодательно не запрещено. Тем более, считают Горбачев и Ткаченко, откат — один из самых эффективных методов продаж в современном российском бизнес-сообществе.

«Деловой квартал»: Неужели откаты — неотъемлемая часть бизнеса только в нашей стране?

Максим Горбачев: На самом деле многие западные компании прекрасно осознают, что откат — это полноценный маркетинговый инструмент, и успешно его применяют. Только называется он у них по-другому — kickback, своеобразный легальный бонус. Могу привести пример c Microsoft, чтобы было понятнее. Представители этой корпорации разослали IT-директорам крупных российских компаний — потенциальных клиентов письма с таким содержанием: «Приглашаем вас принять участие в бонусной программе Microsoft». Для этого IT-директору необходимо зарегистрироваться на специальном сайте и ознакомиться подробно с условиями акции. Письма шли на личный e-mail тех IT-руководителей, которые имели большой парк компьютеров и не использовали при этом лицензионный софт. Суть бонусной программы заключалась в следующем — за каждый купленный комплект программного обеспечения шел определенный накопительный балл. За баллы можно было получить вознаграждение — подарочный сертификат сети магазинов «МИР». Руководство ничего не знало о том, что за приобретение лицензионного ПО их IT-директора получали какие-то бонусы. Но в итоге большая часть этих компаний стали клиентами Microsoft.

ДК: Но ведь способ, который использовала Microsoft для увеличения продаж, скорее стимулирование, чем откат

Дмитрий Ткаченко: Если руковод­ство знает о таком стимулировании, то вы правы, а вот если не знает, то, увы, это по всем признакам откат. По-хорошему, IT-директора должны были сообщить руководству о возможном бонусе и приобретенный сертификат на покупку бытовой техники отправить на баланс своей фирмы.

ДК: Получается, что на Западе откат — все же исключение, а в России — правило?

Д.Т.: Начиная еще с допетровских времен существовала традиция, что чиновнику вообще не платили жалованье, он жил на те средства, которые ему приносили люди. Сейчас у нас в стране откатами болеет практически весь сегмент среднего менеджмента — кто-то что-то не доносит, кто-то что-то недозакупает. Да, конечно, есть сферы, где откаты уходят в прошлое. Например, на конкурентных потребительских рынках (в ритейле и т.д.), но в тех секторах российской экономики, где конкуренция низка, наблюдается высокий уровень коррупции.

ДК: То есть вы считаете, что в большин­стве случаев в отечественной практике бизнеса без откатов просто не обойтись?

Д.Т.: Основной вопрос жизнеспособности откатов — это вопрос экономической целесообразности. До тех пор, пока они способствуют продажам, их актуальность не утратится. Как только в некоторых сферах, как это мы сейчас наблюдаем в ритейле, рентабельность настолько снижается, что откаты становится невыгодно платить, нужда в них отпадает. Но в большинстве случаев откаты необходимы для полноценной работы компании. Например, по нашим данным, после публичного отказа от откатов объем продаж у ростовской IT-компании IMANGO серьезно снизился — некоторые партнеры прекратили с ней сотрудничать. Правда, потом она все же наверстала упущенные обороты.

М.Г.: Скажем так, если компания работает с госзакупками, естественными монополиями или ей приходится продавать товары ненадлежащего качест­ва и по завышенной цене, то без отката никуда. Именно в этих случаях просто необходимо задействовать личный интерес человека, принимающего решение.

ДК: Получается, что принципиальных бизнесменов в России нет?

Д.Т.: В большинстве случаев эти люди рассуждают так: «Лучше сейчас не брать — потом хапну еще больше». Даже у самого принципиального человека есть своя цена.

От откатов наверняка могут отказаться сотрудники «семейных компаний», которые не хотят воровать у своих родственников. То же самое касается и национальных компаний, поскольку они воспринимают окружающих как врагов и предпочитают не обманывать земляков.

Минимизировать откаты поможет служба безопасности поставщика

Говоря об экономической целесообразности откатного сотрудничества компании с клиентами, Дмитрий Ткаченко и Максим Горбачев в своей книге выделили так называемый АВС-анализ клиентской базы. В итоге получается следующая закономерность (см. «Статистику»). Так, группа А — это приоритетные клиенты, они составляют 20% клиентской базы, но дают приблизительно 60% объема продаж; группа B (30%) приносит 30% объема продаж, а самая большая группа С (50% клиентской базы) — только 10%.

Собеседники ДК рекомендуют прибегать к откату при работе с группой А, если формальными способами этих клиентов завоевать не получается. Откат для группы В используется, только если клиент сам поднимает вопрос или намекает. А вот для группы С откат нецелесообразен.

ДК: От чего зависит размер отката?

M.Г.: Откат привязан к ценообразованию. В конце 90-х гг. на фармацевтическом рынке цена на лекарства складывалась следующим образом: себестоимость и другие издержки на хранение, доставку, дистрибуцию и т.д. плюс стандартные 5% на откат.

ДК: Вы считаете, что существует технология грамотного предложения отката?

Д.Т.: Один из методов, который мы чаще всего предлагаем, — это использование местоимения «вы», «вас» в качестве намека. Такая форма обращения может подразумевать как лично клиента, так и организацию. В разговоре можно использовать такие двусмысленные фразы: «возможна скидка в удобной для вас форме», «мы можем предложить вам интересные способы сотрудничества». Закупщик, готовый работать по откату, тут же все понимает.

Есть еще один момент — откаты обычно не обсуждаются в кабинетах. Всегда есть некая цепочка шагов, своеобразный ритуал. Как только человек начинает поддерживать с вами двусмысленный разговор, нужно предложить проводить его до машины, выйти покурить и т.п. Если «клиент» соглашается, то, скорее всего, все получится. Вообще, по реакции на дву­смысленные фразы можно понять многое. Как вариант — все подается в виде шутки. Например, контакт наладился, и менеджер говорит: «Иван Иваныч, мне тут рассказали шутку: «Вы водку в каком виде предпочитаете: в жидком или бумажном?» Человек смеется, значит, надо уводить и договариваться. Если реакция негативная — нужно свести разговор об этом на нет.

М.Г.: Также можно использовать схему «прикормки»: приходит продавец и дарит маленький-маленький подарочек. Праздников, к которым можно приурочить тот или иной подарок, в нашей стране много. В следующий раз продавец приносит закупщику подарочек подороже и т.д. А в канун очередного праздника приходит и просто говорит: «Марь Иванна, сегодня забегался, не знал, что вам выбрать, поэтому вот принес сумму для того, чтобы вы сами что-нибудь себе купили». А в следующий раз делается уже прямое предложение: «Давайте 5% от сделок я буду просто каждый месяц заносить?»

ДК: Можно ли сократить затраты на откаты?

Д.Т.: По этому поводу есть много интересных примеров. В одной из крупных компаний на юге России так повелось, что менеджеры сами давали откаты клиентам. Руководство приняло решение: начиная со следующего месяца деньги разносит руководитель службы безопасности. Менеджеры взвыли: «С нами больше никто работать не будет, это отпугнет клиентов. Считайте, что объем продаж упадет практически до нуля уже в ближайший месяц». Все оказалось с точностью до наоборот: объем продаж на следующий месяц не изменился вообще. А вот объем откатов снизился в два раза. При этом возникали даже такие ситуации, когда клиенты сами возвращали часть от суммы отката!

Откаты уменьшают маржу компании

Дмитрий Ткаченко и Максим Горбачев подчеркивают, что откат — это инструмент, которым пользоваться может далеко не каждый. Если менеджеры отдела продаж не владеют базовыми навыками, но их уже обучили работе с откатами, может возникнуть ситуация, когда продавать традиционными способами они просто перестанут, полагаясь исключительно на этот инструмент.

Д.Т.: Если менеджеры не умеют продавать, учить их технике отката — это все равно что дать обезьяне гранату. Даже в тех ситуациях, когда можно было продать, воспользовавшись обычными способами, они начинают давать откаты. В результате маржа со сделок падает, а аппетиты заказчиков растут. Но в том случае, когда все способы заставить клиента приобрести товар или услугу были применены, а он никак не соглашается, стоит задуматься об откате. Лучший вариант организации откатного процесса такой: менеджер делает вид, что понимает намек, подает соответствующий знак со своей стороны и назначает встречу клиента с руководством. На этом роль менеджера должна быть исчерпана. Это идеальный вариант. Если же менеджер ведет весь процесс, то тут не исключена следующая схема: «Иван Иваныч, есть такая-то сумма, которую компания готова платить. Давайте, чтобы всем было интересно, половину — мне». И даже если выплаты денег идут через пластиковые карты, часть откатов все равно будет возвращаться менеджеру.

ДК: На своих тренингах вы затрагиваете тему этики? Ведь откат — это все-таки негативное явление.

Д.Т.: Продавцы воспринимают откаты как неотъемлемую часть бизнеса. Их задача — продавать, а не рассуждать на морально-этические темы. Свои тренинги мы начинаем со слов: «Ребята, если вы хотите увеличить количество клиентов, сделок, объем продаж — вот вам инструмент. Если же вы хотите спать спокойно, блюсти этические нормы и быть честными — пожалуйста, можете не пользоваться нашими советами. Но в таком случае некоторые секторы рынка будут для вас закрыты».

ДК: А вы помните свой первый откат?

Д.Т.: Да. У меня состоялся телефонный разговор с завхозом одной из муниципальных больниц, расположенной в 70 км от Ростова. После этой беседы завхоз поняла, что можно заработать. Она не поленилась: на служебной машине приехала в Ростов, выбрала товара примерно на 400 руб. Долго думала, сколько же заложить сверху: 50 или 70 руб. Взяла счет, поехала, оплатила и потом приехала и забрала эту несчастную закупку — на своей машине, на своем бензине!

мнение
Бороться с откатами можно итальянскими методами

Евгений Пичугин
директор ООО «МТМ»:
— Откаты, особенно на монопольных рынках, — печальная реалия нашей жизни. Как человек, как гражданин я, несомненно, против такой практики. Система, основанная на воровстве, не может быть эффективной. Порой вместо того чтобы развивать бизнес, тратишь кучу времени и сил на то, чтобы найти человека, после которого дело начнет двигаться. Однако в одиночку бороться с коррупцией невозможно. Это дело государства. Сейчас правительство предпринимает какие-то шаги, но ощутимых результатов не видно. С мнением, что в России взяточничество неискоренимо — менталитет у нас такой — я не согласен. Смогли же с этим справиться в других странах, той же Италии, к примеру. Значит, можно это сделать и у нас. Надо просто перенять уже существующий опыт. Но это дело не быстрое. Пока же некоторые вопросы приходится решать по старинке.


Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.