Как открыть хостел и не обанкротиться. Советы Дмитрия Кузина
«Кофехостел» открылся год назад, но уже успел занять свое место на рынке. Директор по гостеприимству Дмитрий Кузин рассказал DK.RU как все начиналось и почему чуть не закончилось.
DK.RU продолжает спецпроект «Хостелы Нижнего Новгорода». В первом материале DK.RU рассказал о том, с кем конкурируют нижегородские хостелы, во втором - познакомит читателей с одним из ярких игроков этого рынка.
Нижегородские хостелы конкурируют с квартирами и трехзвездочными гостиницами<<<
На нижегородском рынке хостелов сейчас работают, по разным оценкам, от 10 до 12 игроков. «Кофехостел» - пример креативного бизнеса, сделанного с душой. Но ни высокое качество сервиса, ни концептуальный подход не помогли ему уберечься от финансовых проблем. В начале апреля директор по гостеприимству "Кофехостела" Дмитрий Кузин опубликовал открытое письмо на Faсebook, в котором писал, что несмотря на все попытки удержаться на плаву, «Кофехостел» с большой долей вероятности будет закрыт. Также он предложил какому-нибудь «безумцу» инвестировать в этот проект. «Крик о помощи» не остался без ответа, Дмитрию было предложено много вариантов поддержки бизнеса. А уже 1 мая начало работу экскурсионное бюро «Очень хорошо». Это пример диверсификации бизнеса и один из инструментов поддержки «Кофехостела».
Судя по тому, что наша беседа проходит в «Кофехостеле» вам удалось решить проблему с деньгами?
Ситуация пока в процессе решения и я не могу конкретно рассказать, какой выход мы нашли. Но я могу сказать, чего не хватило нашему хостелу для того, чтобы избежать такой ситуации. Это денег: как выручки, так и первоначальных инвестиций.
С каким бизнес-планом вы открывали «Кофехостел» год назад?
Мы хотели открыть маленький-маленький хостел в центре города, мест на 20. Но когда было найдено это помещение - на Рождественской, от первоначального плана пришлось отказаться. Мы буквально влюбились в это место.
В процесс поиска пришло понимание, что открывать хостел на 20 мест – это не бизнес. Можно сказать, что мы чуть не сделали одну из самых распространенных ошибок, которую совершают начинающие предприниматели, открывающие небольшие хостелы - до 50-ти мест.
В «Кофехостеле» 76 мест, но помещение не совсем подходит под понятие «классический хостел» - здесь много неполезной площади. Увеличить площадь номеров не получится, так как здание узкое и вытянутое, и почти все окна расположены с одной стороны. У нас соотношение общей площади к числу проживающих, наверное, самое плохое из всех хостелов России.
А какие еще ошибки совершают начинающие предприниматели, которые ждут быстрого заработка от хостелов?
Как говорит наш коллега из Санкт-Петербурга Михаил Виноградов, многие молодые бизнесмены считают, что в любом хостеле есть кнопка «бабло», при нажатии на которую начинает сыпаться и шелестеть. На самом деле, уже прошли те времена, когда на 1 млн руб. в Икеа можно было купить двухярусных кроватей, взять помещение в аренду, поставить туда купленное и назвать это хостелом. Теперь люди уже стали понимать, что такое хостел. Я сразу оговорюсь – иностранцы понимают это давно, к россиянам это понимание пришло только сейчас. Многие гости, приезжающие в хостел, ожидают увидеть номер со всеми удобствами. «А где душевые? - спрашивают они. Не в номере? Странно…» Для них хостел – это гостиница 1-2 звезды.
У каждого начинающего предпринимателя свои ошибки. Но чаще всего бизнесменов объединяет непонимание того, что рынок уже давно двинулся вперед как по окупаемости, так и по стоимости оборудования.
Сколько средств было вложено в открытие хостела?
Первоначальные инвестиции составили 7 млн руб. Арендодатель предоставил нам налоговые каникулы на время ремонта в «Кофехостеле». Поэтому все инвестиции пошли в ремонт и оснащение помещения, которое было в ужасном состоянии. А нужно было инвестировать 10 млн руб. С другой стороны, 10 млн руб., инвестированные тогда, были бы не так впрок, как 3 млн руб., которые можно инвестировать сейчас.
А куда сейчас еще необходимо направить 3 млн руб.?
В дооборудование пространства гостиной, которое получилось не до конца концептуальным и не является идеальным местом отдыха наших гостей. Хотя, открою еще один секрет успешности этого бизнеса: идеально, когда гости только ночуют в хостеле, а днем в нем не находятся. А наша гостиная настраивает на то, чтобы здесь находиться и релаксировать. Таким образом, что для других хостелов не очень хорошо, для нашего хостела стало плюсом.
В ходе ремонта мы насовершали ошибок с сантехникой, на исправление которых сейчас тоже нужны деньги. Кроме того, необходимо дооборудовать комнаты, сделать в коридоре бесшумный пол, поставить профессиональные гостиничные двери.
Мы постараемся сделать так, чтобы гости, приезжающие в хостел, понимали, что о них позаботились максимально полно. В силу того, что в хостеле есть недоработки, многие проблемы приходится решать через сервис. Когда недоработок будет меньше, я не думаю, что сервис станет хуже, тогда все станет совсем замечательно.
Чтобы поправить финансовую ситуацию, вы не пробовали обратиться за поддержкой к властям, встроиться в какую-нибудь городскую или областную программу?
Целей встраиваться в реализуемые городом или областью программы поддержки у нас нет и не было. Кроме того, если говорить о гостиничном бизнесе – мы ни под одну программу не подпадаем.
Давайте перейдем от частного к общему. Как вы оцениваете насыщенность рынка хостелов в Нижнем Новгороде?
Если по гостиницам есть какие-то стандарты, соответственно, можно приблизительно представлять ситуацию – достаточное ли их количество или избыточное, то по хостелам государственного стандарта нет. Сейчас хостелом можно назвать все, что угодно, начиная от места, где проживают гастарбайтеры и заканчивая тем, чем хостелы являются за границей. Вот с точки зрения «нормальных» хостелов – места в городе еще достаточно. Нельзя сказать, что конкуренции нет, но конкурируют хостелы по большому счету не между собой, а с квартирами и с гостиницами 3 звезды.
Когда рынок хостелов, по вашим прогнозам, будет стандартизирован и упорядочен?
В правительстве РФ сейчас разрабатывается и скоро выйдет государственный стандарт хостелов, по которому большинство квартирных хостелов окажутся вне закона. Я считаю, что введение стандарта – момент, который положительно скажется на развитии этого рынка, несмотря на то, что приличное количество хостельеров окажется без своего бизнеса. В то же время, когда они открывали хостелы в квартирах, они, скорее всего, задумывались о том, что поступают не совсем правильно. Ведь обычная жилая квартира не предназначена для проживания 20-30 людей ни по инженерным системам, ни по обеспечению пожарной безопасности.
Разработка стандартов происходит не за «закрытыми дверями», в процессе принимает участие профессиональное сообщество - Лига хостелов. К мнению Лиги прислушиваются и это очень важно. Недавно мы прошли проверку Роспотребнадзора. Для проверяющих было непонятно, как оценивать количество квадратных метров на человека. Поэтому стандарт поможет как нам так и проверяющим органам.
Как показало исследование Oktogo.ru, в Нижний Новгород туристы приезжаю в среднем на 2-3 дня. А хватит ли в нашем городе впечатлений на недельный отпуск, например?
Если турист хорошо подготовлен или у него есть хороший проводник, то за и неделю он не успеет посмотреть весь Нижний. В принципе, Нижегородская область могла бы стать полноценным местом двухнедельного отдыха. Проблема только в том, что россияне не привыкли проводить столько времени внутри своей страны. А если и проводят – то либо на даче, либо путешествуя из города в город. В основном, россияне предпочитают уезжать отдыхать на море. Нижний Новгород – это, конечно, город не курортного туризма. Одновременно мы совпадаем с сезоном курортного туризма – это наш минус. С другой стороны, в совсем привычных курортных местах июнь, июль, август – месяца невозможно жаркие. Поэтому некоторые россияне едут туда, где не так жарко, в том числе смотрят на свою страну и путешествуют по ней. Сейчас мы отмечаем, что поток туристов в Нижний Новгород растет.
Человек, приезжая в Нижний Новгород, планирует заранее, что он будет смотреть. Все его планы укладываются в один-два дня. Поэтому здесь важен результат первой поездки: либо он увидит, что сюда стоит приехать еще, либо увидит Кремль, Большую Покровскую. Канатную дорогу и скажет: «Ну все, Нижний Новгород я знаю хорошо. Мне здесь делать больше нечего".
Какой Нижний вы будете показывать туристам?
Мы сейчас разрабатываем несколько маршрутов для жителей города под условным девизом «Узнай свой город!». Бывает так: возишь туристов вместе с их сопровождающим нижегородцем, который говорит, что сам много нового узнал о городе в ходе экскурсии. Система интересов внутри города похожа на водную систему. У нас есть Волга и Ока, у нас есть малые реки, есть ручьи и ключи. И если присмотреться, весь город изнутри заполнен водой, которая как-то протекает, как-то движется. То же самое с разными интересами и направлениями, которые можно показывать людям.
И их очень много. Начиная от двух ключевых вещей – парадный город и тихие улицы. Редко кто из туристов сам окажется на территории Ильинской слободы. Он туда просто не попадает. Потому что это место находится за пределами всех туристических карт, а если даже нанесено на туристическую карту, то как белое пятно без достопримечательностей.
Максимум, что турист сделает – поднимется на Набережную Федоровского и посмотрит на другую сторону города. Наиболее любопытствующий турист пройдет по набережной Федоровского вниз, в сторону Кремля, увидит радиусный дом, но не поймет его загадку, не заглянет внутрь и не увидит, какие там удивительные подъезды. Таких мест у нас в городе очень много. Например, в одном частном деревянном доме, находящемся в весьма плохом состоянии, есть золотая ручка, которая побывала в Эрмитаже и вернулась домой по требованию ее хозяина. В этом доме революционерами создавалась бомба для теракта в отношении царя и им нужно было понимать – свой заходит в дом или чужой. Ручка была яркой, для того, чтобы чужой, подходя, поворачивал ее. В это время в доме раздавался колокольчик и революционеры понимали, что пришел чужой и надо уходить черным ходом. «Свои» не трогали ручку и стучали.
В первую очередь мы хотим показать людям не историю города, как бы ни странно это не звучало. Экскурсия воспринимается как даты, факты, цари, князья. Но кто из туристов, приехав обратно в свой родной город, вспомнит эти даты? В лучшем случае он вспомнит, что Нижний Новгород основал то ли Юрий то ли Всеволодович то ли Долгорукий. Да это и не нужно, по большому счету. Это те вещи, которые можно найти в Интернете. Мы хотим рассказать истории о городе и показать город впечатлений.
Каковы перспективы развития рынка хостелов в Нижнем Новгороде с учетом приближающегося Чемпионата мира по футболу?
Футбольные болельщики – это не самые лучшая аудитория ни для гостиниц ни для хостелов. Скорее всего, мы даже до Чемпионата не будем пускать к себе болельщиков, а будем работать на других туристов. Нижегородские отельеры сейчас рассуждают примерно также. Да, строится какое-то количество гостиниц именно под ЧМ. Но Чемпионат мира приходит и уходит, а отели остаются.
Наши власти говорят, что ФИФА требует построить определённое количество гостиничных объектов к спортивному событию. Представители гостиниц, общавшиеся с ФИФА, с вою очередь говорят, что есть лишь требование обеспечить необходимое количество номерного фонда, а строить стационарные гостиницы никто не обязывает. Необходимое количество мест можно обеспечить с помощью кораблей, которые этот месяц простоят вдоль набережных Волги и Оки, например. Но у нас идет упор именно на гостиницы. Отчасти это связано с тем, что принята единая программа развития туризма в России. По ней выделяются приличные федеральные деньги. Для Нижегородской области пик средств приходится на этот и следующий год. Поэтому мы сейчас наблюдаем такую высокую активность в сфере туризма и строительства гостиниц.
Какие цели вы перед собой ставите как директор «Кофехостела»?
У меня есть цель – построить сеть хостелов. Уже понятно, что следующие объекты будут располагаться не в Нижнем Новгороде. По всей видимости, следующим городом станет Москва. После Москвы Ярославль будет, вероятнее всего. Почему я говорю, вероятнее всего, потому что здесь есть несколько факторов. Первый – это поиск подходящего помещения, второй – иногда город какой-то город может возникнуть неожиданно. После Ярославля, скорее всего, будет Казань, затем – Екатеринбург.
И еще много городов подходят. Если брать Сибирь – там меньше туристические потоки, но больше людей, которые пользуются услугами недорогого проживания. Если брать самый запад – Калининград – там просто сумасшедшие турпотоки. Достаточно пару дней походить по городу, чтобы понять, нужно ли открывать там хостел. Мне проще сказать, где я точно не стал бы открывать хостелы. Это, например, Краснодар, Чита. Есть города, в которых с туристическими потоками объективно все плохо.
Что будет дальше? Сам хостел однозначно преобразится. Возможно, мы откроем еще какое-то направление, связанное с туризмом, но не обслуживаемое нами сейчас.
Я не могу сказать точно, что будет дальше, но мы ещё всех приятно удивим.