DK.RU узнал, как изменят свое поведение ритейлеры после введения налога с продаж
Налог с продаж (НСП) может быть вновь введен в России, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Эксперты, опрошенные DK.RU, рассказали, как НСП может повлиять на поведение ритейлеров.
Правительство РФ разрешит вводить налог с продаж регионам в дополнение к НДС, поступающему в федеральный бюджет, передает ПРАЙМ. Ставка налога может составить 3%. Бюджет таким образом может дополнительно получить до 200 млрд руб.
«По прошлому опыту налог с продаж концентрируется в крупных регионах, таких как Москва, Московская область», - отметил Антон Силуанов.
В то же время Минэкономразвития не поддерживает инициативу Минфина. По словам главы министерства Сергея Белякова, это противоречит планам правительства не увеличивать налоговую нагрузку до 2018 г.
По словам директора нижегородского филиала "Открытие Брокер" Михаила Рызлейцева, сейчас речь идет о том, что правительство хочет ввести налог с продаж с максимальной ставкой 5%, которую регионы смогут по усмотрению снижать до 3%. Эти меры могут дать дополнительно 5-6% дополнительных доходов региональным бюджетам. Вместе с тем очевидно, что само по себе введение такого налога может дополнительно замедлить и без того слабый экономический рост, а также внести сумятицу в налогообложении.
"Основную массу дохода бюджетам новый налог в крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге. В этих регионах и так нет проблем с пополнением региональных бюджетов, то есть смысл введения налога теряется. Для крупнейших же российских сетевых ритейлеров введение налога с продаж будет негативом и может замедлить их развитие. Сейчас все крупнейшие публичные продуктовые ритейлеры (Магнит, X5 Group, Лента, Дикси, O’Key) по итогам 2013 г. показали символическую рентабельность в пределах 1,5-6%. При вводе нового налога продуктовые сети вынуждены будут либо работать с убытком, либо снижать инвестиции в расширение бизнеса, либо перекладывать новые затраты на потребителей. Последний вариант смотрится наиболее вероятным", - прокомментировал эксперт.
Как заявила DK.RU генеральный директор ООО "Актуальный менеджмент" Екатерина Шестакова, идея введения налога с продаж не является новой. Например, налог с продаж активно используется в США, в Германии.
«Если посмотреть исторические предпосылки введения данного налога, то он вводился в России в периоды наиболее сложной экономической ситуации, когда в 1991 и 1998 году в экономике наблюдались кризисные явления, инфляция била все рекорды и нужно было как-то пополнять казну», - сказала эксперт.
По словам Екатерины Шестаковой, введение нового налога, безусловно, повысит количество поступлений денежных средств в казну. При этом в связи с введением нового налога ритейлеры будут вынуждены повысить цены на товары:
«В целях оптимизации налогообложения ритейлеры также будут выбирать более льготные регионы для развития бизнеса для повышения конкурентоспособности. Но уйти совсем с рынка в регионах, где будет введен новый налог, они не смогут. Ритейлеры также будут вынуждены отказаться от длинных цепочек продаж товаров, поскольку чем больше цепочка перепродаж, тем выше будет сумма налога. При этом новый налог негативно отразится именно на потребителях, поскольку как и НДС данный налог является косвенным, а, следовательно, основное бремя ляжет на потребителей».
В целом, по мнению юриста, введение нового налога является «плохим» знаком и для юридических лиц и для физических. Оценить эффект от добавления стоимости всех товаров и услуг достаточно сложно, поскольку увеличение стоимости может как повысить собираемость налогов в бюджет, так и увеличить инфляцию.
Ведущий менеджер по маркетингу торговой площадки Molotok Виктория Крутиховская согласна с мнением Екатерины Шестаковой о том, что в итоге налог с продаж ляжет на рядового потребителя:
«Крупные ритейлеры заложат его в стоимость товаров. Это провоцирует нечестную конкуренцию, крупные сети обяжут платить налог с прибыли, а небольшие магазины, рыночные комплексы – нет».
Электронная коммерция, хоть и набирает обороты небывалыми темпами, но еще не дотягивает до уровня США, Китая и Западной Европы для того, чтобы вводить подобный налог. Согласно исследованиям «Левада-центр», лишь 19% россиян используют интернет для совершения онлайн-покупок.
«Дополнительный налог не принесет существенных изменений в бюджет регионов, но крайне негативно скажется на покупательской способности потребителей», - заключила Виктория Крутиховская.
Справка:
В России было несколько попыток введения данного налога, однако они оказались неэффективными. Например, в 1991 г. был введен налог с продаж в размере 5%, но уже в 1992 г. он был отменен. Вторая попытка введения данного налога была предпринята в 1998 г., когда налог также появился в налоговом законодательстве, но уже в качестве регионального налога, и большинство регионов не преминуло воспользоваться новым налогом. Ставка его также составляла 5%. Отменен же налог был в 2004 г.