«Денег у населения нет, либо они глубоко под подушкой». Что ждет рынок жилой недвижимости

«Погоня за бездумным выполнением указов президента приведет к появлению «Бронксов» на окраинах города, эффекту Чикаго или Нью-Йоркского метро», — Арсен Унанян.

«Сегодня во многих регионах перед властями стоит проблема: указы президента надо выполнять, планов громадье, а как это делать — непонятно», — считает президент Российской гильдии риелторов Арсен Унанян. В колонке для NN.DK.RU — о трендах на рынке недвижимости и ожиданиях потребителя.

— Как участникам рынка недвижимости нам очень важно находиться если не на острие атаки, то хотя бы в тренде тех изменений, которые происходят. Неоднократно было сказано, в том числе и Германом Грефом первому лицу государства Владимиру Путину, о том, что профессия риелтора постепенно уходит. Это обсуждалось и в Сколково с прицелом на 2020 г. Но, как мы видим, пока этого не случилось, и, я думаю, в ближайшее время этого тоже не произойдет. Изменения так или иначе касаются всех участников рынка. Мы прекрасно видим, что сегодня тот функционал, который есть у риелтора, в связи с новыми технологиями частично легко замещается технологичными девайсами. Слабые игроки, которые не могут объяснить, чем занимается риелтор, уходят с рынка.

«Скоро рынок недвижимости ждет если не упадок, то сильная деформация»

Кризисы в России последнее время случаются все чаще и чаще. Мы сегодня находимся в той точке, когда кризис, скорее всего, продлится еще три-четыре года. Денег у населения нет, либо они глубоко под подушкой, но с другой стороны, у нас есть точки роста.

Все предыдущие годы государство делало упор на поддержку банковского сообщества. Ипотеку развивали фактически искусственно за счет субсидий банков. Эти банковские субсидии в виде прибыли зачастую вымывались и выносились за пределы российской экономики, а население вгонялось в долги.

Последние же шаги государства, что меня очень радует, направлены именно на поддержку строительной отрасли, которая является одним из столпов российской экономики. Сегодня государство начинает наконец-то предпринимать шаги не только по защите дольщиков и поддержке банковского сообщества, но и поддерживает застройщиков. С другой стороны, закон об эскроу, скорее всего, в малых городах с населением 100-400 тыс. человек убьет большинство застройщиков. Потому что банк по новым правилам не обязан финансировать конкретного застройщика.

Сегодня во многих регионах перед властями стоит проблема: указы президента надо выполнять, планов громадье, а как это делать — непонятно. И строить «Бронксы» на окраинах неэффективно.

Программа предполагает строительство не только доступного, но и комфортного жилья. Без объединения профессионалов скоро рынок недвижимости, такой, какой он есть сейчас, ждет если не упадок, то сильная деформация, что повлияет на все процессы, связанные с достойной жизнью каждого отдельного гражданина. Ведь стройка это не только квадратные метры и квартиры, это — школы, садики, больницы рядом, миллионы рабочих мест.

Чего ждет потребитель?

В сфере недвижимости правильнее говорить не клиент, а потребитель. И он сегодня от нас хочет максимально много за минимальные деньги. Он хочет сразу и двор, и школу, и садик, и дешево, и рассрочку, и ипотеку, желательно без первоначального взноса. Где-то это позволяется нормативами, где-то риелторы идут на ухищрения: поднимают стоимость квартиры, чтобы можно было купить без первоначального взноса. Так или иначе мы пытаемся выкрутиться из той ситуации, которую фактически мы и государство сами себе создали. Вроде есть деньги, вроде есть спрос, но чтобы обеспечить этот спрос, нужно идти на какие-то ухищрения.

Спрос может быть холодным или теплым, и тогда подход к маркетингу будет меняться. Нужно понимать, маркетинг — это не реклама. Это действия компании на рынке либо по привлечению потребителя, либо по развитию самой компании.

Очень важно, чтобы мы четко делили обязанности в бизнесе со своими партнерами, кто каким флангом должен заниматься. Когда квартиры проектируют проектировщики, которые совершенно не понимают, что нужно потребителю, это очень опасно. Погоня за бездумным выполнением указов президента приведет к появлению «Бронксов» на окраинах города, эффекту Чикаго или Нью-Йоркского метро. Нужно создавать инфраструктуру.

От чего зависит решение потребителя?

Технические вещи, которыми должны заниматься маркетологи, конечно же, нужны, но сегодня больше нужно думать в сторону психологии и понимания трендов.

Потребители на рынке сегодня разные. Картинка на рынке недвижимости во многих российских регионах похожа. Есть много одиноких потребителей, стоит подумать, что и где они хотели бы купить.

Сегодня один из драйверов российской экономики — семьи. Это аудитория, которая давит на то, чтобы создавалось комфортное жилье, «тянущее» за собой развитие инфраструктуры.

Исходя из видов потребителей и возможностей маркетинга по спросу нужно понимать, на какую целевую аудиторию работать, какие использовать воронки продаж, технологии сторителлинга, цифровизации и т.д. Потому что тот тупой набор инструментов, который часто предлагают маркетологи руководителям компаний, приводит к увеличению рекламных бюджетов, которые в итоге не только ложатся на плечи потребителей, но еще и не приносят пользы застройщику.

От чего зависит решение потребителя? У риелторов картинка такая: 80-90% людей интересует цена квартиры. Еще 3-10% — цена услуги риелтора, потому что в среднем она составляет порядка двух среднемесячных зарплат в регионе. В первую очередь, человек голосует за цену, поэтому появляются обманутые дольщики.

У застройщиков ситуация другая: 60-70% — стоимость квартиры, а на втором месте уже образ жизни в новом объекте — 15-20%.

Подводя итоги, нужно сказать, что на сегодняшний день очень важна точка контакта — это потребитель и все, кто с ним взаимодействует. И очень важно, кто ею является, с каким образованием и ответственностью. Профессионалы не просто так объединяются в гильдии и создают профстандарты. Сегодня только мы отвечаем за качество услуг, так как государство самоустранилось от  выявления профессионалов. Клиент сейчас хочет большего и он готов за это платить — растет спрос на жилье комфорт-класса. Среда обитания теперь важнее желания обладать, потребители понимают, что «купить подешевле, пожить какое-то время и продать» — не вариант. Поэтому выбирают жилье более тщательно, потому что надолго.

Текст подготовлен на основе выступления Арсена Унаняна на «Форуме о недвижимости: тренды и возможности – 2020», организованном «Деловым кварталом».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.