«Чатиться с родителями хуже, чем с соседями. Эти чаты, как помойка. Помойка с крысами»

«Помню, как сбежал после первого собрания родительского комитета и заявил жене: «Больше ноги моей там не будет!». Не встреча, а какое-то колхозное собрание образца 1936 года. Мне стало жалко себя».

В связи с новым школьным сезоном генеральный директор ГК «Триумф» и отец троих детей Борис Горелик рассказал NN.DK.RU о том, что его не устраивает в современной школе.

— Современная система образования и, главное, воспитания, довольно сильно отличается от той, что я видел во время моего детства. Большинство этих отличий несущественны, но есть и такие, которые для меня дискомфортны, которые я не понимаю или не принимаю.

«Детей надо учить не только формулам»

Например, во время моего детства максимум, о чем я мог мечтать, — поехать учиться, скажем, в Киев. Сменить одно образовательное школьное учреждение на другое. Открытость нашей страны сегодня и количество образовательных центров в мире позволяют современным родителям и детям выбирать учебные заведения по своему вкусу и достатку. С одной стороны, это хорошо, потому что у детей больше возможностей для развития. С другой, и родители, и дети должны теперь постоянно выбирать между различными формами и видами образования.

Учить ребенка в России или не в России, надо ли вообще учиться, какие предметы сделать приоритетными, а от каких отказаться — все эти дилеммы возникают перед современными людьми снова и снова. И выбор как таковой становится проблемой, портит наши нервы.

Хорошо, когда сам ребенок понимает, чего он хочет. Например, обе мои дочери учатся в лицее. Младшая — в седьмом классе, а старшая — в девятом. Так старшая в начале лета заявила, что в своем лицее недополучает знаний по нескольким предметам, которые ей интересны, и хочет перейти в другое учебное заведение. Но далеко не всем родителям так везет. Детям сложно определяться в таком раннем возрасте.

Пока я учился в школе, у меня никогда не было ни репетиторов, ни помощников. Только в 11 классе мой папа решил, что будет лучше проверить мои знания к вступительным экзаменам. В младших классах домашние уроки казались чем-то странным. Из всех моих знакомых только один мальчик занимался с кем-то дополнительно языками, но он был на фоне нас белой вороной.

А сейчас все наоборот. Я не вижу детей, у которых нет частных репетиторов. Или хотя бы просто дополнительных уроков с преподавателями в школе. Ничего плохого в этом нет, на первый взгляд, только хорошее, но иногда меня все же посещает мысль о том, что многие из этих занятий дублируют школьную программу и это дублирование нецелесообразно.

Плюс цены на такие занятия варьируются от $10 до 50 за урок. Это немного, но мы вынуждены нанимать нескольких репетиторов для одного ребенка.

Родители могут заменять репетиторов по некоторым предметам, и такой подход мы тоже практикуем. Например, нам с женой случалось помогать своим дочкам по физике, математике и общественным наукам, которые мы неплохо знаем. Но иногда нашим знаниям, естественно, не хватает системности, и тогда приходится нанимать репетитора.

Лично я считаю, что знания и личностный рост являются одной из наивысших ценностей в жизни. Также, по моему мнению, умение учиться и желание учиться — это то, чем родители и учителя должны «прошивать» голову детям. Мы сами стараемся воспитывать детей в таком ключе, и когда я отдаю ребенка в какое-либо образовательное учреждение, то рассчитываю, что моих детей там замотивируют получать знания в различных областях, а не демотивируют. Смогут вызвать у молодых людей интерес к предмету такой, что они захотели бы его постигать и за пределами базового курса.

Просто выучить формулам кого-то — это несложно. Формулы может освоить и медведь при определенных условиях. Гораздо сложнее создать «питательную среду» для развития человеческого ума. Поэтому качество образования для меня зависит не от того, насколько красива школа, удобны автобусы и т. п. А от того, умеют ли педагоги общаться с детьми или нет.

Какие это могут быть учебные учреждения? Ну вот, например, мои дети ездят в лагеря при московском университете. Там очень интересные люди, которые любят свое дело. И они дают моим дочкам необходимую «прошивку». Хотя для этого нам и приходится увозить девочек далеко от дома. А еще недавно нас вдохновила презентация школы «Летово»: после ее просмотра я понял, что всегда хотел, чтобы мои дети учились в таком месте, где у преподавателей горят глаза, и они так любят свой предмет, что их любовь передается ученикам.

Но, по моему опыту взаимодействия с современной школой, далеко не все педагоги в государственных школах таковы. Да и в частных тоже. Что-то не так с системой. Пока не могу сформулировать — что, поэтому лучше попробую назвать еще несколько важных различий между школой моего детства и современной.

«Людям надо совершенствовать культуру общения»

Иначе складываются сегодня и отношения между родителями и учителями. Раньше в них не фигурировали деньги. Я хорошо помню, как родители в моей школе помогали администрации учреждения. Например, обеспечивали автобусами, чтобы дети могли съездить на экскурсию, ремонтировали фасад школы, заменяли школьные парты. И это была добровольная помощь, не постоянная. Позволить ее могли только самые могущественные родители.

Но теперь мы регулярно за что-то платим: от улучшения материальной базы класса до уроков у наших же, школьных, педагогов. И меня раздражают даже не суммы, сколько само появление факта постоянного покрытия нужд школы.

А вот общение родителей с учителями по-прежнему, как в моем детстве, проходит в формате родительских собраний. Хотя, на мой вкус, это довольно архаичная, несовершенная форма диалога, и наверняка можно придумать ей какую-то альтернативу. Никто не спорит, что нужно вовремя донести до всех, что «завтра приходим в белых бантиках» или пройдет контрольная работа. Но зачем собирать всех для этого в одно время в одном месте?

Я помню, как сбежал из детского садика после первого собрания родительского комитета и заявил жене: «Больше там моей ноги не будет!». Потому как увидев, что там происходит с точки зрения решения вопросов, я схватился за голову! Просто колхозное собрание образца 1936 года какое-то. Мне стало жалко себя. Это жутко несовершенно, и нужно много терпения и нервов, чтобы отсидеть такое мероприятие полностью.

На наш век собраний еще хватит, но альтернатива уже внедряется в нашу жизнь, например, в виде электронного дневника — это хорошая форма замены собраниям. Или в виде чатов в мессенджерах и форумах, которые, напротив, не слишком эффективны.

Наверное, потому, что многие учителя общение в сети не модерируют, а у родителей зачастую слишком разная культура общения.

Условно преподаватель Сидоров создает в Вайбере чат, к которому подключает и известных ему родителей. А те, в свою очередь, подключают туда некоторых детей, если почему-то в этом заинтересованы. И начинается…

Одна мама говорит, что не позволит ребенку поехать в Брест, потому что там будет холодно. Другая — что детей сразу заведут в крепость и им все равно будет, холодно на улице или жарко. Кому-то нужно важную информацию один раз написать — и он запомнит, а кому-то приходится повторять много раз. Кто-то видит ситуацию с одной стороны, а кто-то — совсем с другой. Разговор этот не модерируется никак, это хуже, чем чаты жильцов многоквартирных домов. И в конце концов, он всегда превращается в жуткую помойку. Вроде тех, что мы иногда наблюдаем у наших домов, если плохо работает домоуправляющая компания. И, как в любой такой помойке, рано или поздно в ней селятся крысы, а нормальные люди заходить туда уже не хотят. Вот и я не хочу.

Многим людям явно культуру общения надо совершенствовать. Но пока, видя все это, я понимаю, что общество не прошито словом «эффективность», не умеет решить ту или иную задачу минимальными средствами. К сожалению, далеко не все понимают, о чем я, и процесс совершенствования носит хаотичный характер. Нет общественной потребности в оптимальном решении, в перфекционизме. Люди думают: ну получилось так? Ну и получилось. Давайте посидим еще и пообсуждаем, на что мы потратим 100 рублей.

На мой взгляд, адекватной заменой всему этому могли бы быть видео от учителей с новостями и информацией для родителей.

Что касается конфликтов с учителями, то у моих детей их не было, в том смысле, что никогда не возникало этого страшного треугольника, когда родителем несимпатична какая-то условная Петровна, и они настраивают детей против нее невольно, а педагог платит им взаимностью. Возникает самый сложный конфликт — ценностный.

Но такие конфликты часто возникают в школе и будут возникать всегда.

 

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.