Call-центры ждут спросана свои услуги
эксперты Вадим Варпаев генеральный директор ООО «О два Промоушен» («Иди и смотри.Ru») Ольга Деменек специалист по промо- и специальным проектам «СТС Нижний Новгород» Марина Крайнова директор call-
эксперты
Вадим Варпаев
генеральный директор ООО «О два Промоушен» («Иди и смотри.Ru»)
Ольга Деменек
специалист по промо- и специальным проектам «СТС Нижний Новгород»
Марина Крайнова
директор call-центра AVK
Юрий Туляков
генеральный директор ООО «Радуга-Поиск»
Елена Уварова
начальник центра обработки вызовов Агентства деловой связи
Какие задачи готовы решать местные call-центры
Когда call-центры начнут активно конкурировать друг с другом
Российский рынок услуг аутсорсинговых call-центров в 2006 г. вырос почти в 1,5 раза по сравнению с 2005 г. и, согласно исследованиям «РосБизнесКонсалтинга», составил $72 млн. По данным РБК, подавляющее большинство call-центров находится в Москве, на их долю приходится около 80% общего оборота рынка. Нижегородский рынок аутсорсинговых call-центров представляют четыре компании: ООО «Радуга-Поиск», Агентство деловой связи, call-центры AVK и «Макском». Местный рынок начал формироваться с 2004 г., когда открылись центры обработки вызовов компаний АДС и AVK. Эксперты «ДК» констатируют, что услуги call-центров в городе пока не пользуются активным спросом. Игроки признают, что большинство руководителей местных компаний даже не знают, что обработку телефонных звонков можно передать на аутсорсинг.
Как признают руководители местных аутсорсинговых call-центров, большинство предпринимателей убеждены, что с обработкой вызовов может справиться секретарь. ЕЛЕНА УВАРОВА, начальник центра обработки вызовов компании Агентства деловой связи: «Руководители уверены, что достаточно поставить многоканальный телефон, посадить оператора, и эффект будет тот же, как если бы эту работу отдать на аутсорсинг». Специализированное аппаратное и программное обеспечение аутсорсинговых call-центров позволяет не потерять ни одного входящего звонка — по словам экспертов, это важно для крупных компаний. «При обращении в call-центр, даже если все операторы заняты, человек будет знать, что он дозвонился: ответом ему будут не короткие гудки, а приветствие и просьба подождать ответа оператора или перезвонить чуть позже», — поясняет г-жа Уварова. По ее словам, статистика обработки звонков call-центра покажет уровень сервиса, что позволит оперативно принять решение, например о выделении дополнительных операторов.
Многие компании пренебрегают возможностями телефонной справки для их клиентов. Директор call-центра AVK МАРИНА КРАЙНОВА отмечает, что в Нижегородской сбытовой компании количество телефонных обращений за общей информацией по тарифам и льготам достигает тысячи в день. Раньше отвечать на звонки вынуждены были операторы районных абонентских пунктов, одновременно им приходилось работать с клиентами, пришедшими в районный пункт. Телефонную справочную службу Нижегородская сбытовая компания отдала на аутсорсинг, разгрузив операторов абонентских пунктов. Операторы аутсорсингового call-центра имеют всю информацию о тарифах и льготах и консультируют звонящих сами. На операторов абонентских пунктов они переключают звонящих, только если необходима помощь сотрудника «Энергосбыта». Г-жа Крайнова также добавляет, что ведется мониторинг звонков в справочную, что позволяет повышать качество обслуживания абонентов Нижегородской сбытовой компании.
Как добавляет генеральный директор ООО «Радуга-Поиск» ЮРИЙ ТУЛЯКОВ, руководители компаний не знают и о том, что аутсорсинговые call-центры берут на себя работу с исходящими вызовами — по заказу компаний они могут обзванивать клиентов. По словам экспертов, такие услуги заказывают в основном местные представительства федеральных или транснациональных компаний, привыкших передавать обзвон клиентов на аутсорсинг. «Радуга-Поиск» по заказу автодилеров обзванивала их клиентов, выясняя предпочтения покупателей и тем самым повышая лояльность. «Иногда при оказании услуг телемаркетинга компании поручают обзвон неподготовленным операторам, еще и без возможности контроля», — рассказывает Елена Уварова. Полученные результаты, по словам эксперта, могут оказаться недостоверными, и в лучшем случае компания просто зря потратит деньги.
Эксперты настаивают, что одно из главных преимуществ аутсорсинговых call-центров — возможность контролировать работу операторов. Call-центры предоставляют не только отчет в электронной форме, но и, при необходимости, — аудиозаписи общения операторов с клиентами. Марина Крайнова: «Если компания нанимает операторов к себе в штат, их надо не только обучить, но и постоянно контролировать качество работы, что опять же является статьей расходов. Без специального оборудования, как в call-центрах, постоянно отслеживать качество работы операторов практически невозможно». Эксперты признают, что проблема контроля качества решится, если компания создаст собственный call-центр. Однако содержать его гораздо дороже, чем обслуживаться на стороне. Услуги нижегородского аутсорсингового центра обходятся компаниям примерно в 1520 тыс. руб. в месяц в зависимости от вида услуг, инвестиции в собственный центр обработки вызовов достигают $50 тыс.
Юрий Туляков описывает клиентов call-центров: «Это крупные компании, которые умеют считать деньги и не боятся отдавать на аутсорсинг отдельные бизнес-процессы». Средний и малый бизнес крайне редко заказывают услуги call-центров. Однако эксперты констатируют, что популяризация идеи «виртуального офиса» среди малых компаний работает им на руку. Елена Уварова: «К нам уже приходят учредители небольших компаний — они понимают, что с помощью call-центра можно сократить издержки на содержание офиса и штатных операторов». По словам генерального директора ООО «О два промоушен» («Иди и смотри.Ru») ВАДИМа ВАРПАЕВа, его компания решила воспользоваться услугами аутсорсингового call-центра, чтобы сократить издержки на штатных операторов. «Для продвижения проекта по заказу билетов на зрелищные мероприятия города мы решили создать справочную службу, которая бы работала с 8.00 до 22.00 семь дней в неделю. Работа штатных операторов стоит на порядок дороже услуг аутсорсингового call-центра». Г-н Варпаев также указывает, что для организации справочной службы ему был необходим простой, запоминающийся номер. Предоставленный call-центром телефонный номер компания может сохранять вне зависимости от того, где она арендует офис. Проект стартует в течение ближайшего месяца. Перед стартом сотрудники протестируют работу операторов. «Мы проверим, как реагируют операторы на запросы, как быстро они предоставляют информацию», — рассказывает Вадим Варпаев. По его словам, работу операторов call-центра всегда можно скорректировать, причем сделать это можно оперативно.
К постоянным клиентам call-центров Юрий Туляков относит и компании, которые когда-то активно использовали возможности пейджинговой системы. По словам эксперта, возможность распределять входящую информацию по разным каналам связи (через пейджинг, отправлять отчеты в электронном виде и даже в виде sms) привлекает тех, кому нужен максимально быстрый отклик на запрос. «Радуга-Поиск», например, запустила проект с сотовыми операторами по голосовой передаче sms. Чтобы отправить sms, абонент звонит на обычный телефонный номер и диктует текст сообщения, а также номер, на который ее необходимо отправить. Активно пользуются услугами call-центра «Радуги-Поиск» и местные телестанции. ОЛЬГА ДЕМЕНЕК, специалист по промо- и специальным проектам «СТС — Нижний Новгород»: «В качестве дополнительной рекламы конкурсов на телеканале рекламировалась акция с призывом позвонить в указанное время по данному телефону». Для компании было важно, чтобы дозвонилось максимальное количество телезрителей, поэтому она и обратилась в аутсорсинговый call-центр, позволявший принимать до 60 звонков одновременно. На телестанции таким образом решили сразу два вопроса: привлекли внимание зрителей к вечернему блоку программ и узнали мнение звонивших о телекомпании. Как рассказала г-жа Деменек, один из вопросов оператора касался отношения звонящего к содержанию программ на СТС.
Большинство клиентов аутсорсинговых call-центров приходят за решением отдельных задач и заключают кратковременные договоры. Елена Уварова приводит пример компании, которая открывала вакансию и для обработки входящих звонков от претендентов привлекла сторонний call-центр. Марина Крайнова добавляет, что call-центры могут вести одного-двух крупных клиентов в течение нескольких лет, расширяя центр под отдельные долгосрочные проекты. Call-центр AVK с момента своего основания работает с Нижегородской сбытовой компанией. С октября 2006 г. обслуживает крупного российского авиаперевозчика, и под этот проект сейчас в компании создаются дополнительные рабочие места.
Один из показателей неразвитости рынка услуг аутсорсинговых call-центров — отсутствие тендеров со стороны заказчиков. Эксперты признают, что тендеры на местном рынке — явление редкое. По словам Марины Крайновой, ее компания лишь однажды участвовала в федеральном тендере одного из банков на предоставление услуг в Нижнем Новгороде. Г-жа Крайнова уточняет, что в тендере такого уровня ее компания участвовала вместе со своим федеральном партнером — компанией Vallex.
Эксперты сходятся во мнении, что прямые продажи — самый действенный способ продвижения услуг. Юрий Туляков: «Нужно приходить и рассказывать, что такое call-центр и какие задачи можно решить с его помощью». Эксперты утверждают, что напрямую свои услуги они почти не рекламируют. Как убедилась Елена Уварова, неплохо работает реклама «из уст в уста». Компании также стараются предугадать спрос на свои услуги, рассылая свои прайс-листы в открывающиеся офисы федеральных компаний. Эксперты признают, что часто они занимаются просветительской деятельностью: рассказывают о преимуществах сторонних call-центров, сопоставляют расходы потенциального заказчика на организацию собственного call-центра и услуги аутсорсингового центра.
Прогнозировать развитие рынка эксперты пока опасаются. Опыт Москвы показывает, что рынок может развиваться, но низкий спрос со стороны местных компаний говорит о том, что он еще не скоро будет расти. Подстегнуть рынок могут федеральные аутсорсинговые call-центры. Согласно исследованиям РБК, в 2007 г. большинство федеральных центров обработки вызовов планируют выйти в регионы вслед за своими клиентами.
Вадим Варпаев: «Для проверки качества работы call-центров мы планируем использовать серию тестовых звонков».
Юрий Туляков: «Одним из самых действенных способов продвижения услуг call-центра будут прямые продажи».
Елена Уварова: «Многие потенциальные клиенты опасаются передавать call-центр на аутсорсинг, сохраняя тайну отношений «компания — клиент».
Марина Крайнова: «Один из наших клиентов не только устроил спецкурсы для операторов нашего call-центра, но и провел тестирование».








