Бюджетнее, еще бюджетнее, без бюджета
Инна Алексеева, руководитель агентства PR Partner Вот все говорят: «Кризис, кризис, кризис», жалуются на жизнь. Меня кризис радует, ведь теперь на первое место из маркетинговой команды выходя
руководитель агентства PR Partner
Но если раньше некоторые пиарщики все же, подобно рекламистам, легко делили (так и хочется заметить — пилили) свой бюджет, а кое-кто даже умудрялся из него оплачивать (чего делать вообще-то очень НЕ рекомендуется!) какие-то статьи, колонки и конкурсы в СМИ, то теперь денег на это просто нет. Пора включать мозги и шевелиться. Какие же инструменты сегодня стоит применять российским компаниям? На что осталось время, но нет средств? Давайте посмотрим по целевым аудиториям.
Партнеры (с которыми у вашей компании совпадают целевые аудитории — допустим, ипотечный банк и агентство недвижимости): совместные пресс-релизы, пресс-конференции, линии консультирования в СМИ, клиентские праздники. Так можно сразу поделить бюджет (расходы на кейтеринг, оборудование, пресс-киты и пр.) на два, а то и на три (если партнеров трое). По сравнению с первым кварталом 2008 г., в январе-марте этого года, по оценке PR Partner, объем проводимых в Москве партнерских пресс-мероприятий вырос на 20%. К примеру, пресс-встреча Bitrix и Microsoft, пресс-релиз Autodesk и Citrix — поделить время на запуск проекта и расходы по нему на двоих стремятся многие.
Инвесторы: усиление онлайн-активности по работе с ними. На смену оффлайн-встречам с аналитиками, роад-шоу, презентациям приходят видеоконференции и подкасты. Пример хорошего сайта по работе с инвестиционным сообществом — http://www.vimpelcom.com/index.wbp (ТМ «Билайн») или же http://www.company.mts.ru/ir/ (МТС).
Календарь проектов с инвесторами, SMS-рассылки, электронные письма инвесторам уже прижились и в России. Могу порекомендовать журнал IR Magazine Russia & CIS, чтобы быть в теме. У тех, кто в российских компаниях отвечает за работу с инвесторами, в кризис появилось больше времени на разработку внутренних и внешних IR-процедур и регламентов, а также на ведение и мониторинг базы инвесторов, благо денег на это не требуется — нужно только время.
СМИ: количество медиа и журналистов в них сократилось примерно так, как число компаний и пиарщиков. Сегодня корреспондентов СМИ специалисты в области связей с общественностью хоть и купают в волнах внимания, но не забывают, во что это обходится. Индивидуальные подарки на день рождения, 8 Марта, 23 февраля канули в прошлое, зато в кризис хороши покупные, но подписанные от руки открытки. Экономия бюджета привела к тому, что сейчас у пиар-специалистов появилось и в этом сегменте больше времени на составление и обновление баз данных СМИ и журналистов. Так как число СМИ на рынке сократилось, о «вырезании» штатных единиц заявляли практически все издательские дома, включая «КоммерсантЪ», то сегодня один из способов все-таки бесплатно засветить свою компанию на ТВ, радио, в деловой прессе — дать живой и содержательный комментарий. И быстро. Это лакмусовая бумажка, которая помогает оценить качество работы настоящего пиарщика.
Сотрудники: с этой целевой аудитории обычно, увы, и начинается вся экономия. Никакого бурного празднования дня рождения компании, никаких тим-билдингов, сокращение полос внутрикорпоративной газеты или журнала (вообще, я уверена, что лучшая газета — одна страница А4, в нее не запихнуть речи главного ни о чем). Сейчас внутренние PR-специалисты срочно осваивают Интранет, запуск слухов через курилки и кухни, а также управление ими. Для офисных сотрудников сегодня ко двору придутся онлайн-издания — те же подкасты, блоги. Для синих воротничков самое время проводить конкурсы, к примеру, на лучший детский рисунок — чтобы и семья знала: везде сокращения, а «наша компания держится и даже нас развлекает».