«Более доброжелательных людей я не встречала». Нижегородка о поездке в Японию

«Во всех публичных местах Токио установлены дефибрилляторы и в случае необходимости, например, кто-то из работников метро, сможет оказать помощь до прибытия скорой».

Начальник отдела кадров завода «РусВинил»  Яна Бестаева съездила в Японию и поделилась с DK.RU своими впечатлениями. 

О Японии

На стажировку в Японию я полетела как выпускник Президентской программы управленческих кадров, которую окончила в 2015 г. Пройдя отбор в Японском центре Нижнего Новгорода и получив долгожданное приглашение на стажировку, я в составе группы из 22 российских стажеров отправилась в самое сердце Японии – Токио. Участниками стажировки «Кайдзен в производстве» стали руководители среднего и высшего звена производственных предприятий из разных городов России.

«Более доброжелательных людей я не встречала». Нижегородка о поездке в Японию 1

Первое впечатление от страны – идеальная чистота и порядок на улицах Токио. Помню, в первый день я долго шла по улицам с пустым стаканчиком от кофе и не могла найти мусорную урну. И тут случилось мое первое открытие о Японии: оказывается, в Японии очень актуальна проблема утилизации отходов, поскольку на островах не так много мест для их захоронения. Именно по этой причине японцы уже давно разработали систему сортировки и утилизации мусора, а также придумали особую «безотходную» философию.

«Более доброжелательных людей я не встречала». Нижегородка о поездке в Японию 2

Как рассказал наш сопровождающий переводчик, содержание мусорных урн, сортировка и утилизация отходов - достаточно затратное дело, поэтому владельцы магазинов и кафе в Японии и не устанавливают урны. Вообще японцы не ожидают, что кто-то позаботится об их мусоре. Их с детства учат тому, что нужно всегда самому нести ответственность за свой мусор и брать его с собой домой, где и избавляться от него. Действительно, спустя всего пару дней мы уже автоматически рассовывали мусор по карманам и выкидывали его в отеле.

Кстати, один из районов Токио – искусственный остров Одайба в Токийском заливе, который японцы называют «город будущего», построен из пресованного мусора. На Одайбе расположены футуристические офисные и жилые здания, торгово-развлекательные комплексы, горячие источники, парки. Остров с Токио соединяется Радужным мостом (Rainbow Bridge).

Удивительно, что впервые находясь в Японии, я чувствовала себя абсолютно комфортно. Не зря Токио считается самым безопасным мегаполисом в мире, где даже шестилетние дети самостоятельно пользуются общественным транспортом. Про общественный транспорт стоит сказать отдельно: когда в первый раз смотришь на схему метро и JR – сеть железных дорог – кажется, что это сложнейшая схема! А потом понимаешь насколько удобно, быстро и совсем не сложно перемещаться по городу.

Кроме чистоты на улицах Токио поражают и другие вещи: например, бесплатные зонтики, которые можно взять в специальных вазах на улицах, в магазинах, отелях, и позже оставить зонт в любой ближайшей вазе. Во всех публичных местах Токио установлены дефибрилляторы и в случае необходимости, например, кто-то из работников метро, сможет оказать помощь до прибытия скорой. Вдоль тротуаров выложена специальная объёмная разметка для слепых и слабовидящих людей.

Однако больше всего меня поразили сами люди – японцы. Более доброжелательных, гостеприимных и готовых прийти на помощь людей я не встречала. Японцы всегда приветливы и отзывчивы по отношению к иностранным коллегам. На всех предприятиях, которые мы посетили, нас встречали с невероятной теплотой и провожали до тех пор, пока наш автобус со стажерами не скрывался из виду. В метро, на улицах Токио японцы тоже всегда готовы помочь и подсказать правильное направление. При всем этом, японцы люди закрытые и очень ценят личное пространство. В общественном транспорте у них не принято громко разговаривать и порой мы ехали в переполненных вагонах метро и JR практически в полной тишине. Кстати, час-пик в Токийском метро приходится на 9 вечера.

«Более доброжелательных людей я не встречала». Нижегородка о поездке в Японию 3

О японских компаниях

Программа стажировки «Кайдзен в производстве» подразумевала посещение производственных компаний, воркшоп и бизнес-встречи для обмена мнениями. Организаторами с японской стороны выступали Японо-Российский экономический центр и Министерство иностранных дел Японии.

Перед началом посещения японских предприятий Сонода Хидэо, консультант средних и малых компаний, провел лекцию и напомнил нам об основных инструментах и понятиях Кайдзен. Для нас стало открытием, что ежегодно ноябрь в Японии считается  месяцем качества. Именно в ноябре лучшие компании и сотрудники награждаются премией Деминга. Премия Э. Деминга учреждена в Японии в 1951 г. в честь выдающегося американского специалиста по качеству – Эдварда Деминга – одного из создателей японского «экономического чуда», основоположника процесса возрождения японской экономики. С момента учреждения и до 1984 г. она присуждалась только Японским компаниям. В 1984 г. JUSE (Союз Японских ученых и инженеров)  принял решение присуждать премию и иностранным компаниям. Премия Деминга является первой и наиболее престижной из всех существующих на сегодняшний день наград за качество.

В процессе стажировки мы посетили около 10 производственных компаний. Стоит отметить, что 95% всех предприятий Японии относятся к средним и малым. Поэтому среди наших предприятий большая часть – это средний бизнес. Из крупных компаний были Panasonic и Центр осмотра линий Maglev в префектуре Яманаси.

Panasonic запомнился своей концепцией «Дома будущего» - гаджет-шоу понимания жилища будущего. Такие технологии кажутся чем-то невероятным и космическим! Выставочный центр поезда на магнитной подушке Maglev тоже впечатлил – здесь проходят ходовые испытания экспериментальной железной дороги, и скорость поезда на магнитной подушке достигает 590 км/час. Запустить поезд для регулярного движения по Японии планируют в 2027 г.

Мы заметили, что многие японские компании существуют по 80-100 лет и даже больше. Для них большое значение имеет философия и принципы работы. Во многих компаниях они заложены ее основателями и поддерживают дух предприятия до сих пор.  Японские предприятия достаточно консервативны и не стремятся приобретать новое оборудование, а предпочитают максимально использовать действующее.

Еще в глаза бросается абсолютная аккуратность и чистота заводов, которые мы посетили.  Везде используются доски визуализации, на некоторых заводах проводятся конкурсы идей 5S. Сроки реализации кайдзен-предложений в японских компаниях составляют 3-6 месяцев в зависимости от степени сложности идеи.

«Более доброжелательных людей я не встречала». Нижегородка о поездке в Японию 4

Из небольших заводов мне больше всего запомнился завод Gantan Beauty Industry, занимающийся производством, проектированием и установкой железных крыш и кровельных материалов с водонепроницаемым покрытием. Сотрудники и руководители компании Gantan Beauty Industry постоянно совершенствуют рабочий процесс, они рассказали нам о своем самом значительном Кайдзен – о разработке метода монтажа крыши сверху вниз. Этот метод, во-первых, более удобный и безопасный, во-вторых, сокращает сроки работ, снижает затраты на установку строительного каркаса, сокращает повреждения и загрязнения смонтированных крыш, а также дает возможность одновременно выполнять монтаж крыши и отделку интерьера.

На бизнес-встрече с представителями японских компаний обсуждались возможности развития японо-российских экономических отношений, ускорения бизнес-контактов и осуществления бизнес-матчинга с российскими предприятиями.

Церемония закрытия стажировки состоялась в министерстве иностранных дел Японии, где были подведены ее итоги, озвучены благодарности и пожелания японской стороне. Это был очередной теплый прием, организованный на высоком уровне.

Выводы, которые я сделала по результатам посещения японских предприятий

·         Различия в понимании Кайдзен в России и Японии. Кайдзен как таковой в японских компаниях не обсуждается и не выделяется как отдельный проект. Для японцев кайдзен – это, в первую очередь, образ жизни. Во-вторых, ежедневная работа и улучшения (пусть и совсем небольшие) в процессе этой работы.

·         Ответственность перед самими собой и самоорганизованность. На японских предприятиях, как правило, не назначают официально ответственных, например, за внедрение кайдзен-предложений. Каждый сотрудник сам понимает свою ответственность и совершенствует рабочий процесс в первую очередь для себя, для упрощения своей работы. Их не нужно стимулировать и «пинать». А почему это так? На мой взгляд, причина в высоком уровне сознательности японцев и осознанности того, что и как они делают.

·         Высокая клиентоориентированность и высокий контроль качества продукта. Предприятия выпускают только то,  что нужно клиенту, регулярно получая обратную связь. При этом японские компании стараются максимально быстро и эффективно выводить на рынок новые продукты.

·         Стремление к экологичности и безотходности производства. Завод Yakult в префектуре Тиба производит кисломолочные напитки, косметику и фармацевтику. Корпоративный лозунг для всех видов деятельности компании  «для здоровья людей и всего мира». Они перерабатывают пластиковые отходы, например, пластиковые бутылочки для напитка, упаковки и пр., и делают из них сувениры для гостей завода и канцелярские товары. И нам как раз подарили в качестве сувениров открывалки для пластиковых бутылок. В подобных мелочах и кроется отношение японцев к труду и совершенствованию.

«Более доброжелательных людей я не встречала». Нижегородка о поездке в Японию 5

Подводя общий итог своей стажировки в Японии, я хочу отметить, что во главе всех современных технологий,  высокого уровня жизни, повсеместного идеального порядка стоят люди. Поэтому любые изменения и улучшения нужно начинать с людей, с их мышления и осознанности происходящего. А в первую очередь необходимо начать с себя самого.

И нам, и японцам определенно есть чему поучиться друг у друга. Желаю, чтобы у каждого появилась возможность посетить Японию, увидеть ее изнутри и сделать свои собственные выводы.

Текст был опубликован в корпоративной газете завода «РусВинил» с заголовком «Кайдзен в мелочах или философия постоянных улучшений».

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.