Банки
antropova@dknn.apress.ru эксперты Елена Бусыгина управляющий Нижегородским филиалом КМБ-Банка Михаил Гуревич председатель правления ЭЛЛИПС Банка Дмитрий Давыдов* председатель Волго-Вятского б
antropova@dknn.apress.ru
эксперты
Елена Бусыгина
управляющий Нижегородским филиалом КМБ-Банка
Михаил Гуревич
председатель правления ЭЛЛИПС Банка
Дмитрий Давыдов*
председатель Волго-Вятского банка СБ РФ
Наталья Елисеева
вице-президент по финансам и развитию банка «Нижний Новгород»
Тамара Конышева
управляющий Нижегородским филиалом Связь-Банка
Лидия Кострова
председатель правления ОАО НКБ «РАДИОТЕХБАНК»
Сергей Раков
региональный директор по информационной политике ОАО «Альфа-Банк»
Вячеслав Рассказов
президент ОАО ГБ «Нижний Новгород»
Станислав Спицын
начальник ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области
Александр Шаронов
председатель правления ОАО «НБД-Банк»
Почему улучшаются условия кредитования малого бизнеса
За что банки полюбили розничного потребителя
Каково будущее региональных банков
Банковский сектор в Нижегородской области развивается в три–шесть раз быстрее остальных отраслей экономики. По данным Главного управления Центробанка РФ по Нижегородской области (ГУ ЦБ НО), основные показатели банковской системы региона в первом полугодии 2006 г. по сравнению с аналогичном периодом прошлого года выросли на 30–50%. В регионе работает 89 самостоятельных банков, филиалов и представительств иногородних банковских учреждений. «У нас представлены почти все филиалы федеральных банков, имеется крепкая система региональных банков, среди которых — очень успешные», — характеризует нижегородский рынок региональный директор по информационной политике «Альфа-Банка» СЕРГЕЙ РАКОВ. По данным ОАО ГБ «Нижний Новгород», доля региональных банков на нижегородском рынке составляет около 26%. Наиболее крупные региональные банки — Нижегородпромстройбанк, Саровбизнесбанк, НБД-Банк, ЭЛЛИПС Банк, РАДИОТЕХБАНК, «Нижний Новгород», «Ассоциация», ВОКБАНК. Президент ОАО ГБ «Нижний Новгород» ВЯЧЕСЛАВ РАССКАЗОВ считает, что на развитие финансового рынка региона повлияло несколько факторов: приход зарубежных и крупных федеральных игроков, обострившаяся конкуренция, рост доходов населения, совершенствование законодательной базы и объединение капиталов. Рост финансового рынка эксперты связывают с развитием малого и среднего бизнеса, обслуживанием физических лиц.
По данным Сбербанка России (СБ РФ), сегодня лишь 10% малых предприятий в регионе пользуются банковскими кредитами. Банки видят потенциал рынка и развивают программы микрокредитования. ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ*, председатель Волго-Вятского СБ РФ: «Кредитование малого и среднего бизнеса — самый перспективный для банков рынок. Микрокредиты — это, в первую очередь, простая и доступная финансовая услуга. Для банков это возможность иметь диверсифицированный кредитный портфель. Выдавать множество небольших кредитов менее рискованно, нежели предоставлять один крупный заем».
Эксперты «ДК» указывают, что наиболее острая борьба идет за обслуживание часто кредитующихся торговых компаний. Кредитные организации меньше интересуются производством — риски промышленных предприятий просчитать трудно. В городе растет сфера услуг, но оказывающие услуги предприниматели редко берут банковские кредиты. ЕЛЕНА БУСЫГИНА, управляющий Нижегородским филиалом КМБ-Банка: «Заинтересовать клиента, имеющего парикмахерскую, стоматологический кабинет, салон красоты или ателье, пока трудно. Предприниматели предпочитают вкладывать в бизнес то, что заработали».
По видам продукта и процентным ставкам условия у всех банков схожие. Елена Бусыгина: «Настоящая конкуренция идет по условиям обслуживания — это индивидуальный подход к клиенту, квалификация персонала и т.д.». Эксперты «ДК» отмечают, что условия выдачи кредитов малым и средним предприятиям за последние два года существенно улучшились: снизились процентные ставки, срок кредитования увеличился до 10 лет, многие банки уменьшили минимальную (до $1000) и увеличили максимальную (до $500 тыс.) сумму кредита. Кредитные учреждения ввели новые программы, например, получение второго займа параллельно с первым, экспресс-займы, по которым деньги выдаются в течение одного дня без поручителей на основании минимального количества документов.
Банки, выдающие микрокредиты, работают на будущее. «Примерно 2,5% наших клиентов становятся крупными компаниями. Однако верность банку у них сохраняется», — подчеркивает Елена Бусыгина. Выдавая микрокредиты, банкиры рассчитывают воспитать квалифицированных клиентов. «В процессе сотрудничества с банком клиент «обрастает» комплексом услуг, — обращает внимание г-жа Бусыгина. — Вначале это кредиты, бизнес-консультирование, потом — овердрафт, лизинг, размещение денег на расчетных счетах, вкладах, депозитах, векселях, обслуживание в иногородних филиалах и т.д.».
Банки заинтересованы в расширении обслуживания клиента — они разрабатывают программы повышения финансовой грамотности. Наиболее известен образовательно-исследовательский проект «Лидер года. Малый и средний бизнес», который реализует НБД-Банк при поддержке Правительства Нижегородской области и Центра Предпринимательства США–Россия.
Рынок потребительского кредитования быстро развивается. По данным ГУ ЦБ НО, в 2006 г. физические лица получили на 75% больше кредитов, чем за аналогичный период прошлого года. На 1 июля общая задолженность по кредитам физических лиц составила 27 млрд руб. «Сегодня можно говорить о существенном росте потребительского кредитования, автокредитования, персональных кредитов и прогнозировать бум ипотечного кредитования», — считает Сергей Раков. Характеризуя ситуацию в Нижнем Новгороде, г-н Раков приводит данные исследований Альфа-Банка: за 2005 г. объем выданных ипотечных кредитов вырос более чем в три раза, персональных и автокредитов — в два, а потребительских — более чем в полтора раза.
Причины развития банковской розницы эксперты «ДК» видят в росте доходов, повышении финансовой грамотности. По информации Нижегородоблкомстата, в 2005 г. в регионе на четверть выросла средняя заработная плата, на 6% — покупательская способность населения. «По минимальным суммам вклада видно, что клиенты стали богаче, — замечает управляющий Нижегородским филиалом Связь-Банка ТАМАРА КОНЫШЕВА. — Нижегородцы все чаще обращаются в банк не только для того, чтобы открыть вклад. Они знают политику банка, активно интересуются новыми услугами». Банки учитывают растущую финансовую грамотность клиентов. «Мы развиваем новый перспективный формат обслуживания, когда у клиента появляется больше самостоятельности, часть операций он может сделать сам, причем некоторые в режиме on-line», — делится опытом Сергей Раков.
Главная проблема розницы — высокий процент просроченной задолженности. По оценкам экспертов, в рознично ориентированных банках доля невозвратов может доходить до 15%. По данным КМБ-БАНКа, в программы кредитования малого бизнеса закладывается 1–3% возможного невозврата кредитов, в потребкредитование — до 10%. Однако эксперты «ДК» считают кредитование физических лиц выгодным, поскольку процентные ставки перекрывают сумму убытка. Банки пытаются снизить риски кредитования физических лиц, применяют скоринговые системы. Вячеслав Рассказов: «Банки влияют на совершенствование законодательства в области потребительского кредитования. В ближайшее время услуги по потребкредитованию станут более грамотными и менее рискованными». Некоторые банки передают взыскание долгов на аутсорсинг коллекторским агентствам.
В 2005 г. в Нижегородском регионе открыли филиалы шесть иногородних банков (Инкасбанк, Русь-Банк, СДМ-Банк, Связь-Банк, «Юниаструм» и «Глобэкс»), четыре федеральных банка создали у нас представительства, а Фонд «Фора» основал в Нижнем Новгороде «Форус Банк». За 2006 г. нижегородский бизнес пополнился двумя филиалами банков — ОАО «Агроимпульс» (Воронеж) и ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» (Москва), а также двумя представительствами московских банков — ЗАО «Ситибанк» и ООО «Московский областной банк». До конца 2006 г. в городе начнет работать филиал Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV). Начальник ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области СТАНИСЛАВ СПИЦЫН прогнозирует усиление экспансии: «Регион продолжает оставаться привлекательным для кредитных организаций, в основном столичных. Зарегистрированные на территории 17 представительств московских банков могут быть преобразованы в филиалы». Эксперты «ДК» считают, что экспансия московского капитала в регион отражает общероссийскую ситуацию — кредитные организации открывают филиалы в городах с населением от 300 тыс. По данным агентства «Эксперт РА», в прошлом году регион занял шестое место по инвестиционному потенциалу среди субъектов РФ и восьмое — по минимальности инвестиционных рисков.
Большинство экспертов «ДК» считает, что благодаря росту рынка доля региональных кредитных организаций не уменьшится. АЛЕКСАНДР ШАРОНОВ, председатель правления ОАО «НБД-Банк»: «Во второй половине 90-х гг. доля региональных банков падала, но в последние годы она стабилизировалась. Я считаю, что на растущем рынке есть место и тем, кто сегодня работает, и тем, кто придет завтра». Эксперты видят потенциал роста в неразвитости рынка. По данным ГУ ЦБ, активно пользуются банковскими услугами пока только 5% нижегородцев, 20% периодически взаимодействуют с банками.
Эксперты отмечают, что в регионе работают сильные самостоятельные банки. Из 18 нижегородских банков 10 имеют собственные средства более пяти млн евро. Региональные банки используют свои конкурентные преимущества. Вячеслав Рассказов: «Крупным клиентам зачастую выгоднее работать с региональными банками — они более оперативно и индивидуально подходят к проблемам клиента». По словам Александра Шаронова, региональные банки ближе к клиенту, быстрее адаптируют продукты к его потребностям. «Не каждый федеральный банк пойдет навстречу, если речь идет о кейсе на небольшой кредит. Местные банки гибче, и здесь они всегда будут иметь преимущество», — считает г-н Шаронов.
Главный плюс федеральных банков —наличие крупных ресурсов. «Масштабность бизнес-задач, решаемых в федеральных банках, превышает масштабы бизнеса региональных банков, — поясняет Сергей Раков. — Анализ и видение ситуации в целом, отраслевые решения, сложно структурированные сделки, использование больших возможностей филиальной сети — все это дает дополнительные конкурентные преимущества федеральным банкам».
Эксперты «ДК» отмечают процесс консолидации нижегородского банковского бизнеса. В 2003 г. ОАО «АКБ Автогазбанк» объединился с московским АКБ «Ингосстрах-Союз», в 2005 г. к ОАО «АКБ Саровбизнесбанк» присоединился ОАО-НСКБ «Гарантия». В настоящее время два нижегородских банка — ЗАО «Росбанк-Волга» и ООО КБ «Приволжское ОВК» — готовятся к соединению с ОАО «АКБ Росбанк». «Одна из слабых сторон банковской сферы сегодня — невысокая капитализация, — замечает Вячеслав Рассказов. — Консолидация укрепляет позиции банка на рынке, позволяет оказывать более качественные и конкурентные услуги». «Большинство региональных банков не выживет в одиночку, если у них не будет сильных акционеров. В ближайшие пять лет, с приходом сильных игроков, они придут к необходимости объединяться капиталами и клиентами», — считает Елена Бусыгина.
Другой способ развивать региональные банки — налаживать взаимодействие с лидерами, расширяющими сеть в регионы. МИХАИЛ ГУРЕВИЧ, председатель правления ЭЛЛИПС Банка : «Один из вариантов подготовки к экспансии — стать квалифицированными продавцами финансовых продуктов крупных банков». По словам г-на Гуревича, перспективно также сотрудничать по субординированному кредитованию: крупный банк выдает 95% кредита, региональный предоставляет оставшиеся 5% и берет на себя большую часть «черновой» работы с клиентом. По такой программе ЭЛЛИПС Банк работает с ОАО «Российский Банк Развития».
Как отмечает вице-президент по финансам и развитию банка «Нижний Новгород» НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА, региональные и федеральные банки — партнеры на рынке межбанковского кредитования и «пластикового» бизнеса. Председатель правления РАДИОТЕХБАНКа ЛИДИЯ КОСТРОВА уверена в продуктивности такого партнерства: «Мы давно используем системы ANELIK и CONTAKT, созданные крупными федеральными банками для денежных переводов». Г-жа Кострова приводит пример сотрудничества с Россельхозбанком: «Мы начали кредитовать компанию «Золотой колос» фактически с «чистого поля». Сегодня это стабильно развивающаяся компания, которая требует большого объема инвестиций и обслуживается в кредитной организации федерального уровня — Россельхозбанке. При этом «Золотой колос» стал акционером РАДИОТЕХБАНКа». Представители федерального капитала согласны с перспективностью подобного взаимодействия. Дмитрий Давыдов*: «Региональные банки взращивают клиентов. Но когда возможностей банка уже не хватает, подключаемся мы и начинаем работать совместно. С развитием экономики это взаимодействие будет усиливаться».
Вячеслав Рассказов: «Рынок малого бизнеса останется перспективным еще долгое время».
Елена Бусыгина: «Чтобы поддержать малый бизнес, нужно расширять потребкредитование, в первую очередь для сотрудников малого бизнеса».
* - выполняет функции иностранного агента