Анатолий Чубайс:инновации невозможны без неудач

Венчурный инновационный бизнес не бывает без неудач. Поэтому важно проанализировать проекты запуска российских инновационных мощностей, говоря не только о достижениях.

Год назад мы в РОСНАНО говорили о программе «Тринадцать плюс». Год закончился, и можно сказать, что эти планы удалось выполнить: в стране пущено 13 новых производств — от Новосибирска до Питера. В 2012 г. мы намерены ввести еще 16 новых предприятий. Если учесть те проекты, которые у нас сейчас в работе, то надо приплюсовать еще 60 производств. Итого 89 предприятий — исходя из списка утвержденных проектов.

Для нас все эти островки новой экономики объединены в кластеры. Всего их 14 — от металлообработки и полимеров до медицинского кластера, включающего диагностику, терапию и хирургию.

Чтобы проиллюстрировать, сосредоточусь на кластере оптоэлектроники. Технологическая цепочка начинается с сырья для роста монокристаллов, например корунда. Потом появляется слиток. Из него режется пластина. На пластине происходит эпитаксия — с использованием особо чистых газов возникает чип для приемника или источника света. Например, для светодиода или оптоволокна, передающего световой поток. Это — сердцевина кластера, а на выходе — комплексное оборудование: либо осветительные приборы и системы, либо оптоэлектронные сенсоры, либо фотоприемные устройства.

Глядя на каждую из составных частей кластера, мы ясно видим, что для практически любой из них нужна серьезная, очень мощная исследовательская поддержка. Без R & D ни один из этих проектов не стал бы реальностью. И когда мы рассматриваем свои же бизнесы, мы за каждым видим один или даже несколько исследовательских центров. Например, это команда ученых, разработавших лучшие в мире вольфрамо-кобальтовые сплавы, обеспечивающие режущий инструмент для кластера такой прочностью, которая не существует в других проектах. И все бы хорошо, но выясняется, что сам режущий инструмент, созданный на основе этого сплава, команда разработчиков не очень в состоянии продать. И дело не в квалификации ученых. Ошибка в самой нашей бизнес-модели!

Если наши компетенции — в сфере производства материала, в данном случае нанокерамического порошка, то продуктом компании надо делать сам порошок. Заскакивать на следующий этап, пытаться ухватить рынок под названием «металлорежущий инструмент», на котором существуют десятки мировых лидеров с пятидесятилетней историей, было ошибкой! Неправильно, отталкиваясь от одного только материала, попасть в лидеры сложнейшего рынка металлорежущего инструмента.

Эта ошибка привела бизнес в сложное положение, мы вынуждены были принимать серьезные антикризисные решения. Отказались от продажи инструмента, сосредоточившись на сбыте нанокерамического порошка, в котором и была заключена главная компетенция команды.

Другой пример — когда рынок не соответствует ожиданиям. Специалисты знают, что сейчас происходит в секторе солнечной энергетики. Произошло радикальное ухудшение конъюнктуры первичной стадии. Цены на с­ырье — поликремний — за три года упали со $123 до $23. Во-первых — из-за колоссального ввода мощностей в Китае, объемы которых существенно превышают возможности рынка. И во-вторых — из-за снижения субсидирования программ развития солнечной энергетики, прежде всего в Европейском союзе.

У нас есть несколько проектов в этой области, в том числе по производству самого поликремния — завод в Усолье-Сибирском, который оказался в очень сложном положении. К счастью, мы про­шли кризисный этап, сменили менеджмент. Сейчас там осуществляется настолько эффективная программа борьбы с издержками, что она позволяет разместить продукцию даже в этих — крайне низких — ценах. В ближайшее время мы должны выйти на мощность 5 тыс. т в год, что снизит себестоимость.

Но мы должны понимать, что возможны ситуации, когда мы не справимся с ухудшением конъюнктуры. Возможны ситуации, когда мы настолько ошиблись в рынке или он настолько рухнул (а в инновационных отраслях это бывает), что нам придется закрывать бизнесы.

Решение — только в диверсификации. Только в управлении портфелем, в балансе более рискованных и менее рискованных проектов, чтобы совокупный риск был приемлемым.

Анатолий Чубайс

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.