Американский миссионер фастфуда
Владелец сети ООО «Бродвей Пицца» Дерек Миллер, американец по происхождению, строит свою сеть заведений быстрого обслуживания по наитию. Однако, каждый год оборот его компании прирастает на 40%.
досье
Дерек Миллер
Родился в 1969 г. в г. Рочестер, штат Нью-Йорк.
Образование: Обладатель двух дипломов бакалавра по истории и русскому языку, полученных в университетах Вашингтона и Колорадо.
В 1997 г. получил магистерский диплом Международной школы менеджмента и бизнеса при Аризонском университете
Карьера: 1991—1996 гг. — работал переводчиком в газете и учителем в гимназии № 67 Москвы. Затем преподавал в одной из частных школ для детей «нефтяной элиты» г. Сургута.
1996 — 2002 гг. — директор нижегородского Фонда долевого участия в малых предприятиях при Европейском банке реконструкции и развития. В Нижнем Новгороде при его участии инвестировано 13 проектов, в том числе компаний «Д-Графикс», «Сенди», ПК ЗАО «ОКА» (торговая марка «Верлей»).
С 2002 г. — владелец и директор ООО «Бродвей Пицца»
Семейное положение: Женат, воспитывает двоих детей.
На визитке Дерека Миллера его должность записана как «генератор идей». Нижегородский американец директором себя не считает. Он воспринимает своих топ-менеджеров как клиентов, которым должен предложить идеи совершенствования их труда. Управляющие относятся как к своим клиентам к линейным сотрудникам. И так по всей цепочке — вплоть до посетителей заведений ООО «Бродвей Пицца».
Американский историк Дерек Миллер специализировался на Советском Союзе. Осознав, что история этой страны творится сейчас и изучать ее по статьям в американских газетах — не дело, Дерек собрал вещи и поехал поучаствовать в перестройке лично: «Я приехал в Россию марте 1991-го, а в августе уже сидел на танке под стенами Белого дома и боролся за демократию в вашей стране». Демократия победила, и Дерек Миллер остался в России поработать по специальности. За пять лет в качестве преподавателя истории он объездил почти всю страну. Потом решил сменить профессию, закончил MBA в США. Получив диплом, устроился в инвестиционный фонд в Нижнем Новгороде. Интерес к иностранному капиталу был высокий, мало кто понимал, какими должны быть инвесторы, но американское происхождение вызывало повсеместное уважение, поэтому Миллер удачно «вписался» в новую для него сферу деятельности. Дерек снова объехал всю Россию, только уже в качестве инвестора: небольшие перспективные предприятия часто приглашали представителей инвестиционных фондов для анализа своей деятельности и последующего финансирования. «За несколько я лет насмотрелся на российские предприятия разных сфер деятельности, наобщался с директорами и собственниками — чуток подтянул свои представления о менеджменте и маркетинге и понял, что можно начинать собственное дело».
В Нижнем Новгороде он обосновался случайно — русская жена Дерека Миллера родом из нашего города. Зато в выборе направления был только расчет, хотя и приблизительный. Ресторанный бизнес для Дерека Миллера был на тот момент самым понятным, а ниша пиццерий еще пустовала. К этому времени в городе успели открыться и закрыться несколько пиццерий сети «Нью-Йорк Пицца», других конкурентов в регионе не наблюдалось. В 2002 г. Дерек решился на открытие своего первого заведения на ул. Большая Покровская. «Городу нужны были предприятия быстрого обслуживания не только в лице Макдональдса. Во всем мире есть три направления в фастфуде — гамбургер, пицца и курица, — говорит Дерек Миллер. — С империей Рональда Макдональда мне не тягаться, курица — продукт для меня слишком незнакомый, поэтому оставалась только пицца». Основы работы пиццерии Дерек постигал в Новосибирске, у своего американского знакомого — владельца местной сети пиццерий. Там же он «позаимствовал» рецепты четырех основных видов пиццы, которые до сих пор остаются основными в его заведениях: «Мясная», «Гавайская», «Пепперони» и «Бродвей». Дерек Миллер, до этого практически не имевший дел с кухней, буквально жил в своей первой пиццерии на ул. Большая Покровская. Дерек Миллер: «Многие приходили не столько за пиццей, сколько посмотреть на живого американца «у печи». Сам не готовил, но в процессе участвовал активно — то напиток подам, то с клиентом пообщаюсь». На главной пешеходной улице города появился свой «Бродвей». Дерек недолго думал над названием своей сети: «Хотелось, чтобы у людей мы ассоциировались с чем-то чисто американским. А что может быть «чище», чем Нью-Йорк и его знаменитая улица».
Личный бизнес, начатый с нуля и на собственные деньги, в понимании Дерека Миллера — самый ценный опыт, какой может быть у бизнесмена. «Когда ты собрал все свои накопления, вложил наследство от бабушки, занял у родственников и на все свои деньги открыл одно заведение, ты относишься к своему бизнесу по-другому. У тебя больше нет права на ошибку, потому что, если ты не заработаешь сегодня, завтра у тебя не будет средств на закупку продуктов », — рассказывает г-н Миллер. Бизнесмен, к началу двухтысячных годов накопивший немало связей в российском бизнесе, мог без труда найти партнера со стартовыми инвестициями для открытия заведения. Однако, опыт его знакомого американца из Новосибирска, который работал с русским партнером, показал, что делать бизнес на двоих крайне сложно. «Разногласий может быть много. Мой друг разошелся с партнером после кризиса 1998 г., поскольку они не смогли принять единую стратегию развития сети заведений. Теперь пять пиццерий у одного, пять — у другого. Это не бизнес — ты постоянно ищешь компромиссы с партнером, а не занимаешься главным», — считает Дерек.
А главным для Миллера было в одном заведении отработать технологию. Миллер изначально планировал развивать сеть заведений. Бизнесмен выстраивал модель, которую можно транслировать из одного района города в другой. Дерек производит впечатление добродушного собственника, и в небольшой компании все общаются на равных. Кажется, в «Бродвей Пицце» царит демократия. Однако, Дерек Миллер утверждает, что стиль управления у него все-таки авторитарный. «Мы, конечно, общаемся без формальностей, компания все-таки небольшая, но демократия у нас в «Бродвей Пицце» так и не победила. Пробовал — не получается. Не работает эта система в России, люди начинают забываться, когда им даешь слишком много свободы». Но и приказывать он не любит. Миллер предпочитает «генерировать идеи» вместе с подчиненными. Каждая планерка с управляющими проходит в режиме мозгового штурма и каждую идею в компании пытаются внедрить, чтобы проверить ее эффективность. К примеру, Дерек однажды обратил внимание на раздосадованную мать в пиццерии: ее ребенок разлил «Кока-Колу» еще до того, как принесли пиццу. Тогда кто-то из менеджеров пожалел ребенка и подал ему еще один стакан бесплатно. На планерке менеджеры решили, что это необходимо ввести в практику.
Своих управляющих ресторатору пришлось выращивать самому: найти директора ресторана с опытом работы и чтобы «не воровал» в Нижнем Новгороде оказалось невозможно. У себя Миллер выстроил систему, аналогичную «Макдональдсовской» — на работу Дерек принимает студентов, которые вырастают до управляющих.
В 2003 г он открыл две пиццерии: в кинотеатре «Сормовский» и на пр. Ленина. Намаявшись в здании на Б. Покровской, где периодически требовался капремонт, а арендные ставки постоянно росли, Дерек решил повременить со строительством сети одиночных заведений. В 2004-2005 гг. в Нижнем Новгороде начался «бум» торгово-развлекательных центров. Дерек стал развивать свои заведения на фудкортах. «Во время переговоров с руководителями строящегося ТРЦ «Муравей» на пр. Ленина мы предложили занять сразу половину фудкорта, открыв три заведения», — вспоминает Дерек Миллер. Кроме пиццы бизнесмен был знаком и с мексиканской кухней. Поэтому в дополнение к пиццериям решил основать сеть мексиканских кафе «Чимичанга». Для этого пришлось лишь незначительно менять отработанные в «Бродвей Пицце» технологии — фактически заменились только продукты. Заодно, чтобы расширить ассортимент, Дерек открыл заведение Ice King и предложил клиентам фудкорта в дополнение к пицце и мексиканской еде мороженое. По словам г-на Миллера, единственное заведение в его сети, которое не растет стремительно по оборотам, а остается на том же уровне рентабельности, — самая первая «Бродвей Пицца» на ул. Большая Покровская. У компании ООО «Бродвей Пицца» в течение 2008 г.закончится договор аренды здания с администрацией города, и Дерек Миллер не уверен, что будет пытаться продлить его: «Сейчас, когда количество площадей на фудкортах ТРЦ постоянно прирастает, вкладываться в поддержание рабочего состояния здания мы уже не готовы».
В своем бизнесе Дерек старался действовать и развиваться так, как бы это делал русский бизнесмен. Однако, американский менталитет проявился именно тогда, когда в городе началась борьба между рестораторами за лучшие места в городе. «Когда я приехал в Россию, я был более русским, чем сейчас. Я бы не сказал, что мне мешает в бизнесе мой менталитет, но, например, нам могут не достаться выгодные места, потому что я ни с кем не тусуюсь», — рассказывает Дерек Миллер. Переговоры владелец «Бродвей Пиццы» проводит достаточно просто: «приходит и предлагает». Если владелец площадей соглашается, они начинают работать.
Самым любимым городом для Дерека Миллера оказались Чебоксары. Он открыл его для себя, когда решил, что пора покидать пределы Нижегородской области и открывать свои заведения в других регионах. В конце 2006 г. Дерек Миллер вместе с женой сел в машину и поехал по близлежащим регионам — осмотреться. Чебоксары были в списке первыми. Количество строящихся торговых центров в городе оказалось не меньшим, чем в Нижнем Новгороде. А рынок заведений быстрого обслуживания пустовал. «Мы просто приходили в гости к управляющим строящихся ТЦ и предлагали им организовать фудкорт. В большинстве случаев мы были первыми рестораторами, кто предлагал свои услуги». Но полюбил Чебоксары Дерек вовсе не за отсутствие серьезных конкурентов. Ему оказался близок местный менталитет: «Это удивительно чистый город. Не потому что там хорошо убираются, а потому что люди сами не сорят. Мне всегда было сложно понять, как можно «мусорить» там, где ты живешь. Так же и в бизнесе — ты им живешь, люди работают в компании. И дела идут «чисто», когда каждый относится к делу, как к своему».
За два года Дерек открыл свои заведения в Чебоксарах, Иваново и Ярославле. Сейчас сеть Миллера насчитывает восемь пиццерий, четыре заведения с мексиканской кухней и два кафе-мороженых.
Курица, которой поначалу сторонился Дерек Миллер, в ближайшее время станет новым предложением ООО «Бродвей Пицца». На футкорте одного из ТРЦ рядом с «Бродвей Пицца», «Чимичанга» и Ice King он откроет куриный фастфуд. Кроме того, бизнесмен планирует открыть классический ресторан. Только не в Нижнем Новгороде, а в Чебоксарах. Он давно об этом мечтал. Владелец чебоксарского торгового центра настоял, чтобы площади фудкорта были освоены именно в новом для Дерека формате: «Торговый центр находится в центре города, вид из окон открывается удивительный, поэтому собственник хочет, чтобы люди не просто «перекусывали», а приходили и наслаждались видом и приятно проводили время». На первых порах здесь будет та же кухня: пицца плюс мексиканская еда и мороженое, только с полным циклом обслуживания. Впоследствии, когда Дерек «разберется» с курицей, добавится новое предложение. Новшества он предпочитает опробовать не в Нижнем Новгороде, а в регионах с менее насыщенными рынками, где больше возможностей для экспериментов. В течение года ресторан с полным обслуживанием должен появиться и в Нижнем Новгороде. Дерек хочет также отработать технологию в одном заведении и сделать модель транслируемой во все регионы.
Планирует он развивать и еще один сегмент. «В России самым востребованным форматом оказалась обычная столовая с простой русской кухней». По его словам, несмотря на то, что в России любят пробовать что-то новое и уникальное, наибольший доход здесь приносят традиционные русские продукты. Посмотрите, как растет «Едок», по сути, это хорошо сделанная русская столовая», — говорит Дерек Миллер. В начале марта 2008 г. он открыл «Бродвей Пиццу» в ТРЦ «Шоколад». Чтобы получить площади на фудкорте этого ТРЦ, ему пришлось купить компанию «Горячая линия», которая владеет не только заведением на фудкорте, но и точкой продажи готовых продуктов в «Рамсторе». «Буду экспериментировать. Сначала знакомиться с русской кухней, работая в «Рамсторе», а потом на базе «Горячей линии» прорабатывать формат заведений с разнообразной кухней: американской, итальянской, мексиканской», — делится планами Дерек Миллер.