Развитие рынка e-commerce: куда податься селлерам при ужесточении правил на маркетплейсах

Рынок e-commerce в России активно растет, подстраиваясь под запросы покупателей и новейшие технологии. Торговые площадки уже не просто места для покупок — они становятся полноценными экосистемами.
В ходе сессии «Платформенные решения для индустрий», которая прошла в рамках ЦИПР-2025, эксперты рассмотрели, как платформы и маркетплейсы могут развиваться и трансформироваться, а также обсудили развитие нормативно-правовой базы.
Согласно информации от Data Insight, в 2024 году объем рынка онлайн-продаж в России составил 11,2 трлн рублей и 6,8 млрд заказов. В денежном выражении рынок увеличился на 39%. Средняя стоимость заказа составила 1 650 рублей, что на 4% меньше, чем в предыдущем году.
Спикеры затронули проблемы, с которыми сталкиваются продавцы на маркетплейсах. Они обратили внимание на то, что селлерам работать становится всё труднее выходить и развивать свой бизнес из-за увеличения комиссий и автоматического добавления маркетплейсами акций и скидок к товарам.
Поэтому в дальнейшем, считают эксперты, селлеры будут продолжать искать альтернативные методы продвижения своих брендов, товаров и услуг, а также новые возможности для размещения рекламы.
По словам директора eCommerce Т-Банка Ильи Кретова, ожидается, что рынок eCom продолжит демонстрировать рост на уровне 20-30% в год. На текущий момент на рынке функционирует порядка 350-450 тысяч активных продавцов, поэтому сохраняется потребность в новых платформах для продвижения и прямой коммуникации с потребителями.
«90% всех транзакций в России уже проходит через маркетплейсы, а их доля на рынке электронной коммерции составляет около 65-70%. Селлеры, которые являются основой маркетплейсов, выходят на эти платформы гигантскими темпами — по 10-15 тысяч в месяц. Этот темп замедляется, но новым продавцам становится всё сложнее пробиться на маркетплейсы, так как очень сложно продать уникальный товар из-за большой ценовой конкуренции и высоких затрат на продвижение карточки. Поэтому в рамках антихрупкости бизнеса большое количество селлеров начнёт пробовать несколько площадок, чтобы найти наиболее эффективную. Я вижу, что все движется в сторону мультиканальности и, возможно, прямого взаимодействия с клиентами (D2C). Уже многие селлеры начали создавать собственные торговые марки, чтобы иметь бренд-представительство. В дальнейшем это может привести к созданию собственных сайтов и новых альтернативных источников для маркетплейсов», — сказал Илья Кретов.
Сохранить разнообразие и стимулировать развитие рынка
В контексте обсуждения перспектив развития электронной коммерции, государственные органы стремятся усилить контроль над технологиями, требуя более строгого анализа алгоритмов и обязательной проверки данных. Это обусловлено необходимостью обеспечения безопасности и прозрачности работы различных платформ.
По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Сергея Плуготаренко, в России есть сильные национальные игроки, и сейчас стоит цель — не борьба с иностранными платформами, а развитие отечественного рынка. Однако для этого необходимо учитывать несколько факторов. «Во-первых, нужны чёткие рамочные требования. Они должны устанавливать основные правила игры на рынке и быть сбалансированными для всех участников. Во-вторых, государство должно защищать интересы граждан, их персональные данные и права. В-третьих, клиентоориентированность должна быть на первом месте. Кроме того, нельзя замыкаться в рамках собственного рынка, игроки должны быть готовы к конкуренции», — пояснил Сергей Плуготаренко.
Эксперты отметили, что контроль — это важный аспект, но пока сложно реализуемый.
Илья Кретов отметил, что важна и открытость: «Платформы стали критическими инфраструктурными элементами, такими как логистика и финтех. Мы выступаем за то, чтобы продавцы могли выбирать решения, которые подходят им лучше всего. Например, если продавец хочет предоставить доступ к определенному сервису на маркетплейсе, он должен иметь возможность использовать инфраструктуру платформы для этого. Или, если маркетплейс ограничивает логистику, продавец должен иметь возможность использовать ее вне платформы. Это может стимулировать инновации и развитие рынка».
В то время как регулирующие органы и ключевые участники рынка обсуждают способы контроля за деятельностью цифровых платформ и маркетплейсов, Т-Банк уже предоставляет новый сервис — товарную витрину и рекламную площадку Шопинг. Она позволяет продавцам, в том числе теперь и селлерам, не только продавать товары клиентам банка, но и размещать информацию о специальных предложениях, таких как повышенный кэшбэк, карточки товаров и акционные баннеры. Эти материалы доступны наиболее заинтересованным потенциальным клиентам, которые ежедневно проводят в экосистеме банка в среднем 9 минут и используют приложение банка 36 раз в месяц. На текущий момент покупателям из числа клиентов банка выплачено более 500 млн рублей кэшбэка.
«Это не маркетплейс, а партнёрская платформа, которая позволяет продавцам эффективно продвигать свои товары и развивать бренды с минимальными затратами. А цель сервиса — не конкурировать с онлайн-ритейлерами, а предоставить им инструменты, включая финансовые технологии, искусственный интеллект и доступ к многомиллионной аудитории банка», — отметил Илья Кретов.
Читайте также на NN.DK.RU — Первый региональный дата-центр открыли в Нижнем Новгороде.









