Развитие рынка e-commerce: куда податься селлерам при ужесточении правил на маркетплейсах

Развитие рынка e-commerce: куда податься селлерам при ужесточении правил на маркетплейсах
Автор фото: Марат Даминов. Иллюстрация: Пресс-служба ЦИПР

Рынок e-commerce в России активно растет, подстраиваясь под запросы покупателей и новейшие технологии. Торговые площадки уже не просто места для покупок — они становятся полноценными экосистемами.

В ходе сессии «Платформенные решения для индустрий», которая прошла в рамках ЦИПР-2025, эксперты рассмотрели, как платформы и маркетплейсы могут развиваться и трансформироваться, а также обсудили развитие нормативно-правовой базы.

Согласно информации от Data Insight, в 2024 году объем рынка онлайн-продаж в России составил 11,2 трлн рублей и 6,8 млрд заказов. В денежном выражении рынок увеличился на 39%. Средняя стоимость заказа составила 1 650 рублей, что на 4% меньше, чем в предыдущем году.

Спикеры затронули проблемы, с которыми сталкиваются продавцы на маркетплейсах. Они обратили внимание на то, что селлерам работать становится всё труднее выходить и развивать свой бизнес из-за увеличения комиссий и автоматического добавления маркетплейсами акций и скидок к товарам.

Поэтому в дальнейшем, считают эксперты, селлеры будут продолжать искать альтернативные методы продвижения своих брендов, товаров и услуг, а также новые возможности для размещения рекламы.

По словам директора eCommerce Т-Банка Ильи Кретова, ожидается, что рынок eCom продолжит демонстрировать рост на уровне 20-30% в год. На текущий момент на рынке функционирует порядка 350-450 тысяч активных продавцов, поэтому сохраняется потребность в новых платформах для продвижения и прямой коммуникации с потребителями.

«90% всех транзакций в России уже проходит через маркетплейсы, а их доля на рынке электронной коммерции составляет около 65-70%. Селлеры, которые являются основой маркетплейсов, выходят на эти платформы гигантскими темпами — по 10-15 тысяч в месяц. Этот темп замедляется, но новым продавцам становится всё сложнее пробиться на маркетплейсы, так как очень сложно продать уникальный товар из-за большой ценовой конкуренции и высоких затрат на продвижение карточки. Поэтому в рамках антихрупкости бизнеса большое количество селлеров начнёт пробовать несколько площадок, чтобы найти наиболее эффективную. Я вижу, что все движется в сторону мультиканальности и, возможно, прямого взаимодействия с клиентами (D2C). Уже многие селлеры начали создавать собственные торговые марки, чтобы иметь бренд-представительство. В дальнейшем это может привести к созданию собственных сайтов и новых альтернативных источников для маркетплейсов», — сказал Илья Кретов.

Развитие рынка e-commerce: куда податься селлерам при ужесточении правил на маркетплейсах 1

Сохранить разнообразие и стимулировать развитие рынка

В контексте обсуждения перспектив развития электронной коммерции, государственные органы стремятся усилить контроль над технологиями, требуя более строгого анализа алгоритмов и обязательной проверки данных. Это обусловлено необходимостью обеспечения безопасности и прозрачности работы различных платформ.

По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Сергея Плуготаренко, в России есть сильные национальные игроки, и сейчас стоит цель — не борьба с иностранными платформами, а развитие отечественного рынка. Однако для этого необходимо учитывать несколько факторов. «Во-первых, нужны чёткие рамочные требования. Они должны устанавливать основные правила игры на рынке и быть сбалансированными для всех участников. Во-вторых, государство должно защищать интересы граждан, их персональные данные и права. В-третьих, клиентоориентированность должна быть на первом месте. Кроме того, нельзя замыкаться в рамках собственного рынка, игроки должны быть готовы к конкуренции», — пояснил Сергей Плуготаренко.

Эксперты отметили, что контроль — это важный аспект, но пока сложно реализуемый.

Илья Кретов отметил, что важна и открытость: «Платформы стали критическими инфраструктурными элементами, такими как логистика и финтех. Мы выступаем за то, чтобы продавцы могли выбирать решения, которые подходят им лучше всего. Например, если продавец хочет предоставить доступ к определенному сервису на маркетплейсе, он должен иметь возможность использовать инфраструктуру платформы для этого. Или, если маркетплейс ограничивает логистику, продавец должен иметь возможность использовать ее вне платформы. Это может стимулировать инновации и развитие рынка».

В то время как регулирующие органы и ключевые участники рынка обсуждают способы контроля за деятельностью цифровых платформ и маркетплейсов, Т-Банк уже предоставляет новый сервис — товарную витрину и рекламную площадку Шопинг. Она позволяет продавцам, в том числе теперь и селлерам, не только продавать товары клиентам банка, но и размещать информацию о специальных предложениях, таких как повышенный кэшбэк, карточки товаров и акционные баннеры. Эти материалы доступны наиболее заинтересованным потенциальным клиентам, которые ежедневно проводят в экосистеме банка в среднем 9 минут и используют приложение банка 36 раз в месяц. На текущий момент покупателям из числа клиентов банка выплачено более 500 млн рублей кэшбэка.

«Это не маркетплейс, а партнёрская платформа, которая позволяет продавцам эффективно продвигать свои товары и развивать бренды с минимальными затратами. А цель сервиса — не конкурировать с онлайн-ритейлерами, а предоставить им инструменты, включая финансовые технологии, искусственный интеллект и доступ к многомиллионной аудитории банка», — отметил Илья Кретов.

Читайте также на NN.DK.RU — Первый региональный дата-центр открыли в Нижнем Новгороде.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.