Николай Ходов: «Логистический ребус в этом году мы решили»

Николай Ходов: «Логистический ребус в этом году мы решили»
Иллюстрация: Архив ДК

«Главной задачей 2024 года было — осуществить логистический переворот, сделать маневр между нашими производствами в Нижегородской области и Малайзии».

В 2023 году расходы российских предприятий на экологию достигли 1,3 трлн руб., что почти на 17% выше, чем в 2022. Многие компании крупного бизнеса вынуждены выделять так называемый «зеленый» бюджет, нивелируя последствия своей профессиональной деятельности и следуя за ужесточением законодательства в сфере экологической безопасности. Однако не все компании ждут распоряжений регулятора, а есть те, кто сам активно участвует в создании прогрессивной нормативной базы в этом направлении.

Исследовать вопрос экологической безопасности холдинг «Оргхим» начал еще в 2004 году. 2024 год можно назвать знаковым в этом вопросе, так как впервые компания добилась внесения изменений в ГОСТ по канцерогенной безопасности для производителей шин, что обяжет их сделать свои производства и изделия более безопасными, а рынок — цивилизованным.

Николай Ходов: «Логистический ребус в этом году мы решили» 1Генеральный директор биохимического холдинга «Оргхим» Николай Ходов в интервью NN.DK.RU рассказал подробнее о том, что означает не только играть по правилам, но и создавать свои, о канцерогенной безопасности и совершенном логистическом перевороте, а также пояснил, почему для него десять стартов и один финиш, — это вполне хороший бизнес.

Каким был уходящий год для вас, для «Оргхима» и в целом для отрасли?

— Сложно назвать уходящий год простым и легким. Вообще, за всю историю управления я ни один год не могу назвать легким и абсолютно радостным. Это, безусловно, был год тяжелой работы и изменений.

Начался он с серьезного санкционного удара по нашей экспортной деятельности. Поставки в Европу, которые осуществлялись из Нижегородской области, полностью были запрещены.

Соответственно, главной задачей 2024 года было — осуществить логистический переворот, сделать маневр между нашими производствами в Нижегородской области и Малайзии для того, чтобы разрешенную продукцию отвезти на азиатские рынки, а неразрешенную — переориентировать на европейские.

Подводя итоги, можно говорить о том, что логистический ребус компания «Оргхим» решила.

Но самый главный итог, которым мы по-настоящему гордимся в этом году — из области миссии компании. Впервые за все время существования российского права, было введено регулирование канцерогенной безопасности.

Вы говорите об инициативе, с которой «Оргхим» выступал еще в 2012 году, а именно о введении техрегламента или ГОСТа для шин?

— Да, об этом. Первая наша презентация о том, что необходимо ввести канцерогенную безопасность, была представлена в Госдуме РФ в 2012 году. Но именно в 2024 году произошли серьезные подвижки в этом вопросе. Мы рассчитываем, что до конца года соберется комиссия под председательством первого вице-премьера Дениса Валентиновича Мантурова и поставит точку в планах на нормативное регулирование на 2025 год. Соответствующие изменения в постановление Правительства РФ о сертификации шинной продукции будут введены.

А почему так долго решался этот вопрос?

— Определенное время ушло на убеждение в том, что это регулирование необходимо в пользу граждан, населения, а не только для отдельных компаний подобно нашей, которая является производителем безопасных продуктов, применяемых производителями шин. Но сегодня уже, наверное, никто не сомневается в серьезной опасности такого вещества как бенз(а)пирен. Это название уже и у домохозяек на слуху.

Николай Ходов: «Логистический ребус в этом году мы решили» 2

Какой в итоге будет принят документ по этому вопросу?

— Сегодня уже разработан ГОСТ Российской Федерации на шины, в котором введено процентное ограничение на целый перечень опасных канцерогенов, вызывающих онкологические заболевания. Наша задача — совсем исключить вредные компоненты из состава шин, а не снизить уровень или установить поменьше %, потому что невозможно дозировать вещества, которые в итоге убивают людей. Это же не процент жира в молоке.

После ГОСТа будет выпущено постановление Правительства РФ, которое введет обязательную сертификацию шин на канцерогенную безопасность. И вот здесь мы видим еще одну свою задачу — участие в создании Российского Центра компетенций по канцерогенной безопасности на территории Нижегородской области в партнерстве с «Нижегородским НОЦ» мирового уровня на базе ННГУ им. Лобачевского.

Такие возможности есть и у Уни­вер­ситета, и у наших специалистов. У любого производителя будет возможность получить или не получить в зависимости от результатов анализа, сертификат канцерогенной безопасности, обратившись в специализированную лабораторию.

А сертификация предполагает ответственность производителя?

— Конечно. Любая продукция, требующая сертификации — это полный контроль. В данном случае речь еще идет и о предотвращении ввоза некачественной или контрафактной продукции. Почему мы говорим о контрафакте? Потому что сейчас она может не соответствовать ГОСТу. То есть по внешнему виду это шина, но с точки зрения безопасности, для здоровья граждан, она представляет опасность. И, надеемся, в ближайшем будущем Федеральная таможенная служба будет проверять наличие этого сертификата, именно российского. С точки зрения внутреннего контроля — это Роспотребнадзор.

Разработка ГОСТ, внесение изменений в нормативную базу, почти 20 лет трудов в этом направлении — вот это целеполагание.

— Я бы хотел отметить, что это все было бы невозможно без активного участия правительства Нижегородской области и, конечно же, личной позиции губернатора Глеба Сергеевича Никитина. Еще будучи в Министерстве промышленности, он сталкивался с проблематикой национально-технического регулирования опасных веществ. И тогда решение было выбрано — идти наднациональным путем. То есть, в рамках ЕАЭС делать общее регулирование по химии, выводить опасные компоненты.

Николай Ходов: «Логистический ребус в этом году мы решили» 3

Компания «Оргхим» по-прежнему входит в тройку мировых производителей технологических масел для шин и каучуков. Как изменилась доля компании за год?

— Да, на европейском рынке наши доли сократились, но мы при этом растем в Китае, и в целом в Азии, наращиваем наше малайзийское производство. Сейчас наша доля на мировом рынке составляет от 11 до 20 процентов.

Вы рассказали о вашем сотрудничестве с НОЦ, также мы видим, что «Оргхим» активно поддерживает конкурс инновационных проектов в области малотоннажной химии. Вам это зачем?

— Эту кооперацию с Университетом мы очень ценим. Наш R&D-центр сейчас находится в Институте химии ННГУ. Наши специалисты активно привлекают студентов — это «свежие мозги». Студент, приходящий в нашу лабораторию, делающий задачу «для себя», в то же время работает над решением задачи конкретного производства. Конечно, что-нибудь может пойти не так, но «вау-эффект» от новых идей значительно превышает эти риски.

Именно поэтому мы всегда стремимся поддерживать и софинансировать проекты, которые двигают науку и производство вперед.

При вашей поддержке был запущен роботизированный молочно-товарный комплекс «Никитино» в Уренском районе. Если с ННГУ все понятно, то сельское хозяйство — уж совсем далекое от химии направление. В чем профит данного проекта для «Оргхима»?

— По большому счету, это такая коллаборация — вложение своих собственных компетенций в результат других инвесторов. Когда объем твоей продукции, уходящей на экспорт, резко сокращается, в первую очередь, страдает инвестиционное подразделение. При этом компании хочется сохранить и денежный поток, и рост, и рынки, и применить свои накопленные за все время работы компетенции.

Данный проект — результат кооперации, когда инвестором выступил не «Оргхим», но мы решили вопрос с компетенциями людей, которые полностью смогли сопроводить этот инвестпроект.

Вы часто в своих ответах используете слово коллаборация и приводите примеры успешных проектов. А можете привести примеры неуспешных?

— Смотрите, если на столе лежит 10 проектов и идей и только один или одна из них выстрелит — это круто. При этом нельзя оставшиеся девять признавать неуспешными. Если ты проработал с партнером, даже подписал с ним какой-то протокол о намерениях, сделал расчеты, потратил время, но в ходе определенной работы решил, что ресурсы лучше направить в другое направление — это не неуспешный проект, это отбор. Неуспешный проект — это когда ты вложил уже с партнером кучу денег, а он не заработал. Слава Богу, таких примеров привести не могу. Поэтому для меня десять стартов и один финиш — хороший бизнес.

Николай Ходов: «Логистический ребус в этом году мы решили» 4

Сейчас теме ESG уделяется достаточно много внимания, ваша компания — не исключение. На ваш взгляд, ESG-повестка — это временный тренд или все же реально рабочий механизм? Вообще, в текущих экономических условиях ESG-повестка актуальна для бизнеса?

— ESG — это хоть буквы и английские, но это еще и неизбежная компиляция всех усилий, которые так или иначе многими делаются. Когда только эта аббревиатура появилась, мы поняли, что «Оргхим» эти все мероприятия делает давно, но фиксируется эта деятельность в разных документах. Сведение всей стратегии в одну отчетность — это очень важный момент.

Пример внедрения ГОСТа и стандартов канцерогенной безопасности в России —это все три буквы, но в отдельности можно выделить G (ответственное корпоративное управление — прим. ред.).

Мы включили ту же самую канцерогенную безопасность себе в задачи, в свою стратегию. Вообще, ESG-повестка это уже не нечто инородное. Скажем, нельзя собирать оперативку общую и отдельно совещание по ESG, то есть, вот сейчас мы о делах поговорим, а потом о чем-то инородном. Нет, ESG-повестка отражает все задачи, которые мы запланировали.

Мне многие говорили, что идет СВО, а вы тут говорите об увеличении продолжительности жизни населения за счет введения каких-то нормативов. Да, мы заботимся в целом о здоровье населения.

Влияние твоей деятельности на окружающую среду, на социальную ответственность, на взаимоотношения с государственными органами — это все объединяет ESG и важно независимо от того, что происходит в других отраслях, в стране, в мире.

«Оргхим» активно поддерживает различные спортивные мероприятия, ваша команда по мини-футболу участвует в различных турнирах. Кстати, почему именно этот вид спорта поддерживает «Оргхим»? Вы сами в него играете?

— Надо разделить вопрос на две части. У нас есть активность наших сотрудников, а есть поддержка профессионального спорта. Корпоративный спорт и профессиональный спорт — разные вещи.

В первом случае мы активно пропагандируем здоровый образ жизни среди сотрудников, поддерживаем любую физическую активность и придумываем разнообразные челленджи и задачи в этом направлении. Конечно, в этом плане есть и меркантильный интерес, ведь активно занимающийся спортом коллектив меньше болеет. У нас есть корпоративные команды по бегу, а в этом году добавилось еще плавание.

А второе — это то, что на сегодняшний день из нашей корпоративной команды выросла профессиональная структура, профессиональный клуб по мини-футболу «Торпедо». Да, у этого клуба есть корни, есть своя история. «Оргхим» поддерживает этот клуб, способствует увлечению детей футзалом, тем самым отвлекая их от вредных привычек. Это я могу сказать однозначно.

А почему именно футбол? Это спорт номер один в мире, в него можно играть везде. А вот его разновидность — мини-футбол, с моей точки зрения, это самый динамичный, самый красивый и доступный вид спорта.

Вижу, у вас самого много медалей с забегов, а ваша какая любимая дистанция?

— Сложная тема. Скорее 800 м. 400 м тяжело, а 800 — нормально. Я с детства бегал на 800 метров и задача у меня всегда была такая — первый круг из двух прийти предпоследним, а второй круг — прийти вторым. Эта задача всегда мной реализовывалась и приносила большое удовлетворение на этой дистанции. Принцип Юрия Борзаковского (российский легкоатлет — прим. ред.), он так и бегал, при этом еще и выигрывал. А вот марафон или даже полумарафон в 21 километр — не для меня, потому что монотонная работа — это не мое.

Когда вы собеседуете топ-менеджеров в вашей компании, какой вопрос задаете из непрофессиональной сферы?

— Из непрофессиональной сферы меня интересует жизненная позиция. Прямо или косвенно человек ее выскажет. 2-3 принципа человека услышать можно, а копать — зачем мне копать? На это есть служба безопасности (смеется).

И последний вопрос. Какие планы у «Оргхима» на следующий — 2025 год?

— Основная задача 2025 года — вернуть объем производства базовых продуктов на прежний уровень, а это плюс почти 40 процентов. Сделать первые шаги в новых технологиях, в разработке химических веществ и пойти в активное инвестирование.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.