«По некоторым позициям нам еще лет 5-10 догонять уровень западных разработчиков»
В текущих условиях растущая заинтересованность компаний Нижегородской области в отечественном программном обеспечении (ПО) становится все более актуальной.
Основными факторами этого тренда являются: информационная безопасность, качество российских ИТ-продуктов, поддержка государства и снижение зависимости от импорта.
Переход на отечественные решения происходит постепенно, его темпы зависят от сферы и масштабов деятельности, финансовых возможностей и других.
По оценке аудиторской компании FinExpertiza, за 2023 год затраты предприятий Нижегородской области на создание и приобретение программного обеспечения составили свыше 2,5 млрд руб. Расходы одной региональной компании на компьютерный софт эксперты оценили почти в 1,5 млн руб.
Чтобы как-то ускорить этот процесс, в конце 2023 года региональные власти приняли решение о введении региональной меры поддержки для местных ИТ-компаний. Мера поддержки действует с начала 2024 года, она дает правообладателям программного обеспечения возможность продавать свой продукт субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной цене и возмещать при этом недополученные доходы. Льгота в таком случае составляет 50% от стоимости продукта, которые и будут возвращены разработчикам ПО.
В настоящее время нижегородскими ИТ-компаниями реализуется до 1,1 тысячи лицензий программного обеспечения. Согласно заключенным соглашениям при продаже этих лицензий в заявленном количестве компании получат возмещение на общую сумму до 20 млн рублей.
Конечно, не обходится без сложностей. По мнению экспертов, важно, чтобы технические особенности программного обеспечения были учтены при его интеграции с другими системами, действующими в организации.
Для упрощения процесса импортозамещения программного обеспечения в Нижегородской области создан цифровой маркетплейс «ит-маркетплейс.рф». Платформа предлагает интуитивно понятный интерфейс, удобные фильтры и простую навигацию, что позволяет находить необходимое ПО всего за три клика. Если предложенные решения не соответствуют требованиям пользователя, он может оставить заявку на индивидуальное рассмотрение его задачи.
Если пользователь не уверен, какую систему выбрать для своего предприятия, он может воспользоваться фильтрами, чтобы определить свою отрасль, изучить компании, предлагающие решения в его сфере, и выбрать наиболее подходящего поставщика ИТ-услуг.
NN.DK.RU опросил компании малого и среднего бизнеса, как у них проходит процесс перехода на отечественное ПО.
Михаил Иванов, генеральный директор ГК «ННДК»
— Если говорить про профессиональные сервисы в работе девелопера, то мы изначально сделали выбор в пользу отечественного ПО. И это решение, как показало время, было верным. Это и ПО, связанное с BIM-технологиями, и отечественный сервис ТЕХЗОР, применяемый для контроля качества, и приложение по управлению домами, и разнообразные сервисы по маркетингу и управлению продажами.
Более того, мы разработали свое собственное приложение RoadMap, которое позволяет создавать, строить и отображать графики реализации проектов в нескольких форматах: диаграммы Ганта или сетевых графиков непосредственно в графическом варианте.
Сервис подходит для сетевого планирования любых проектов — от планирования корпоративного мероприятия до сложных девелоперских проектов — и позволяет контролировать сроки реализации проекта с высокой степенью точности.
На мой взгляд, преимуществ у отечественного ПО несколько. В первую очередь — это информационная безопасность. Кроме того, отечественное ПО сейчас в некоторых направлениях реально намного эффективнее в работе, чем западное. Не зря на Западе говорят — «Сделай или умри», а у нас — «Умри, но сделай». В этом, на мой взгляд, и есть ключевая разница, ведь российские разработчики зачастую решают нерешаемые задачи путем нашего ПО. И это, безусловно, преимущество.
Что касается недостатков, то все-таки по некоторым позициям нам еще лет 5-10 догонять уровень западных разработчиков, просто потому что они этим занимаются намного дольше.
Виталий Попов, директор департамента реализации инфраструктурных проектов ГК «Softline»:
— Мы находимся в процессе перехода на отечественное программное обеспечение. На сегодняшний день уже переведены некоторые сервисы, такие как видеоконференцсвязь (ВКС), файловое хранилище и CRM. Однако ряд критичных сервисов, таких как почтовая система и служба каталогов, пока остаются на прежних решениях, так как они имеют множество взаимосвязей, что требует более осторожного подхода. Мы также на пути к переходу на собственную операционную систему.
Одна из ключевых проблем при переходе — это клиентский опыт. Пользователи привыкли к западным решениям, и им нелегко адаптироваться к новым. Некоторые функции работают иначе, или их вообще нет в российских аналогах.
Еще одна проблема — это интеграция между различными системами. Многие западные решения уже имеют готовые коннекторы, позволяющие легко взаимодействовать друг с другом. В российских продуктах этого зачастую не хватает. Например, при замене системы ВКС, интеграция с почтовым клиентом не поддерживает отображение статусов занятости.
Также стоит отметить сложности с техподдержкой вендоров. Ответы на запросы приходят с задержкой, так как специалисты перегружены. Часто проблема решается обещанием, что нужная функция появится в будущих версиях продукта.
Стабильность некоторых отечественных решений также оставляет желать лучшего. Не все из них готовы к масштабным внедрениям, не всегда есть архитектура геораспределённости и отказоустойчивости. Иногда новые версии ПО выходят без достаточного тестирования, и это заметно по детским ошибкам, которые приводят к сбоям в работе.
Пока сложно однозначно говорить о преимуществах и недостатках отечественного ПО, так как многие решения ещё находятся в стадии активной разработки. Например, такие гиганты, как Microsoft, шли к своему успеху десятилетиями, в то время как российским продуктам всего несколько лет.
Тем не менее, среди преимуществ можно отметить гибкость. Многие отечественные вендоры готовы прислушиваться к мнению пользователей, и роадмап продукта может существенно улучшаться с учётом их отзывов.
Что касается недостатков, на данный момент основная проблема — это отставание по ряду ключевых функций. Например, в мобильном клиенте ВКС могут не приходить входящие звонки, что является критичным для многих пользователей.
Анастасия Постернак, генеральный директор компании AVM Technology:
— Наша компания работает в сфере производства AR/VR-контента и, к сожалению, перестроиться на отечественный софт в нашей индустрии — достаточно проблематично.
Наш пайплайн разработки схож с геймдевом, мы работаем на игровых движках. Отечественная замена есть, но она пока не закрывает функциональные потребности. Более того, разработчиков на отечественных движках на рынке просто нет. Думаю, что для перестройки понадобится еще какое-то время, чтобы и функционал подтянулся, и новые кадры подросли.
Также большим блокером является оборудование, с которым мы работаем — в России пока нет аналогов зарубежным VR-очкам. А они, соответственно, не адаптированы под работу с отечественным ПО. Но, к счастью, все чаще мы слышим новости о старте разработок отечественного VR-оборудования, видим первые прототипы.
Безусловно, санкции дали хороший буст для развития и лицензирования отечественных решений — и это хорошая сторона медали.
Мы работаем с госкорпорациями и бюджетными образовательными учреждениями, и для нас это значит, что перестройка будет неизбежна.
Не ищем плюсов и минусов — это реальность, к которой нужно будет адаптироваться, чтобы продолжать качественно удовлетворять потребности рынка.
Михаил Бижан, директор по ИТ и цифровым продуктам GloraX:
— На данный момент наша компания реализует поэтапный переход на отечественное программное обеспечение. С 2022 года мы уже успешно заменили часть критически важных систем на российские аналоги, включая решения для документооборота и управления проектами. Полностью завершить переход планируем в ближайшие годы, потому что этот процесс требует времени, поскольку затрагивает как инфраструктурные системы, так и прикладные программы, с которыми ежедневно работают сотни наших сотрудников.
Основные сложности связаны с адаптацией новых решений к нашей существующей инфраструктуре и специфическим бизнес-процессам. В некоторых случаях отечественные продукты ещё требуют доработки для полного соответствия нашим требованиям. Это касается как функционала, так и вопросов совместимости с уже установленными системами. Также приходится уделять много внимания обучению сотрудников, ведь смена ПО — это не только технический, но и организационный вызов, требующий перестройки процессов и повышения квалификации специалистов.
Из преимуществ я бы выделил высокий уровень локализации и готовность отечественных разработчиков оперативно дорабатывать решения под нужды заказчика. Это гибкость, которая позволяет более тонко настраивать ПО под конкретные задачи и требования. К тому же использование российских решений снижает риски, связанные с зависимостью от иностранных поставщиков и возможных санкций.
К недостаткам можно отнести сравнительно меньший опыт и зрелость некоторых продуктов по сравнению с зарубежными аналогами. На сегодняшний день часть решений всё ещё требует значительных доработок для достижения уровня функциональности и стабильности, который был привычен нам в западных продуктах. Но мы видим большой потенциал для роста, и многие компании стремятся закрывать эти пробелы в ближайшие годы.
Евгений Савченков, вице-президент по финансам компании «Объединенные Пивоварни»:
— Наша компания уже частично перешла на отечественное программное обеспечение. Одна из главных проблем, с которой мы столкнулись в процессе перехода, связана с меньшим функционалом, а значит и меньшими возможностями российского ПО по сравнению с зарубежным. Это, с одной стороны, требует дополнительной доработки отечественных решений. Но с другой — дает возможность закрытия потребностей компании, которые ранее были недоступны из-за отсутствия гибкости у глобальных решений.
Одним из примеров импортозамещения в ИТ стал отказ «Объединенных Пивоварен» от зарубежной ИТ-системы One2Improve (системы регистрации аномалий и отклонений на производстве, поиска коренных причин проблем, внутренних аудитов, идей, распространения хороших практик) и успешный переход на отечественный софт от Elma. Готовые российские аналоги One2Improve, к сожалению, не соответствуют требованиям нашего бизнеса. Выходом из ситуации стало использование отечественной платформы ELMA. На ее основе удалось с нуля разработать решение Digital TPM, которое базируется на принципах бережливого производства.
Отечественная разработка не только импортозаместила систему One2Improve, но и дала компании дополнительные возможности, которые не удавалось получить с помощью зарубежного аналога: кастомизировать и создавать гибкие отчеты, а также специализированные отчеты по аналитике — гибкую BI-аналитику.
Дмитрий Крехтяк, бизнес-тренер, директор кадрового ассессмент-центра «Нужные Люди»:
— До ухода западных компаний мы с командой активно использовали две программы иностранного производства: ZOOM и Trello.
Zoom использовался как в образовательных целях и консультировании, так и для проведения интервью при найме на работу. Когда ПО ушло из России, начали искать аналог. Смотрели на «Яндекс Телемост», «Сбер Джаз» и подобное ПО отечественного производства. Во время тестирования поняли, что ни одна отечественная программа не способна вытянусь весь тот функционал, который давал нам Zoom. «Яндекс Телемост» и «Сбер Джаз» тормозят, сильно запаздывает картинка, нет возможности трансляции на ПК через планшет, нет возможности отключать звук у участников одной кнопкой. В итоге ни одно отечественное ПО не прошло тест. Технически, подобное решение мог предложить Skype, но он тоже морально устарел, и не все пользователи могут и хотят его устанавливать. В итоге приняли решение искать возможность оплачивать Zoom через знакомых в третьих странах. Покупаем годовую лицензию, это пока единственный выход из ситуации.
Кроме Zoom, мы активно использовали Trello в качестве доски для командной работы. Весь вопрос был не в том, что она в принципе бесплатная, она очень удобная для нас под командные задачи, когда с надо одним проектом работают сразу несколько сотрудников. Trello очень жестко ушел из России, заблокировав все аккаунты пользователей. Аналог искали не долго и сильно удивились, когда нашли. Буквально после второго теста нам попался российский аналог — Kaiten (мы сразу окрестили его/её Катей). Полностью адаптированная и похожая функционалом, Kaiten нас покорила всем, включая возможность перенести из Trello доски, которые на тот момент были в работе. Сейчас активно используем «Катю», она идеальна.
Юлия Рябцева, основатель студии речи и актерского мастерства «Ораторика 52».
— Мы перешли на отечественное ПО частично. Для онлайн-программ давно используем российскую платформу «Геткурс», это удобно и понятно. Студенты могут не только просматривать уроки, но и размещать свои видео для получения обратной связи от педагога.
Офлайн группы сопровождаем в Телеграм-чатах, где создаем темы для бесед, размещаем дополнительные видеоматериалы. Этому мессенджеру замену пока не нашли, и довольно активно используем его функционал, особенно в плане записи аудио- и видео нашими студентами. Будем искать замену, адаптироваться.