Архитектура и культурный код. Какое будущее ожидает городскую застройку?
Кто диктует тренды развития городов и где будут жить люди через 10 лет?
Эти и другие вопросы обсудили эксперты во время записи видеоподкаста о недвижимости и архитектуре.
Первую тему обозначила директор проектного бюро «DA» Зоя Рюрикова. Она напомнила собравшимся, что то, «что мы делаем сегодня - скажется на будущем наших городов». Также Зоя озвучила главный вопрос встречи: Как меняется рынок недвижимости и кто же оказывает на этот процесс больше влияния?
Иметь недвижимость в собственности — одна из базовых потребностей человека, она продиктована безопасностью и уверенностью в собственном будущем. Но это актуально не для всех современных потребителей.
Психолог Вера Просвирнина, эксперт в изучении городов, уверена - приоритеты меняются.
Генеральный директор ГК «Приволжье», член экспертного совета Законодательного собрания Нижегородской области по градостроительству Елена Титова поддержала дискуссию, начав с классификации жилья и разной мотивации его покупателей. По ее словам, традиционно жилье делится на несколько классов: стандарт, комфорт, бизнес, элит. И у потребителя каждого уровня свой запрос.
Для покупателей стандарта — это закрытие базовой потребности в жилье по выгодной цене. Именно поэтому периферийная застройка остается достаточно хаотичной, на архитектуру нужны дополнительные средства, которые покупатель платить не готов.
В этом классе тренды жилья больше задают сами застройщики. А ими движет конкуренция, хотя многие компании уже начинают смотреть в сторону продуманной архитектуры. Однако пока потребитель не готов платить больше, а государство не выдвигает застройщикам определенных требований, застройщики будут строить исходя из экономической целесообразности. Кроме того, идет укрупнение застройщиков. Государство может их направлять, вносить свои требования», — прокомментировала Елена Титова.
И действительно, со стороны государства в целом и каждого отдельного города активно продвигается тема «культурного кода». Общественные пространства преображаются в единой стилистике, даже дворовые территории затрагивает программа «Формирование комфортной городской среды». Этот процесс начинает откликаться и в желаниях потребителей.
Запрос постепенно начинает меняться: люди хотят жить в домах с хорошими входными группами, ландшафтным дизайном. Сейчас, наконец, все перешли к самой важной вещи — архитектуре. Если человек живет в красивом, благоустроенном городе, ему хочется здесь остаться и развиваться, — поделился наблюдениями генеральный директор группы компаний «ННДК» Михаил Иванов.
Елена Титова отметила: чем выше класс клиента, тем больше насмотренность. Выбирая жилье бизнес и элит- класса клиенты имеют большие требования, они знают чего хотят. Процент этого жилья небольшой (в Нижнем Новгороде лишь 1% домов соответствует классу элит). Здесь застройщику приходится учитывать требования по качеству жилья у целевой аудитории, может быть и предлагать что-то новое, но здесь кроется и сложность. При этом, именно этот класс недвижимости может вести за собой тренды архитектуры, потому что у этой аудитории закрыты первичные потребности, есть опыт. Человек задумывается о качестве жизни, о духовном, о ценностях.
На арене ИЖС?
По данным соцопросов, в списке требований архитектура поднялась на третье место, после расположения жилья и его цены. Люди хотят жить в красивом доме.
Но пока спальные районы не совсем соответствуют культурному коду, да и по соотношению цены и метража квартиры в них не всегда удобны для больших семей, на арену застройки активно выходит ИЖС. Здесь тоже изменяется тренд на внешний вид коттеджных поселков.
Если раньше это была точечная застройка, человек делал дорогой проект, строил красивый дом, а выходя за забор, шел по бездорожью до единственного сельского магазина, то сейчас это именно коттеджные поселки в едином стиле, с инфраструктурой, гостиницами, спортивными зонами, — объяснил директор компании «ННДК».
Более того, с введением эскроу-счетов и льготной ипотеки в ИЖС именно на эту категорию строительства сейчас возлагаются особые надежды. Удаленная работа, местная инфраструктура и доступность всего необходимого постепенно уменьшают необходимость жителям коттеджных поселков ежедневно добираться в город по пробкам.
Проблема или точка роста?
Таким образом, города растут вширь, а не в глубь. Хотя именно центр традиционно «продает» город туристам и желающим переехать. Но здесь есть возникает ряд проблем.
Новые дома в историческом центре, безусловно, украшают, они востребованы у людей, которые могут себе это позволить, но часто они противоречат потребностям города. Застраиваются те территории, которыми раньше пользовались тысячи человек, это разногласие между общим и частным существует. Если мы не будем его разрешать с помощью архитектуры, экологичных приемов — это путь в конфликты, — прокомментировала Зоя Рюрикова.
Кроме того, очевидна проблема с расселением. Не все жители частных домов в центре согласны на переезд даже в жилье гораздо выше уровнем, но в спальных районах.
Но есть программа комплексного развития территорий, есть механизмы и нормативы создания экологичных и комфортных пространств при возведении жилых домов. Новые федеральные застройщики приходят в Нижний Новгород, да и приток желающих переехать в столицу Приволжья очевиден.
Как меняется потребитель?
«У нового поколения материальные ценности уже не стоят в основе пирамиды потребностей, гораздо больше внимания уделяется собственному состоянию, как физическому, так и психологическому. Стратегия потребления на этом фоне понемногу отходит и это заметно особенно на младших поколениях, которые не готовы вкладывать много сил, чтобы заработать на квартиру. Люди хотят быть свободными, этим они отличаются от своих родителей», — рассказала Вера Просвирнина.
С другой стороны, есть тенденция сокращения «подросткового мышления». Возникает конструкция человека, который понимает свою ответственность за состояние, жизнь, за свои выборы.
Михаил Иванов возразил, поделившись своими наблюдениями: «Я не согласен с тем, что молодежь не хочет иметь свое жилье. Это желание появляется, когда рождается первый ребенок. Об этом говорит и ипотечная статистика. Но и средний возраст родительства растет, квартиры покупают уже ближе к 30 годам».
Словом, меняется все: портрет потенциального покупателя, его запрос, тренды, продиктованные государством. Выиграет тот застройщик, который может динамично реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию.
Вопрос о том, каким будет лицо Нижнего Новгорода в отдаленной перспективе - сложный. Много факторов на него влияет. Высока ответственность и застройщиков, поскольку на их творения будут смотреть жители и гости города долгое время. Пока это только нащупывание, какая будет она - современная архитектура, какие дома выберут люди, застройщики, государство. Это процесс очень интересный, — резюмировала Зоя Рюрикова.
Встречи будут проходить в ежемесячном режиме. Если у вас есть интересная тема для встречи, то пишите: evseeva@dkvnn.ru