Франшиза на 5. Как построить успешный бизнес в продуктовом ритейле?

Франшиза на 5. Как построить успешный бизнес в продуктовом ритейле?
Иллюстрация: Павел Скворцов

Как устроена финансовая модель франшизы крупнейшей сети магазинов «у дома», обсудили участники бизнес-завтрака, который провела торговая сеть «Пятёрочка» в Нижнем Новгороде.

Рынок продуктового ритейла — очень привлекателен для предпринимателей, ведь он стабильно растет — по данным одного из исследований, в среднем на 16% в год в течение последних десяти лет. Войти на этот рынок хотят многие, но выдержать конкуренцию непросто. В качестве альтернативного решения многие начинающие и даже уже опытные бизнесмены рассматривают приобретение франшизы известного бренда.

Юрий Михайличенко, директор Российской ассоциации франчайзинга был одним из спикеров на бизнес-завтраке и начал с трендов рынка: «Что такое франчайзинг? Выйди в любом городе, посмотри вокруг, и ты увидишь франчайзинг везде. Рестораны, магазины — практически на 70%. И если раньше это был в основном зарубежный бизнес, сейчас на российские компании приходится уже почти 90% франшиз».

Франшиза на 5. Как построить успешный бизнес в продуктовом ритейле?  1

Франчайзинг позволяет не терять предпринимательский авантюризм — франчайзи сам рискует, сам зарабатывает, но с поддержкой партнера, который в случае чего предупредит, спрогнозирует риски и подскажет, как правильнее действовать. По факту вы приобретаете дело с проверенной бизнес-моделью и получаете возможность избежать тех ошибок, которые в свое время уже совершил и научился обходить и вовремя решать ваш франчайзер.

Франшиза в ритейле помогает предпринимателю стать конкурентоспособным под известным брендом. Ее преимущества — это лояльность, хорошая закупочная цена и современный красивый магазин, —  дополнил Юрий Михайличенко.

«Пятёрочка» — лидер российского ритейла: 18 миллионов покупок ежедневно совершаются в сети магазинов, представленной в 69 регионах страны. «Пятёрочка» работает по модели обратной франшизы. По аналогии с прямой франшизой от франчайзи требуется оплата паушального взноса, ремонт торговой площади, закупка оборудования, набор персонала. А вот об отличиях обратной модели рассказала Валерия Осташева — руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети «Пятёрочка».

Франшиза на 5. Как построить успешный бизнес в продуктовом ритейле?  2

При обратной франшизе партнер получает на реализацию готовый товар. Ассортиментная матрица, логистика, маркетинг, ценовая политика — на плечах головной компании. Франчайзер также проводит обучение и стажировку персонала, обеспечивает стабильность и опору. Доход: 22-24% от выручки в месяц, роялти платить не нужно.

Прямая франшиза дает больше предпринимательской свободы — позволяет самостоятельно реализовывать свои амбиции, но несёт и риски. Обратная франшиза эти риски нивелирует. 

«Мы забрали все, что связано с товародвижением, ценовой политикой, маркетингом, потому что только в этом случае мы можем отвечать за репутацию бренда. Наши франчайзи не думают о том, как договариваться с поставщиком — это не его проблема», — рассказала Осташева.

А теперь к цифрам.

Примерная сумма, необходимая на открытие магазина — в среднем около 20 млн руб. Из них  8 млн руб. — на ремонтно-строительные работы, 11 млн руб. — на закупку оборудования и 500 тыс. руб. — паушальный взнос.

Обычно мы запускаем магазины, которые имеют срок окупаемости 36 месяцев. Точно не более 42 месяцев. Мы оцениваем локацию, проверяем все цифры и решаем, оправдано ли открытие точки, — дополнила Валерия Осташева.

Примерная чистая прибыль предпринимателя от магазина, за вычетом ежемесячных расходов, в том числе на аренду, составляет 600 тысяч рублей в месяц. Точная сумма зависит и от площади, и от локации. Гибкая ставка агентского вознаграждения перекрывает риски магазинов, связанные с сезонностью. А также она тесно связана с выручкой.

У каждого региона ставка своя. Если магазин продает на 250-350 тысяч рублей в день, ставка агентского вознаграждения составляет 25-27%. От 350 до 500 тысяч рублей — 24-21,5%. Ставка агентского вознаграждения снижается в процентах, но растёт в абсолюте. Если магазин не вышел на прогнозируемый товарооборот, то ставка агентского вознаграждения будет выше, это снижает опасения предпринимателей, которые сомневаются в доходности магазина, — пояснила Валерия Осташева.

Своим опытом работы с «Пятёрочкой» поделился предприниматель Рамзес Магомедэминов. Первый магазин по этой схеме он открыл в 2015 году. На сегодняшний день в его портфеле 45 действующих магазинов в Москве и Московской области: «У нас был определенный опыт работы в торговле. Придя в «Пятёрочку», я много чему научился. Сетевой бизнес работает по-другому, нежели несетевой». Он отметил, что круглосуточная поддержка со стороны франчайзера сделала все процессы максимально прозрачными и упростила многие задачи.

Франшиза на 5. Как построить успешный бизнес в продуктовом ритейле?  3

Рынок франчайзинга в продовольственном ритейле активно растет каждый год. В 2023 году количество франшиз составило более 3 тысяч единиц, а уже к 2030 году по прогнозам эта цифра вырастет до 4 тысяч.

«Пятёрочка» активно расширяет свою франчайзинговую сеть, в том числе в Поволжье. Директор по развитию территории «Волга» Леонид Дубман поделился цифрами: «Из более чем 21 тысячи магазинов сети в России на сегодня 333 работают по франшизе. За прошлый год число франчайзинговых точек выросло на 38%, а к концу 2024 года планируется увеличить его вдвое — до 700 магазинов в разных регионах. Рассчитываем, что новые точки будут и в Нижегородской области. Поэтому приглашаем к сотрудничеству новых партнеров, которые хотят развиваться в ритейле».

Узнать подробности о франшизе можно на сайте ритейлера.

Реклама. ООО «Агроторг», ИНН 7825706086, erid:LjN8K7zsq

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.