Продвинутая бизнес-аналитика, роботизация и генеративный ИИ — главные тренды телеком-рынка

Продвинутая бизнес-аналитика, роботизация и генеративный ИИ — главные тренды телеком-рынка
Иллюстрация: chatbot_illustration

Какие новые решения для повышения эффективности бизнес-процессов будут использоваться в 2024 году? Как изменится продуктовая линейки для B2B-сегмента, и насколько активно сейчас идет внедрение ИИ?

Эксперты отрасли прокомментировали ситуацию на рынке и поделились своим видением векторов его развития.

Продвинутая бизнес-аналитика, роботизация и генеративный ИИ — главные тренды телеком-рынка 1Евгений Петров, вице-президент, директор Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком»:

— С ростом рынка телекоммуникаций увеличивается объем доходов от телеком-услуг и число пользователей связи. Крупнейшие операторы не ограничиваются сферой телекоммуникаций и постепенно занимают другие ниши, создавая целые экосистемы.

Наибольшее влияние на рынок окажут такие технологические направления, как автоматизация бизнес-процессов с применением продвинутой аналитики, роботизация и генеративный ИИ.

Технологии ИИ находят применение в различных сферах. Голосовые помощники работают в контакт-центрах, технологии машинного зрения и видеоаналитики используются на производствах для контроля за технологическими процессами и качеством продукции, для проверки средств индивидуальной защиты и наблюдения за персоналом. В АПК ИИ помогает бесконтактно контролировать прирост массы животных и вести подсчет поголовья во время перегона.

В «Ростелекоме» создана специальная платформа для доступа к нейросетям, в том числе разработанным в самой компании. Сотрудники используют инструменты ИИ в повседневной работе: генерируют тексты и изображения, переводят аудио в текст, пишут программные коды и другое. Время на выполнение ряда задач сократилось в разы.

В числе самых востребованных профессий — программисты, специалисты технической поддержки и аналитики. В 2023 году увеличился спрос на техников по подключению интернета и инсталляторов. При подборе сотрудников с такими специальностями «Ростелеком» готов рассматривать кандидатов без опыта работы и инвестировать в их развитие. Для компании это возможность вырастить с нуля собственных специалистов под конкретные задачи.

В массовом сегменте клиенты «Ростелекома» пользуются интернетом, мобильной связью, интерактивным ТВ, подключают видеосервис Wink, причём количество подписок на онлайн-кинотеатр постоянно растёт, устанавливают системы умного дома и видеонаблюдения. При этом предпочитают пакетные предложения. На рынке телеком-услуг складывается тенденция к развитию и увеличению количества всевозможных сервисов, что влечет рост средней выручки с пользователя.

Продвинутая бизнес-аналитика, роботизация и генеративный ИИ — главные тренды телеком-рынка 2Екатерина Соболева, директор по работе с корпоративным и государственным сегментами региона «Волга» ПАО «Ростелеком»:

— Производ­ствен­ные системы существуют во всех крупных компаниях, в том числе в «Ростелекоме». Мы применяем различные практики для совершенствования бизнес-процессов. Например, в компании проводится конкурс идей, который способствует реализации как инновационных проектов, так и оптимизации текущих бизнес-процессов.

Одна из последних идей, воплотившихся в проект, — роботизация рутинных задач. Один из сотрудников предложил часть операций при подготовке тендерной документации или договоров выполнять при помощи программных средств. В результате удалось снизить трудоемкость процесса, улучшить качество и уменьшить влияние человеческого фактора.

Своими наработками по улучшению бизнес-процессов «Ростелеком» делится с клиентами. Оператор помогает им развивать дистанционные сервисы: подсказывает, как удаленно заключать договоры и вести электронный документооборот, как самостоятельно подключать услуги и управлять тарифными планами, как контролировать финансы, получать детализацию по услугам и проводить онлайн-консультации на сайте и в чате.

Для привлечения новых клиентов «Ростелеком» три года назад разработал сервис «Таргетированные звонки» и использует его для решения внутренних задач. Этот эффективный инструмент для работы с клиентской базой компания предлагает сегодня малым и средним предприятиям и даже адаптировала услугу под нужды своих заказчиков.

«Ростелеком» не только разрабатывает новые сервисы, но и совершенствует существующие. Так, например, компания внедрила функцию озвучивания текстовых сообщений в виртуальной АТС. Такой инструмент позволяет автоматизировать опросы и телемаркетинг и увеличивает эффективность взаимодействия с клиентами и партнерами.

Первоочередная задача для B2B-сегмента — импортозамещение. «Рос­теле­ком» много делает в этом направлении, занимаясь разработкой отечественных решений не только для себя, но и для нужд клиентов. Так, например, взамен ушедшим с рынка продуктам Аtlassian по управлению проектами Jira и Confluence появилась программа «Лукоморье», созданная ИТ-специалистами компании. Её основное ядро «Яга» — эффективный инструмент для организации командной работы. Есть и упрощенный вариант для небольших команд или индивидуальных задач «Ежка».

В конце 2023 года оператор вывел на рынок новое решение — «Платформу цифровых коммуникаций для бизнеса». Программно-аппаратный комплекс позволяет клиентам построить IP-телефонию в замкнутом контуре, заменить устаревшие АТС либо АТС западных производителей. На базе виртуальной платформы, отечественного ПО и оборудования можно создать контакт-центр с поддержкой любых существующих моделей телефонных аппаратов, в том числе импортного производства.

Продвинутая бизнес-аналитика, роботизация и генеративный ИИ — главные тренды телеком-рынка 3Роман Куликов, директор «МегаФона» в Нижегородской области:

— Мы фиксируем уменьшение голосового трафика и рост объемов передачи данных, в том числе, в Нижегородской области. Эта тенденция будет наблюдаться и в 2024 году, поэтому нашим приоритетом будет обеспечение лучших условий для абонентов, повышение качества предоставляемых услуг и их доступность.

Еще одним направлением станет расширение ассортимента сервисов и удобство их использования. Ранее мы уже предложили уникальные для отрасли решения, такие, как опция pre-5G, позволяющая ускорить интернет до 50%, «МегаСилы» — под профиль потребления клиента, виртуальный помощник Ева, который заботится о безопасности клиентов. Для корпоративных и государственных заказчиков мы являемся технологическим партнером и предлагаем широкий спектр услуг, в том числе видеоаналитику, облачные решения, ИТ-продукты по кибербезопасности, IoT-решения.

В этом году мы продолжим активно внедрять современные технологии в развитие радиосети. Например, с помощью агрегированных больших данных мы сможем оперативно получать информацию о местах, где требуется улучшение связи и мобильного интернета. Такая биг дата позволяет более эффективно определять места для установки новых базовых станций, что особенно актуально в мегаполисах. В целом, такой процесс позволяет оперативно улучшать качество связи и скорость мобильного интернета в регионе. Также в планах более активное применение возможностей искусственного интеллекта как во внутренних процессах компании, так и в работе с партнерами.

Сегодня в тренде интеллектуальные решения для бизнеса, среди них — «умное» ЖКХ, видеоаналитика, кибербезопасность, роботы, цифровые проекты по эффективной организации городской среды и многие другие. Мы видим большой потенциал в росте рынка M2M sim-карт, который связан с развитием IoT-продуктов и сервисов. Все более востребованными становятся и современные решения под индивидуальный запрос бизнеса, например, в прошлом году мы запустили пилотный проект совместно с РЖД. Наш голосовой робот помогает в подборе персонала, проводит первичное общение с соискателями, тем самым освобождая от рутины HR-специалистов.

Искусственный интеллект активно входит во все сферы, в том числе в телеком. Один из самых эффективных примеров использования искусственного интеллекта в нашей компании — работа виртуального помощника Евы. За год, отвечая на звонки с предложениями различных финансовых услуг, Ева сэкономила почти полмиллиона часов, а это почти 60 лет жизни.

Любое крупное предприятие — живой организм, который постоянно обновляется. Как и всем, нам нужны высококвалифицированные специалисты: инженеры, разработчики, ИТ-архитекторы. Но в целом, внутри нашей компании дефицита нет. У нас есть кадровый резерв, есть система обучения новых сотрудников и отлаженная горизонтальная и вертикальная ротация кадров. В интересах дела лучшие топ-менеджеры переводятся в те регионы, где их опыт и компетенции будут максимально востребованы. Например, год назад я сам переехал в Нижний Новгород из Карелии.

В следующем году компании будут стремиться обезопасить свою IT-инфраструктуру и придерживаться комплексного подхода при построении системы защиты информационной безопасности, поэтому продолжит расти объем затрат на организацию киберзащиты. Также организации будут передавать на аутсорсинг ряд трудоемких вопросов, например, хранение облачных данных. Мы видим в этом потенциал развития и имеем экспертизу для закрытия таких задач.

Относительно тарифов отмечу, что мобильная связь в России одна из самых демократичных. У нас доступная линейка, где каждый может найти вариант под свой профиль общения.

Продвинутая бизнес-аналитика, роботизация и генеративный ИИ — главные тренды телеком-рынка 4Елена Каткова, директор по b2b МРФ Среднее Поволжье оператора телеком-услуг и цифровых сервисов «Дом.ру Бизнес»:

— Основной тренд 2024 года — усиление позиций за счет смежных секторов и комплексных предложений: облачные и OTT-сервисы, IoT, услуги обработки и хранения данных, информационная безопасность, цифровые решения для предприятий разных сегментов и прочее. При этом важно помнить, что интернет — это не просто «труба», а главный продукт XXI века, создающий будущее. Мы зашли в эру высоких скоростей, будет меняться технологическая структура рынка (XGPON), клиенты в b2b- и b2c-сегментах будут отдавать предпочтение более скоростным тарифам.

Уверена, что в ситуации высокой конкуренции и дефицита кадров, наиболее актуальными станут решения по повышению эффективности сотрудников и автоматизации бизнес-процессов, для роста клиентоцентричности в каждой точке контакта с клиентом.

Во многих отраслях и сферах бизнеса активно продолжается цифровая трансформация. Большинство операторов связи, мы не исключение, развивают цифровые сервисы и свой бизнес, становясь цифровыми партнерами компаний различных отраслей, государства и города.

Облачная телефония и видеонаблюдение с сервисами аналитики, Wi-Fi с дополнительными маркетинговыми инструментами, другие услуги и решения позволяют автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы, сократить затраты и увеличить продажи, хорошо знать свою аудиторию, предоставлять качественный сервис, а также делать таргетированные предложения.

Стоит отметить значительный потенциал у IoT-решений в направлении Smart Home, Smart Building и Smart City. Также видим рост проникновения IoT-сервисов в сегменте услуг для ЖКХ, сельского хозяйства и промышленности.

Потенциал роста сосредоточен и в дальнейшем развитии инфраструктуры. Сеть — это фундамент для дальнейшего развития интернета вещей и других перспективных технологий. Поэтому мы провели масштабную модернизацию нашей сети для обеспечения скорости доступа в 1 Гбит/с на пользователя. В перспективе планируем довести это значение до 10 Гбит/с.

Мы ощущаем изменения на рынке персонала и оперативно реагируем на них, формируя современные адаптационные треки, позволяющие вновь нанятым сотрудникам быстро напитываться необходимыми компетенциями.

Также поддерживаю идею необходимости развития в стране IT-парков, как базового элемента формирования образовательной инфраструктуры в IT. Александр Андронов, Юрий Неймарк, Владимир Лелюх стали основоположниками советской электроники и кибернетики на нижегородской земле. Важно сохранять эти традиции и поддерживать звание Нижнего Новгорода, как одного из ведущих IT-хабов России.

Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • «Все до одного предприятия создаются на доверии. В этом смысле семья — готовый бизнес»«Все до одного предприятия создаются на доверии. В этом смысле семья — готовый бизнес»
  • «Для меня счастье, что сын и внук прониклись моим делом и подняли его до такого уровня»«Для меня счастье, что сын и внук прониклись моим делом и подняли его до такого уровня»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.