«Рынок производства мебели в России требует серьезных знаний и компетенций»
«Всё начиналось с производства нескольких диванов буквально в «гараже». Тогда спрос превышал предложение и все усилия основателей были направлены на рост производства и удовлетворение этого спроса»
Рынок производства мебели в России находится в достаточно зрелом состоянии. Компании, работавшие на экспорт, столкнулись с рядом трудностей за последний год. О том, какой путь прошла компания, трудностях из-за событий 2022 года и переориентации на новые рынки рассказывает Дмитрий Куликов, коммерческий директор компании «Славянский двор».
Расскажите, как давно работает компания? С чего начиналась ее деятельность?
— Компания основана в 1996-м году группой единомышленников. Всё начиналось с производства нескольких диванов буквально в «гараже». Тогда спрос превышал предложение и все усилия основателей были направлены на рост производства и удовлетворение этого спроса. Компания росла постепенно, путём упорного труда, постоянного совершенствования процессов и технологий. Сейчас она является одним из лидеров своего сегмента.
В 2014 году вы приняли решение выходить на экспортную деятельность. Почему?
— Компания занималась экспортом всегда - практически с момента своего основания. Весьма значимая доля произведенной продукции традиционно отправлялась в страны СНГ.
А вот экспорт в страны дальнего зарубежья компания начала развивать в начале 2010-х годов. Это было связано, в первую очередь, со стремлением завоевать новые рынки и снизить зависимость от российского. Мы начинали с поставок на европейские фабрики полуфабрикатов для производства мебели и простейших изделий.
В конце 14-го года после падения курса рубля относительно евро и доллара более чем вдвое, для российских производителей открылись новые возможности. Наша продукция стала вполне конкурентоспособной по сравнению с китайской, например. И спрос со стороны Европы начал расти в разы ежегодно.
Продукция, которую вы поставляли на экспорт, сильно отличалась от той, что производилась для Российского рынка? Много ли времени ушло на переработку моделей?
— Вся продукция, которая отправляется на другие рынки адаптируется под их потребности. Для некоторых товаров достаточно заменить ткань. Но большая часть требует серьёзных изменений - разработки специальных продуктов для целевых рынков с собственным функционалом и специфическим дизайном, изменение размеров изделий и т.п. Все это обусловлено предпочтениями конечного потребителя. Например, большая часть жителей Германии предпочитают спать не на привычных нам кроватях, а на бокс-спрингах — это высокие кровати со встроенным матрасом, как в хороших отелях. А в Польше применяют специфические механизмы трансформации в диванах. В средней Азии любят большие диваны, потому что там большие семьи.
Процесс доработок и изменений — постоянный и непрерывный. В условиях нашей компании разработка или существенное изменение продукта занимает от нескольких недель до 3-х месяцев и зависит во многом от скорости согласования со стороны клиента.
Понадобилась ли модернизация производства?
— Процесс модернизации производства идёт постоянно и зависит в первую очередь от роста спроса и необходимости повышения производительности труда.
После событий февраля многие каналы поставок оказались недоступны. Как быстро вам удалось переориентироваться? Потребовалась ли очередная модернизация производства, чтобы удовлетворить запросы новых покупателей?
—Действительно, для нашей компании более половины всего объема потребления продукции приходилось на рынки ныне недружественных стран. На переориентацию потребовалось полгода. К началу 2023 года наше производство более не зависит от продаж в Европу.
Конечно, это командная работа и заслуга высокопрофессионального коллектива. Компания имеет сильные позиции производителя контрактной мебели на внутреннем рынке — за 27 лет мы заработали репутацию надёжного поставщика. К этому добавили скорость во всём — разработали большое количество новых моделей мебели для действующих клиентов, заключили новые контракты с целевыми клиентами на внутреннем рынке и рынках стран СНГ.
Специальная модернизация не потребовалась, так как парк оборудования и технологии, применяемые на производстве СМК с лихвой удовлетворяют потребности отечественных клиентов.
Каково сейчас соотношение продукции, продающейся в России и идущей на экспорт?
— Сейчас менее 10% произведенной продукции идёт на экспорт - в страны СНГ.
Планируете ли вы увеличивать долю на российском рынке, делая упор в сторону импортозамещения?
— Конечно. Этим активно занимаемся вместе с нашими российскими клиентами. В первую очередь замещаем любимую народом продукцию ИКЕА.
На ваш взгляд, насколько сейчас перспективна отрасль производства мебели?
— Рынок производства мебели в России зрелый, он требует серьезных знаний и компетенций. Для компаний, удовлетворяющих этим требованиям, сейчас время роста доли и активного развития. СМК, например, в прошлом году увеличила продажи на Российском рынке более чем в 2,5 раза.