Роман Жукарин: «Любая новая культурная локация — это новые возможности и ответственность»

«Мы работаем как единая команда: у нас есть миссия и понимание, где и что мы можем сделать лучше, когда зритель может посмотреть русские, европейские работы и познакомиться с искусством 20 в.».

В 2021 г. в филиалах Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) прошла масштабная реконструкция. Один из них – манеж в кремле – буквально получил новую жизнь. Спустя год после завершения работ директор НГХМ Роман Жукарин рассказал в интервью NN.DK.RU, как изменилась жизнь музея, о работе с зарубежными партнерами в непростой 2022 г. и развитии межрегионального сотрудничества, а также об инклюзивных проектах.

В 2021 г. в филиалы НГХМ были реконструированы. Что изменилось концептуально?

— На реставрацию корпуса НГХМ в кремле было выделено более 200 млн руб. , на дом Сироткина, (Верхневолжская набережная, 3)- порядка 26 млн руб. Одновременно проводился ремонт филиала НГХМ | искусство XX века — бывшего выставочного комплекса, где представлены выставки авангарда, финансирование частично было бюджетным — порядка 15-18 млн руб. Таким образом, всего на реставрацию филиалов музея было направлено порядка 300 млн руб. Мы смогли выполнить во всех наших трех основных помещениях частично капитальную реставрацию, частично — реконструкцию с приспособлением. Помимо этого у нас есть манеж, где НГХМ проводит выставки как резидент. По данному объекту мы не выступали в качестве заказчика на ремонтно-восстановительные работы, мы - больше идеологи, координаторы интересных культурных событий.

Очень многое зависит от инфраструктуры, это как в театре — все начинается с вешалки. В музее также важно все: от гардероба до санузла и инженерных сетей. Концептуально во всех наших филиалах мы постарались максимально представить все главные работы собрания НГХМ.

У нас не самая большая коллекция по сравнению с другими крупными музеями и институциями, порядка 12 тыс. экземпляров, но это как раз тот пример, когда мы говорим не про количество, а про качество. Нижний Новгород был крупнейшим купеческим центром, в нем жили знаменитые дворянские фамилии, которые  занимались коллекционированием и могли позволить себе привезти много очень интересных на сегодняшний день экспонатов. Именно благодаря этому музей входит в ТОП лучших музеев России, в ТОП-10 точно.

Фото: НГХМ

Все то богатейшее наследие, которое находится в нашем владении, мы стараемся показать в полном объеме как в современных тенденциях, так и не отказываясь от классических экспозиционных ходов. Музей немного переформатировал подход, предложив гостям сфокусироваться на предметах, которые раньше были, к примеру, в запасниках, и не отражали нижегородскую особенность.

В Нижнем Новгороде осело, опять же благодаря купеческим фамилиям, много потрясающих работ древнерусского, сакрального искусства. Если говорить про отечественную классику, то мы показываем лучшие произведения 18-20 вв. То же самое касается и западно-европейского отдела — мы смогли преподнести работы при помощи хорошего света, правильного на наш взгляд выбора интерьера. Это позволяет показать всю прелесть и изящество работ европейских мастеров 14-19 вв. и тем самым привлечь, в первую очередь, нижегородцев: вдохновить их, удивить. А также поразить всех тех, кто приезжает в Нижний Новгород.

Мы читаем все отзывы о выставках: и положительные, и критические заметки. И даже если это критика — то она здравомыслящая и говорит о том, что в целом посетителям музея здесь нравится.

Для многих неожиданно увидеть работы оригинальной коллекции. Плюс, есть современные технологии, в том числе VR на картине Маковского — это уникальный пример, когда мы смогли оцифровать большое историческое полотно полностью, сделать интересную викторину для разных поколений. Это всегда является хорошим  дополнением к посещению музея: смотришь на работу, как ее создавал художник, какие ресурсы у него были в конце 19 в. Такой интересный элемент должен присутствовать в любом музее — золотая середина между современным технологичным цифровым и подлинниками.

Фото: Кира Мишина

Какое преимущество есть в том, что перечисленные объекты находятся в одной структуре?

— Если мы говорим про корпус 3 в кремле и про дом Сироткина – то эти помещения исторически принадлежали музею.  Выставочный комплекс был передан учреждению  в начале 2021 г. Сейчас там проходят выставки  горьковских и нижегородских художников,  а также представлены работы союза художников – в том числе крупные проекты, связанные с отечественным искусством 20 в. В частности, прошла большая выставка «Кандинский Малевич и русский авангард», где мы показали в медийном пространстве всю свою коллекцию, а также привлекли лучшие работы из региональных и федеральных музеев. В ближайшей перспективе мы будем открывать там постоянную экспозицию. Новая локация, новое выставочное  пространство — это всегда хорошо для любого музея, это некий кластер. Мы работаем как единая команда: у нас есть общая миссия и понимание, где и что мы можем сделать  лучше, когда зритель может посмотреть русские, западно-европейские работы, познакомиться с искусством 20 века.

Фото: НГХМ

Плюс, у нас есть две площадки, где мы можем реализовывать свои самые смелые проекты. Во-первых, это манеж в кремле. Первая проведенная в нем выставка «Небесный нижний» показала то, что нижегородский музей может работать на самом высоком федеральном уровне.  В одном месте были собраны 340 работ древнерусского искусства. Сейчас там проходит выставка «Сарафан, шушпан, одежа» - первая этнографическая выставка за всю историю нашей области. Она рассказывает о Нижегородском крае через костюмы, бытовые предметы  наших земляков – как люди общались, дружили, как взаимодействовали между собой этносы, проживающие (чуваши, татары, мордва, беларусы ).

Любая новая локация — это новые возможности и, конечно, новая ответственность. В этом отношении музей все равно развивается, у нас растут молодые сотрудники, которые должны в будущем делать все для того, чтобы музей звучал и был на передовых ролях в рамках профессионального сообщества.

Еще один проект — пакгаузы, где мы тоже выступаем как резиденты. Это некий вызов, поскольку данная площадка непростая — не такая известная для большинства нижегородцев. Она по-своему уникальная и с точки исторической, и с точки современной архитектурной реставрации – помещения было воссоздано. Мы как музей должны соблюдать и выдерживать абсолютно все правила, должны давать гарантию нашим партнерам, которые нам доверяют  помещения для проведения выставок.

Фото: НГХМ

В спонсорском плане мы работать стараемся, но не скажу, что фандрайзинг у нас на каких-то передовых ролях. Тем не менее, есть много партнеров, которые нам помогают. Однако основная часть — это государственное финансирование.

После вложения в год 800-летия Нижнего Новгорода мы смогли достаточно много оправдать как перед властью, так и перед зрителями — это было отправной точкой, когда мы доказали, что можем работать на хорошем уровне. Госфинансирование является основным и существенным источником, оно касается не только поддержания инфраструктуры, но и наших выставочных проектов. В этом году выставки в манеже, в пакгаузах, в выставочном комплексе были полностью поддержаны правительством Нижегородской области.  Это не пустое вложение для города, хотя музей не является коммерческой организацией, и у нас нет прямой задачи в получении прибыли. Монетизация должна присутствовать обязательно, но для нас важно сделать так, чтобы наша работа, наша деятельность приносила духовные культурные дивиденды для каждого посетителя.

Как музей сейчас сотрудничает с зарубежными партнерами?

— На сегодняшний день все контакты приостановились, заморозились. Но они не оборваны — есть надежда, что все в какой-то перспективе мы сможем сотрудничать. Контакты с африканским, южноамериканскими музеями и до пандемии были довольно проблематичными из-за географической удаленности, а ковидные ограничения еще сильнее сковывают подобную работу. Последний наш крупный проект прошел в Южной Корее, работы русского авангарда уехали туда в декабре 2021 г. А в конце февраля 2022 г. появились проблемы — было достаточно трудно вывести экспонаты обратно из-за нарушения логистических связей.

Фото: Кира Мишина

Что касается межрегионального развития отношений, то как раз оно сейчас выходит на новый уровень. Последнее тому  подтверждение — большой форум «Музейные маршруты», прошедший в Нижнем Новгороде  в пакгаузах. На нем присутствовал замминистра культуры РФ Алла Юрьевна Манилова, которая курирует эти процессы. Подобные мероприятия говорят о том, что все больше музеи в стране включаются во взаимодействие, начинают по-хорошему конкурировать между собой за зрителя, и что возобновился интерес к внутреннему туризму. Музей является одной из тех точек, которые в том числе эту тему хорошо продвигают. У нас заключены соглашения о сотрудничестве с Самарским художественным музеем, будет подписан договор с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств. У нас большой план на сотрудничество с музеями Московской области, Приморского края, Калининграда и Саратова. Есть большие перспективы: это хорошая культурная экспансия, которая впоследствии может привести к экономическим партнерствам уже на других площадках.

Музей и культура являются амбассадорами, которые могут повлиять на успех регионов в целом.

Нижегородский художественный музей вошел в двадцатку наиболее популярных музеев России, участвующих в проекте «Пушкинская карта». Расскажите подробнее об этом проекте.

— «Пушкинская карта» — это очень правильный и в чем-то долгожданный механизм привлечения молодежи в музеи. Существует стереотип, что музей — это обязательно нафталин и скука. С проектом «Пушкинская карта» мы приглашаем не только посмотреть на постоянную экспозицию, но и сделать хорошую фотосессию, селфи, провести в жаркую погоду время в прохладном, комфортном помещении. 

Проект обязывает делать наш контент более нужным, популярным именно для такой категории посетителей.  Работа в данном направлении также позитивно влияет на посещаемость музея, которая заметно увеличилась. Если сравнивать первые восемь месяцев 2022 г. с аналогичным периодом 2019 г. — то на 84%. Это, в том числе, благодаря «Пушкинской карте».

Мероприятия, которые вы проводим, востребованы. Это радует, это дает нам новые вызовы. Однако конкуренция между музеем, ТРЦ, парками развлечений и другими бесплатными историями все равно сохраняется. Мы понимаем, что для молодых людей  билет в музей может стоить существенные деньги. Это также хорошая история для жителей области.

Фото: Кира Мишина

Для самого музея это выгодно с финансовой точки зрения — поступают внебюджетные средства, появляется новая публика. Мы также участвуем в правильных воспитательных, культурно-образовательных  проектах.

Какие образовательные проекты и конкурсы проводит НГХМ?

— Музей старается придумывать интересные проекты под каждую возрастную группу детей и взрослых. Например, к началу учебного года мы подготовили целый список разных программ: экскурсии для школьников 1—5, а также 6—11 классов. С этой аудиторией нужно разговаривать на своем языке, не быть занудными и держать музейный уровень, правильную академическую подачу.

Мы также стараемся развивать тему инклюзии и уже много лет сотрудничаем с детьми с расстройствами аутистического спектра. Они приходят к нам в студию, занимаются, а потом мы проводим выставки.

Есть реальные результаты, успехи, которые нас очень радуют: до занятий многие дети не могли взять в руки карандаш, а сейчас стали молодыми, начинающими художниками.  Мы занимаемся с детьми с расстройством слуха, с первым санаторным детским домом (там много разных категорий). У НГХМ также есть проект дом с мозаикой, работы потом выставляются в художественном музее. Программ много, работа эта не совсем заметная для широкой публики, но очень нужная для нас. Когда есть реальный результат – не хочется останавливаться.

Это наша частная инициатива на спонсорские средства и деньги от участия в грантовых программах. Нами уже заинтересовалась федерация, и музей мог бы могли попробовать транслировать свои наработки на другие регионы. Для НГХМ это было бы хорошо, и если федерация нам поверила и готова участвовать в развитии инклюзивного направления, то появятся и бюджетные средства, и освещение в СМИ, и внимание со стороны региональных властей. Если все получится, то наша инициатива, которую мы предлагаем и своими силами, и силами меценатов, сможет выйти на федеральное направление.

Фото: НГХМ

Какие мероприятия в НГХМ следуют посетить нижегородцам и гостям города в 2022 году?

— Я приглашаю всех до конца года прийти во все наши корпуса, потому такого роскошного летне-осеннего выставочного плана, такой россыпи замечательных выставок в Нижнем Новгороде не было никогда. В кремле мы можем наблюдать выставку отечественного графического искусства в рамках фестиваля музейной графики, который мы проводим вместе с Арсеналом. Это самые лучшие шедевры, которые представлены здесь и сейчас. У нас также есть потрясающий проект с собранием графики Баженовой «От Веронезе до Пикассо» в доме Сироткина — оригинальные работы Веронезе, Тинторетто, Дж.Б.Тьеполо, Ф.Гварди, Моне — самых выдающихся имен мирового искусства. Также проходит выставка «Наталья Гончарова — амазонка русского », на который мы вместе с государственной Третьяковской галереей и лучшими региональными музеями показываем ретроспективу одного из главных игроков на сцене отечественного искусства 10-20-х годов 20 века. Наталья Гончарова, супруга Михаила Ларионова, наряду с Кандинским и Малевичем составляют основу русского авангарда для всего мирового искусства. В манеже представлена выставка «Сарафан. Шушпан. Одежа», в пакгаузе — выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации».  Это собрание екатеринбургского музея изобразительных искусств — 300 работ современных зарубежных художников, которые работают в технике Меццо-тинто на едином экспозиционном пространстве.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.