Роман Жукарин: «Любая новая культурная локация — это новые возможности и ответственность»
«Мы работаем как единая команда: у нас есть миссия и понимание, где и что мы можем сделать лучше, когда зритель может посмотреть русские, европейские работы и познакомиться с искусством 20 в.».
В 2021 г. в филиалах Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) прошла масштабная реконструкция. Один из них – манеж в кремле – буквально получил новую жизнь. Спустя год после завершения работ директор НГХМ Роман Жукарин рассказал в интервью NN.DK.RU, как изменилась жизнь музея, о работе с зарубежными партнерами в непростой 2022 г. и развитии межрегионального сотрудничества, а также об инклюзивных проектах.
В 2021 г. в филиалы НГХМ были реконструированы. Что изменилось концептуально?
— На реставрацию корпуса НГХМ в кремле было выделено более 200 млн руб. , на дом Сироткина, (Верхневолжская набережная, 3)- порядка 26 млн руб. Одновременно проводился ремонт филиала НГХМ | искусство XX века — бывшего выставочного комплекса, где представлены выставки авангарда, финансирование частично было бюджетным — порядка 15-18 млн руб. Таким образом, всего на реставрацию филиалов музея было направлено порядка 300 млн руб. Мы смогли выполнить во всех наших трех основных помещениях частично капитальную реставрацию, частично — реконструкцию с приспособлением. Помимо этого у нас есть манеж, где НГХМ проводит выставки как резидент. По данному объекту мы не выступали в качестве заказчика на ремонтно-восстановительные работы, мы - больше идеологи, координаторы интересных культурных событий.
Очень многое зависит от инфраструктуры, это как в театре — все начинается с вешалки. В музее также важно все: от гардероба до санузла и инженерных сетей. Концептуально во всех наших филиалах мы постарались максимально представить все главные работы собрания НГХМ.
У нас не самая большая коллекция по сравнению с другими крупными музеями и институциями, порядка 12 тыс. экземпляров, но это как раз тот пример, когда мы говорим не про количество, а про качество. Нижний Новгород был крупнейшим купеческим центром, в нем жили знаменитые дворянские фамилии, которые занимались коллекционированием и могли позволить себе привезти много очень интересных на сегодняшний день экспонатов. Именно благодаря этому музей входит в ТОП лучших музеев России, в ТОП-10 точно.
Все то богатейшее наследие, которое находится в нашем владении, мы стараемся показать в полном объеме как в современных тенденциях, так и не отказываясь от классических экспозиционных ходов. Музей немного переформатировал подход, предложив гостям сфокусироваться на предметах, которые раньше были, к примеру, в запасниках, и не отражали нижегородскую особенность.
В Нижнем Новгороде осело, опять же благодаря купеческим фамилиям, много потрясающих работ древнерусского, сакрального искусства. Если говорить про отечественную классику, то мы показываем лучшие произведения 18-20 вв. То же самое касается и западно-европейского отдела — мы смогли преподнести работы при помощи хорошего света, правильного на наш взгляд выбора интерьера. Это позволяет показать всю прелесть и изящество работ европейских мастеров 14-19 вв. и тем самым привлечь, в первую очередь, нижегородцев: вдохновить их, удивить. А также поразить всех тех, кто приезжает в Нижний Новгород.
Мы читаем все отзывы о выставках: и положительные, и критические заметки. И даже если это критика — то она здравомыслящая и говорит о том, что в целом посетителям музея здесь нравится.
Для многих неожиданно увидеть работы оригинальной коллекции. Плюс, есть современные технологии, в том числе VR на картине Маковского — это уникальный пример, когда мы смогли оцифровать большое историческое полотно полностью, сделать интересную викторину для разных поколений. Это всегда является хорошим дополнением к посещению музея: смотришь на работу, как ее создавал художник, какие ресурсы у него были в конце 19 в. Такой интересный элемент должен присутствовать в любом музее — золотая середина между современным технологичным цифровым и подлинниками.
Какое преимущество есть в том, что перечисленные объекты находятся в одной структуре?
— Если мы говорим про корпус 3 в кремле и про дом Сироткина – то эти помещения исторически принадлежали музею. Выставочный комплекс был передан учреждению в начале 2021 г. Сейчас там проходят выставки горьковских и нижегородских художников, а также представлены работы союза художников – в том числе крупные проекты, связанные с отечественным искусством 20 в. В частности, прошла большая выставка «Кандинский Малевич и русский авангард», где мы показали в медийном пространстве всю свою коллекцию, а также привлекли лучшие работы из региональных и федеральных музеев. В ближайшей перспективе мы будем открывать там постоянную экспозицию. Новая локация, новое выставочное пространство — это всегда хорошо для любого музея, это некий кластер. Мы работаем как единая команда: у нас есть общая миссия и понимание, где и что мы можем сделать лучше, когда зритель может посмотреть русские, западно-европейские работы, познакомиться с искусством 20 века.
Плюс, у нас есть две площадки, где мы можем реализовывать свои самые смелые проекты. Во-первых, это манеж в кремле. Первая проведенная в нем выставка «Небесный нижний» показала то, что нижегородский музей может работать на самом высоком федеральном уровне. В одном месте были собраны 340 работ древнерусского искусства. Сейчас там проходит выставка «Сарафан, шушпан, одежа» - первая этнографическая выставка за всю историю нашей области. Она рассказывает о Нижегородском крае через костюмы, бытовые предметы наших земляков – как люди общались, дружили, как взаимодействовали между собой этносы, проживающие (чуваши, татары, мордва, беларусы ).
Любая новая локация — это новые возможности и, конечно, новая ответственность. В этом отношении музей все равно развивается, у нас растут молодые сотрудники, которые должны в будущем делать все для того, чтобы музей звучал и был на передовых ролях в рамках профессионального сообщества.
Еще один проект — пакгаузы, где мы тоже выступаем как резиденты. Это некий вызов, поскольку данная площадка непростая — не такая известная для большинства нижегородцев. Она по-своему уникальная и с точки исторической, и с точки современной архитектурной реставрации – помещения было воссоздано. Мы как музей должны соблюдать и выдерживать абсолютно все правила, должны давать гарантию нашим партнерам, которые нам доверяют помещения для проведения выставок.
В спонсорском плане мы работать стараемся, но не скажу, что фандрайзинг у нас на каких-то передовых ролях. Тем не менее, есть много партнеров, которые нам помогают. Однако основная часть — это государственное финансирование.
После вложения в год 800-летия Нижнего Новгорода мы смогли достаточно много оправдать как перед властью, так и перед зрителями — это было отправной точкой, когда мы доказали, что можем работать на хорошем уровне. Госфинансирование является основным и существенным источником, оно касается не только поддержания инфраструктуры, но и наших выставочных проектов. В этом году выставки в манеже, в пакгаузах, в выставочном комплексе были полностью поддержаны правительством Нижегородской области. Это не пустое вложение для города, хотя музей не является коммерческой организацией, и у нас нет прямой задачи в получении прибыли. Монетизация должна присутствовать обязательно, но для нас важно сделать так, чтобы наша работа, наша деятельность приносила духовные культурные дивиденды для каждого посетителя.
Как музей сейчас сотрудничает с зарубежными партнерами?
— На сегодняшний день все контакты приостановились, заморозились. Но они не оборваны — есть надежда, что все в какой-то перспективе мы сможем сотрудничать. Контакты с африканским, южноамериканскими музеями и до пандемии были довольно проблематичными из-за географической удаленности, а ковидные ограничения еще сильнее сковывают подобную работу. Последний наш крупный проект прошел в Южной Корее, работы русского авангарда уехали туда в декабре 2021 г. А в конце февраля 2022 г. появились проблемы — было достаточно трудно вывести экспонаты обратно из-за нарушения логистических связей.
Что касается межрегионального развития отношений, то как раз оно сейчас выходит на новый уровень. Последнее тому подтверждение — большой форум «Музейные маршруты», прошедший в Нижнем Новгороде в пакгаузах. На нем присутствовал замминистра культуры РФ Алла Юрьевна Манилова, которая курирует эти процессы. Подобные мероприятия говорят о том, что все больше музеи в стране включаются во взаимодействие, начинают по-хорошему конкурировать между собой за зрителя, и что возобновился интерес к внутреннему туризму. Музей является одной из тех точек, которые в том числе эту тему хорошо продвигают. У нас заключены соглашения о сотрудничестве с Самарским художественным музеем, будет подписан договор с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств. У нас большой план на сотрудничество с музеями Московской области, Приморского края, Калининграда и Саратова. Есть большие перспективы: это хорошая культурная экспансия, которая впоследствии может привести к экономическим партнерствам уже на других площадках.
Музей и культура являются амбассадорами, которые могут повлиять на успех регионов в целом.
Нижегородский художественный музей вошел в двадцатку наиболее популярных музеев России, участвующих в проекте «Пушкинская карта». Расскажите подробнее об этом проекте.
— «Пушкинская карта» — это очень правильный и в чем-то долгожданный механизм привлечения молодежи в музеи. Существует стереотип, что музей — это обязательно нафталин и скука. С проектом «Пушкинская карта» мы приглашаем не только посмотреть на постоянную экспозицию, но и сделать хорошую фотосессию, селфи, провести в жаркую погоду время в прохладном, комфортном помещении.
Проект обязывает делать наш контент более нужным, популярным именно для такой категории посетителей. Работа в данном направлении также позитивно влияет на посещаемость музея, которая заметно увеличилась. Если сравнивать первые восемь месяцев 2022 г. с аналогичным периодом 2019 г. — то на 84%. Это, в том числе, благодаря «Пушкинской карте».
Мероприятия, которые вы проводим, востребованы. Это радует, это дает нам новые вызовы. Однако конкуренция между музеем, ТРЦ, парками развлечений и другими бесплатными историями все равно сохраняется. Мы понимаем, что для молодых людей билет в музей может стоить существенные деньги. Это также хорошая история для жителей области.
Для самого музея это выгодно с финансовой точки зрения — поступают внебюджетные средства, появляется новая публика. Мы также участвуем в правильных воспитательных, культурно-образовательных проектах.
Какие образовательные проекты и конкурсы проводит НГХМ?
— Музей старается придумывать интересные проекты под каждую возрастную группу детей и взрослых. Например, к началу учебного года мы подготовили целый список разных программ: экскурсии для школьников 1—5, а также 6—11 классов. С этой аудиторией нужно разговаривать на своем языке, не быть занудными и держать музейный уровень, правильную академическую подачу.
Мы также стараемся развивать тему инклюзии и уже много лет сотрудничаем с детьми с расстройствами аутистического спектра. Они приходят к нам в студию, занимаются, а потом мы проводим выставки.
Есть реальные результаты, успехи, которые нас очень радуют: до занятий многие дети не могли взять в руки карандаш, а сейчас стали молодыми, начинающими художниками. Мы занимаемся с детьми с расстройством слуха, с первым санаторным детским домом (там много разных категорий). У НГХМ также есть проект дом с мозаикой, работы потом выставляются в художественном музее. Программ много, работа эта не совсем заметная для широкой публики, но очень нужная для нас. Когда есть реальный результат – не хочется останавливаться.
Это наша частная инициатива на спонсорские средства и деньги от участия в грантовых программах. Нами уже заинтересовалась федерация, и музей мог бы могли попробовать транслировать свои наработки на другие регионы. Для НГХМ это было бы хорошо, и если федерация нам поверила и готова участвовать в развитии инклюзивного направления, то появятся и бюджетные средства, и освещение в СМИ, и внимание со стороны региональных властей. Если все получится, то наша инициатива, которую мы предлагаем и своими силами, и силами меценатов, сможет выйти на федеральное направление.
Какие мероприятия в НГХМ следуют посетить нижегородцам и гостям города в 2022 году?
— Я приглашаю всех до конца года прийти во все наши корпуса, потому такого роскошного летне-осеннего выставочного плана, такой россыпи замечательных выставок в Нижнем Новгороде не было никогда. В кремле мы можем наблюдать выставку отечественного графического искусства в рамках фестиваля музейной графики, который мы проводим вместе с Арсеналом. Это самые лучшие шедевры, которые представлены здесь и сейчас. У нас также есть потрясающий проект с собранием графики Баженовой «От Веронезе до Пикассо» в доме Сироткина — оригинальные работы Веронезе, Тинторетто, Дж.Б.Тьеполо, Ф.Гварди, Моне — самых выдающихся имен мирового искусства. Также проходит выставка «Наталья Гончарова — амазонка русского », на который мы вместе с государственной Третьяковской галереей и лучшими региональными музеями показываем ретроспективу одного из главных игроков на сцене отечественного искусства 10-20-х годов 20 века. Наталья Гончарова, супруга Михаила Ларионова, наряду с Кандинским и Малевичем составляют основу русского авангарда для всего мирового искусства. В манеже представлена выставка «Сарафан. Шушпан. Одежа», в пакгаузе — выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации». Это собрание екатеринбургского музея изобразительных искусств — 300 работ современных зарубежных художников, которые работают в технике Меццо-тинто на едином экспозиционном пространстве.