Рейтинг страховых компаний Нижегородской области за 2021 г.
Обязательные виды страхования в 2021 г. показали падение сборов премий на 6,1%, по ОСАГО (98% обязательного страхования или 4,8 млрд. руб.) снижение составило 5,9%.
NN.DK.RU проанализировал данные страховых компаний за 2021 г., представленных на территории Нижегородской области в сфере добровольного и обязательного страхования, кроме ОМС.
Как формировался рейтинг
На первом этапе проанализированы данные отчетности ЦБ РФ о результатах деятельности страховых компаний за 2021г.
На втором этапе сформированы таблицы основного рейтинга по всему рынку страхования – добровольное, без страхования жизни и рейтинги компаний в сегменте добровольного страхования жизни, ДМС, добровольного страхования от несчастных случаев, страхования КАСКО и ОСАГО,
На третьем этапе данные рейтинга были направлены страховым компаниям для уточнения показателей деятельности и получения дополнительных комментариев о ситуации на рынке страховых услуг Новосибирской области.
Основные ранжирующие показатели — объем собранных премий в 2021 г. в Нижегородской области, млн руб.
Тренды
1| Объем сбора страховых премий добровольного и обязательного страхования по Нижегородской области в 2021 г. составил 20,8 млрд руб. Несмотря на рост сбора на 9,2%, прирост сборов страховых премий был за счет добровольных видов страхования. Обязательные виды страхования показали падение сборов премий на 6,1%, по ОСАГО (98% обязательного страхования или 4,8 млрд. руб.) снижение составило 5,9%.
2| Объем сбора страховых премий добровольного страхования в 2021 г. — 15,8 млрд. руб (+15%). Рост сборов премий показали сборы по ДМС (+79%), КАСКО (+21%), страхование жизни (+19%). Падение сборов премий за 2021 г. в сегменте личного страхования — страхование несчастных случаев (НС) — (-13%).
3| Уровень выплат в 2021 г. по рынку добровольного и обязательного страхования составил 62 % ( в 2020 г. — 75%). В сегменте добровольного страхование уровень выплат составил 39% (против 48% 2020 г.). Увеличение выплат произошло по полисам ДМС на 7 п.п. и составило 66%, на 4 п.п. в НС — 13%, сократился уровень выплат по страхованию жизни и КАСКО на 14 п.п. и 4.п.п. соответственно (62% и 51%). По ОСАГО выплаты увеличились на 2 п.п.и составили 73%.
Прогнозы рынка страхования в Нижегородской области
— В зоне роста среди розничных сегментов будет находиться рынок ипотечного страхования за счет объемов выдачи ипотечных кредитов прошлых лет, а также льготных программ по ипотеке, которые были заметно расширены в 2022 году. Также стоит принять во внимание объявленное Президентом Российской Федерации на прошедшем ПМЭФ снижение ставки по льготной ипотеке до 7%.
Сегменты корпоративного страхования в 2022 году, скорее, не будут иметь драйверов к росту в условиях начинающейся трансформации экономики. Основными вызовами для рынка страхования становятся скорость актуализации страховых предложений при изменении покупательской способности клиентов, адаптация продуктов для корпоративного сектора в условиях выстраивания новых логистических цепочек и поставок товаров в рамках параллельного импорта, а также перестраховочная защита в условиях сложившихся ограничений.
Дополнительным вызовом для страховых компаний станет актуализация ИТ-обеспечения, включая импортозамещение некоторых поставщиков программного обеспечения, принявших решение об уходе с российского рынка.
— Сейчас тяжело приходится банкострахованию, которое было в последние годы драйвером роста всего рынка. Непростая ситуация в добровольном автостраховании — продажи новых машин упали кардинально, а именно они серьезно влияли на рост сегмента каско. Сейчас он поддерживается за счет пролонгации старых договоров и за счет инфляции. Это два ключевых фактора, способных позитивно повлиять на ситуацию хотя бы в части объема сборов.
Страхование путешественников не успело восстановиться после пандемии — и теперь столкнулось с новыми сложностями. Правда, надо отметить, что в части объема сборов этот вид вносил незначительный вклад в расширение страхового рынка.
Наконец, надо отметить, что мы оказались в ситуации радикальных изменений в инвестиционной политике: валютные инструменты стали практически недоступными для российских страховщиков.
В 2022 году мы однозначно ожидаем сокращение рынка страхования. Исходя из текущих реалий диапазон снижения можно обозначить как минус 10% в базовом сценарии и до минус 20% в пессимистичном.
Очень вероятен естественный рост в агростраховании за счет расширения объемов страхования с господдержкой. А по ключевым розничным сегментам в текущих реалиях неизбежен рост среднего чека, что позволит рынку получить хотя бы номинальную поддержку в части объемов.
По-прежнему, мы ожидаем интерес к страхованию имущества физических лиц, жизни и здоровья.
Это извечная жизненная потребность – позаботиться о здоровье близких и своем имуществе.
Что касается международного сотрудничества, очевидно, что российские страховщики будут более пристально смотреть в сторону ближневосточных и азиатских рынков — как в части перестрахования, так и в части привлечения брокеров.
— При этом в части розницы в связи с тем, что ключевая ставка заметно снизилась, на страховом рынке в настоящее время наблюдается положительная тенденция: банки снизили ставки по своим продуктам, появились льготные программы по страхованию ипотеки, ставка по «льготной ипотеке» снижена до 7%. Со второго полугодия мы прогнозируем рост в ипотечном страховании, страховании залогового имущества и автостраховании.
— На 16% вырос спрос на наши специализированные программы от онкозаболеваний. В 1 квартале 2022 года остались востребованными программы пенсионного страхования, которые помогают накопить на прибавку к пенсии и в период накопления финансово поддерживают клиентов при проблемах со здоровьем. Рост составил 12,2%. При этом с начала 2022 года количество выплат компании выросло на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Если говорить о видах страхования, то выплаты по программам НСЖ, включая онкострахование, увеличились на 30%, по пенсионному страхованию – на 17,3%.
Я уверен, что популярность долгосрочных программ НСЖ будет только расти. Залог этого роста – соответствие таких продуктов нуждам людей, ведь в сложной ситуации со здоровьем (при серьезной болезни или травме) обладатель полиса получит выплату от компании. Данные средства позволят вовремя оплатить необходимое лечение и при этом сохранить привычный уровень жизни. Поддержка в непростых жизненных ситуациях, это, что сейчас особенно нужно нашим клиентам.
— Новый тренд на рынке — ДМС для релоцированных подразделений. В частности, среди наших клиентов есть запросы на обслуживание по ДМС в Армении, Казахстане и Турции. ДМС интересен работодателям не только как инструмент мотивации, но и как средство борьбы с пропусками по болезни, поэтому сокращение этих программ никогда не было тотальным.
— Страховые компании частично компенсировали падение продаж каско работой с существующими клиентами – «дострахованием» автомобилей до текущей рыночной стоимости. Активизировалась работа с каско авто с пробегом, сейчас можно оформить каско даже для 15-летних автомобилей. Но компенсировать снижение продаж каско новых автомобилей у дилеров рынок не сможет.
Поэтому в этом году можно ожидать падения рынка каско примерно на 10% (а в первом полугодии – до 15%).
После произошедшего снижения ставки рефинансирования, вероятно, начнется оживление автокредитования и реализация отложенного спроса на новые автомобили, хотя рост будет сдерживать дефицит новых авто – сейчас в нашей стране они одни из самых дорогих в мире.
Что касается ОСАГО, средняя его стоимость также смесилась к верхней границе тарифного коридора.
Принятое Центробанком 22 июня решение расширить тарифный коридор для большинства категорий автовладельцев позволяет устанавливать более справедливую цену для водителей, а не перекладывать убытки лихачей на аккуратных водителей.
Точно оценить, какое изменение ждет тарифы дальше, сейчас практически невозможно. Да, корзина запчастей подорожала в среднем на 32%. Но есть очень позитивный тренд – уже сейчас по большинству марок дефицит самых востребованных запчастей становится не таким острым. Не исключено, что через несколько месяцев новые каналы поставок позволят снизить стоимость запчастей. Тем более, добавляется еще и такой мощный фактор как солидное укрепление рубля.
Все будет зависеть в первую очередь от восстановления поставок запчастей: именно они в основном влияют на убыточность автострахования. В доле расходов после «среднего» кузовного ремонта запчасти составляют 60-70%.