«Иногда не хватает одного слова, чтобы миссия компании не разобщала, а объединяла»

Зачастую задача коуча состоит в том, чтобы в диалогах с клиентом совместно исследовать ситуацию так, чтобы руководитель/собственник смог точно сформулировать цели, и эмоция превратилась в инсайт.

О том, с какими запросами чаще всего обращаются владельцы бизнеса к коучам, какие замеры необходимо сделать к компаниях, чтобы добиться результата, рассказывает Елена Селезнева, МСС ICF (наивысший международный уровень аккредитации в коучинге), основатель Международной бизнес-школы коучинга и менторинга IBCM.

Обращаясь к коучам, владельцы бизнеса и директора компаний, как правило, просят сформировать корпоративную культуру «под ключ» или точечно проработать какие-то вопросы? 

— Чаще приходят с эмоциями, без готовых формулировок. «Вот что-то не так». Предприниматели люди опытные, с хорошо развитой «чуйкой» и зачастую реагируют на угрозу превентивно, когда еще она не полностью сформировалась.

В этом случае задача коуча — через диалог помочь клиенту структурировать и свои эмоции, и информацию: точно сформулировать свой запрос, свои цели, найти решение, и выйти на новый уровень развития бизнеса и себя.  

Именно поэтому мы сначала мы проводим коучинг с руководителем/собственником  компании, а когда сформулирована задача, он понимает, что хочет откорректировать в работе, тогда уже возникает потребность стратегической сессии всей команды.

Можете привести интересные примеры из своей практики?

— Мы в свое время разрабатывали корпоративную культуру «под ключ» компании «World Class Нижний Новгород», сотрудничали тогда с генеральным директором и совладельцем сети фитнес-клубов Алексеем Трушиным. Команда «World Class Нижний Новгород» была хорошо известна не только у нас в Нижнем. Молодой, творческий, сплоченный коллектив, как сейчас сказали бы «бирюзового уровня». Работа была выстроена по самым передовым стандартам, разработана миссия, связанная с лидерством, но чуйка собственников бизнеса подсказывала, что что-то не срабатывает, что нужна новая энергия. Другими словами – понадобился апргейд.

Мы начали работу сначала с индивидуальных коуч- встреч с собственниками и топ менеджерами, с ключевыми сотрудниками компании – носителями корпоративной культуры, а потом провели совместный командный коучинг, где работали с ценностями каждого и команды. Тогда выяснилось, что для каждого лидерство это не просто быть первым, а лидерство во имя, для того, чтобы…. Именно это и было подлинной корпоративной культуры компании, это то, что совпадало у всех в команде ценностно, что объединяло и сплачивало всех. А как я уже говорила, в то время миссия компании звучала как «быть первыми во всем»,  и она не объединяла, а разобщала.  А всего лишь не хватало одного слово – «для людей».

С новой миссией «Быть лидерами во имя людей» мы с компанией заново в течении года разработали и внедрили систему работы с персоналом: стратегию,  модель  компетенций компании, обучение руководителей и сотрудников компании, систему мотивации… по сути легализуя  и формализуя подлинную  корпоративную культуру, отцифровывая понятия «хорошо-плохо» в компании, и это сработало совершенно потрясающе. Еще сильнее сплотился коллектив и произошел серьезный прирост клиентов.

А бывает, что обращаются такие руководители, которые считают, что он идеальный, всё знает, а во всем виноват не он, а скорее его команда?

— Таких руководителей много. Обычно они говорят: « Я то все знаю, вы научите моих сотрудников…»

У знаний нет конечной точки. Если вы остановились в развитии, вас обгонит ваш бизнес, который развивается каждую минуту…  Вы не сможете управлять командой, которая сложнее, чем вы: или команда будет вами управлять, или уйдут те, кто лучше и умнее, а останутся хуже, и глупее.

Суть проблем этих руководителей в том, что вокруг них мало людей, способных вступить с ними в спор, вывести их из зоны комфорта своей убежденности. Они боятся быть уязвимыми, несовершенными, поэтому они предпочитают быть для всех большим Боссом, и тогда они очень одинокие в своих решениях, им не с кем посоветоваться, не от кого получить честную обратную связь. И часто в этом случае возникает такое состояние, как ригидность, это когда мозг человека закрывается для новой информации, более того, она его пугает, и человек пользуется одними и теми же способами в течение многих лет. Только, если раньше с помощью них он имел успех, то через какое-то время они перестают работать.

Именно в это время у руководителя/собственника начинаются проблемы в бизнесе, личный кризис.

В этих случаях руководители обращаются к коучу ил и ментору. Профессиональные коучи и менторы – это специалисты, создающие условия, при которых через диалог активизируется личная мудрость и лидерство клиента. Все ответы внутри нас.

Каждый руководитель — автор своего бизнеса, только он знает нужные пути решения. Коуч и ментор на встрече могут рассказать клиенту какие-то кейсы, подсветить слабые стороны его аргументов, какие-то противоречия, связать логическую цепочку его рассуждений, но автором окончательных решения всегда остается  клиент.

И тогда изменения в человеке происходят безопасно, не путем революции, а путем эволюции, мозг активен, запускает процессы творчества, появляется молодая энергия, мотивация достижений.

Чтобы развиваться без остановки, быть современной, я себе выбрала девиз, строчку из песни Насти Полевой, которая звучит так: «Но если кто-то знает как, сто к одному, что он дурак». Меня это очень отрезвляет и мотивирует к вниманию и уважению  к различным точкам зрения, дает возможность  к быстрым изменениям.

Независимые замеры до и после

С чего начинается ваша работа с компаниями?

— Прежде всего, с аудита системы работы с сотрудниками. Исследуем особенности компании через анкеты, интервью, стратегические сессии. Делаем независимые замеры, которые мы проводим до начала работы, в середине проекта и на выходе.

Например, у компании есть запрос по улучшению уровня продаж. Главная проблема, по мнению руководства, в отсутствии кадров - клиентоориентированных продавцов. Компания вкладывает деньги в обучение продажам сотрудников,  создали систему мотивацию, чтобы повысить культуру продаж, но ничего не меняется… В ходе аудита выясняется, что внутри компании нет  уважительного, клиенториентированного  отношения к свои сотрудникам. Присутствует авторитарное, директивное управление, отсутствуют диалоги руководителей с сотрудниками, в связи с чем они не чувствуют себя безопасности, не испытывают доверия к компании. Процент вовлеченности сотрудников низкий, текучесть кадров высокая, ROЕ (коэффициент возврата инвестиций, выраженный в процентах) на развитие персонала низкий, а иногда и отрицательный.

А как может внешняя клиенториентированность быть хорошей, если она внутри хромает? То есть для начала надо внутри выстроить клиентоориентированную систему работы с персоналом, тогда повысятся продажи через клиентоориентированность внешнюю.

Если собственники это понимает, то мы выстраиваем не только корпоративную культуру диалогов управления продажами, но и всей  компании. Соответственно делаем замеры по показателям не только прироста продаж, но и по вовлеченности, текучести, развитие лидерского потенциала и, конечно, ROЕ (у некоторых компаний, по итогам внедрения системы коучинговой культуры диалогов, ROЕ колеблется от 350 до 500, а есть такие, у кого уровень доходит до 1000).

А еще какие показатели замеряются?

— Замеры бывают разные. Например, в прошлом году наша Международная бизнес-школа коучинга и менторинга IBCM  выиграл тендер у 15 европейских компаний на сопровождение программ по менторингу в проекте поддержки предпринимателей в Казахстане и Таджикистане, который организовывает Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР).

Там работа строилась работа по принципу менторинга — это когда опытный предприниматель (ментор) работает с менее опытным (ментИ), и помогает ему выстраивать бизнес. В данном случае мы совместно с ЕБРР делали замеры по развитию  бизнеса, лидерству, вовлеченности, где эффективность развития бизнеса возросла по сравнению с контрольными группами в 5-7 раз, вовлеченность в процесс менторов и менти после обучения коучинговым коммуникациям возросла с 50% до 100% ; а  победителями программы ЕБРР в 90% стали выпускники  нашей школы после обучения по коучинговым коммуникациям в менторинге. Проект имел мировой успех. Сейчас мы продолжаем работать в подобных проектах уже с четырьмя странами.

Команда нашей школы сейчас участвует в региональном эксперименте по внедрению культуры диалогов в общеобразовательных школах Нижнего Новгорода. И даже здесь мы будем делать  определенные замеры, в основном, по эффективности взаимодействия, конфликтности, вовлеченности, оптимизации стиля общения, снижение выгорания у учителей, удовлетворенности.

Международная бизнес-школа коучинга и менторинга IBCM

Сайт: www.ibcmschool.com

Телеграмм-канал: https://t.me/ibcm_tg

«Иногда не хватает одного слова, чтобы миссия компании не разобщала, а объединяла» 1

 

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.